Файл: ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 588
Скачиваний: 17
2. Ознакомьтесь с текстами двух автобиографий. Определите, какие нормы были нарушены. Отредактируйте документы.
Вариант 1
Михайлова Полина Дмитриевна родилась 20 марта 1990 г. Родители: Михайлов Дмитрий Александрович, место рабо-
ты засекречено, мать Михайлова Маргарита Васильевна, ООО
«К+К»; проживаем вместе в двухкомнатной квартире. У семьи стабильный средний материальный достаток, моральный климат в семье теплый, все члены семьи здоровы, хроническими заболеванияминестрадают.В2007г.окончилашколу№1222суглубленным изучением немецкого языка. Успеваемость была средняя, во многом школа способствовала раскрытию моих способностей в сфере иностранных языков. Конфликтов с одноклассниками и учителями не было. На данный момент учусь в РГСУ на 1 первом курсе. Работаю в ООО «Свет Звезд», в данный момент нахожусь в длительном отпуске по причине временных проблем. Имею языковой диплом о владении немецким языком.
Увлекаюсь театром и классической музыкой, поэтому в будущем стремлюсь работать в творческой сфере или сфере искусства.
Никаких вредных привычек не имею, на здоровье не жалуюсь, хронических заболеваний не имею, для поддержания и укрепления спортивной формы посещаю бассейн 2 раза в неделю.
Проживаю по адресу г. Москва, ул. ...
5 декабря 2007 г. _________________
подпись
Вариант 2
Автобиография Разумеется, любая автобиография должна начинаться при-
мерно так: «Я, такой-то, такого-то года рождения...». Но вот знаете, как-то меня коробит начинать рассказ о самом себе с таких ужасных формальностей. Нет, ну вот представьте: познакомитесь вы с человеком на улице, а он начнет излагать таким образом всю свою жизнь.
Ну так или иначе, пора мне тоже начинать рассказ о своей жизни.
51
Меня зовут Сергей Романов, я родился 12 февраля 1991 года в Москве в семье Федора Сергеевича Романова и Ирины Васильевны. Ах да, у меня же есть еще старшие брат и сестра. Брата зовут Миша, ему 31 год, и у него отличное чувство юмора. Сестру зовут Ксюша, ей 28 лет, и она очень добрая.
От момента рождения до 1997 года, когда я пошел в первый класс школы, не произошло никаких особенных событий. Ну то есть для меня, ребенка, они, конечно, были важны, но сейчас, оглядываясь назад, я понял, что жил обычной детской жизнью: гулял, играл в футбол со сверстниками, лазил по деревьям и обдирал коленки.
В 6 лет пошел в школу № 1828 в музыкальный класс. Забегая вперед, скажу, что я пел в хоре три года до тех пор, пока мой голос самым трагическим образом не сломался. Именно тогда мне вежливо намекнули, что с таким голосом не петь мне ведущие партии. Ну а потом я перешел в гуманитарный класс, где благополучно проучился еще 7 лет.
После школы, наверное, как у всех подростков, у меня появилась определенная проблема — выбор вуза... Ну тут можно еще несколько страниц посвятить моей попытке поступить в МГУ на философский факультет, но так или иначе поступить я не смог, следовательно, нет никакого смысла заострять внимание на этом событии.
Ну а потом я поступил в РГСУ на гуманитарный факультет на специальность — культурология. Буквально через несколько дней после вручения студенческих билетов я узнал, что, как правило, культурологи через 5 лет становятся библиотекарями или экскурсоводами.
Но знаете что? Мне просто нравится тут учиться.
Даже если я всю жизнь проведу среди пыльных книг или выцветших картин, я и на секунду не пожалею. Ведь это и называется жизнь, так ведь?
3. Объедините стилевые черты в группы в зависимости от того, какому функциональному стилю они свойственны.
•абстрактность, отвлеченность
52
•конкретность
•долженствующая модальность изложения
•информативная насыщенность
•точность изложения
•неличный и констатирующий характер изложения
•сжатость, лаконичность (экономия языковых средств)
•обобщенность и отвлеченность
•объективность изложения
•стандартность
•индивидуальность слога
•логичность
•эмоциональность и экспрессивность
4.Укажите, каким функциональным стилям присущи отмеченные языковые особенности. Распределите их по группам в зависимости от их принадлежности к тому или иному функциональному стилю.
1)употребление слов в переносном значении;
2)употребление слов в прямом номинативном значении;
3)наличие в лексической системе общественно-полити чес ких слов;
4)наличие терминов;
5)наличие стандартизованных языковых средств (клише);
6)использование эмоционально-экспрессивных средств языка;
7)отсутствие эмоционально-экспрессивных средств языка;
8)продуктивность словообразовательных моделей отвлеченных имен существительных с суффиксами -ост’-, -ств-, -ниj-, -uj-;
9)продуктивность словообразовательных моделей с эмоцио нально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать и под.;
10)продуктивность словообразовательных моделей с при-
ставками меж-, все-, обще-, сверх- и т.п.;
11)активное использование интернациональных словообразовательных суффиксов (-а-ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и
приставок (анти-, контр-, про-, де-з-) и т.п.;
53
12)продуктивность словосложения с использованием основ иноязычного происхождения: нарко-, теле-, видео-, ау-
дио-, мини-, макси-, шоу- и т.д.;
13)преобладание имени над другими частями речи;
14)преобладание глагола над другими частями речи;
15)преобладание отвлеченных имен существительных над конкретными;
16)преобладание конкретных имен существительных над отвлеченными;
17)частотное употребление личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих глагольных форм;
18)преобладание среди глагольных форм формы 3-го лица;
19)активное использование местоимения мы в значениях — «мы авторское» и «мы совокупности»;
20)употребление предлога по с предложным падежом;
21)активное употребление производных предлогов типа бла-
годаря, ввиду, в связи с, в области, насчет и др.;
22)активное употребление эллиптических предложений;
23)активное употребление сложных синтаксических конструкций и простых осложненных предложений;
24)намеренный повтор слов;
25)частотность конструкций с рядами однородных членов;
26)прямой (объективный) порядок слов;
27)«нанизывание родительного падежа» (употребление суб-
стантивных словосочетаний с последовательным управлением родительным падежом).
5.Определите стилистическую принадлежность текста. Укажите языковые средства, имеющие другую функционально-стилевую окраску. Какова их роль в тексте?
Оставив для простоты устный литературный язык в стороне, перейдем к разным формам письменного языка. Здесь найдем прежде всего две большие группы его разновидностей: разные формы языка художественной литературы и разные формы делового языка. Обращаясь к последним, мы видим тут канцелярский язык, или стиль, язык законов, научный язык, эписто-
54
лярный стиль, переходящий в том смысле, как обыкновенно употребляют этот термин, в формы художественного языка и другие. Я назвал разновидности, наиболее осознанные среди нелингвистов; на самом деле их очень много — достаточно указать на медицинскую разновидность, которую все легко себе могут представить и которая имеет даже свой разговорный язык.
Можно сказать — и многие нелингвисты так и думают, — что все эти разновидности в сущности не нужны и что лучше было бы, если бы все писалось на некотором общем языке. Особенно склонны люди это думать о канцелярском стиле — термин, который приобрел даже некоторое неодобрительное значение. Конечно, во всех этих разновидностях существуют бесполезные пережитки вроде, например, архаического «оный» канцелярского стиля, но в основном каждая разновидность вызывается к жизни функциональной целесообразностью. Так, основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответствующее решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответствующие выводы.
Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков; быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона два и три раза.
Затоязыкпрокламаций,имеющийввидуширокиенародные массы, должен схватываться на лету, должен бить в одну точку и не размениваться на мелочи и оговорки — все это тоже находит свое языковое выражение.
55
Научный язык имеет свою специфику: строгость в выборе терминов, которые не должны допускать никаких двусмысленностей.
Эпистолярный стиль имеет множество вариантов в зависимости от социальных взаимоотношений корреспондентов. Эти разновидности были всегда так очевидны, что в прежние времена составлялись особые «руководства» для писания писем, называвшиеся «письмовниками».
(Л.В. Щерба)
6. Прочитайте текст, определите его стилевую принадлежность. Охарактеризуйте лексику с позиции ее функциональностилистической окраски. Как вы объясните наличие в тексте разностилевой лексики?
Вдова украла электричество
Жительница Орска Оренбургской области оказалась на скамье подсудимых за незаконное потребление электроэнергии. В судебном заседании подсудимая полностью признала свою вину. Учитывая небольшую тяжесть совершенного преступления и тяжелое материальное положение виновной, Ленинский районный суд Орска назначил ей наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ, обязательные работы на срок 60 часов.
Подсудимая пояснила, что самостоятельно сорвала с фазового провода пломбу и восстановила проводку после того, как семья оказалась отрезанной от энергопотребления за неуплату. На некоторое время проблема была решена, однако вскоре бдительные контролеры обнаружили обман. Общий ущерб не превышал трех тысяч рублей. Для вдовы, в одиночку воспитывающей малолетнего ребенка, эта сумма оказалась не по карману, даже с выплатой долга в рассрочку.
Интересно, а дальше-то что? Вдова от безысходности украла некоторое количество электроэнергии. Прикрутила проводочки. Обнаружили, осудили. Вдова отработает шестьдесят часов принудительных работ (подметать улицы? ухаживать за лежачими больными? что-то еще?). Денег у вдовы от всего этого явно
56
не прибавится. Долг останется не оплаченным, более того, он будет расти. И что дальше? Она, наверное, опять сорвет пломбу
иприкрутит проводочки, а что ей еще делать, не может же человек жить в темноте. И бдительные контролеры опять это дело обнаружат. Опять суд, и вдова уже окажется рецидивисткой. Какая-то дурная бесконечность вырисовывается в перспективе. Преступница просто вынуждена совершать свои пусть и мелкие, но преступления, а судебная машина даже не особо хочет ее судить, но приходится. Нет механизма прощения и списания долгов, никак нельзя сделать, чтобы эта женщина могла пользоваться электричеством просто так или по какой-нибудь совсем незначительной цене... Уныло и жутко делается от этой истории,
истрашно подумать о том, что ждет несчастную вдову.
(Журнал «Русская жизнь» № 9, 2007)
57
Раздел 2. Лексическая стилистика
Тема 1. Выбор слова в соответствии с его лексическим значением
1.1. Принципы выбора слова. Общая характеристика
Правильный выбор слова — одна из центральных проблем стилистики. Решение ее связано с лингвистическими и экстралингвистическими обстоятельствами. К основным лингвистическим условиям относятся свойства слова, которые необходимо учитывать:
1)лексическое значение, т.е. содержание слова, отображающее элементы окружающего мира;
2)функционально-стилевая принадлежность, т.е. прикрепленность слова к той или иной функциональной разновидности или стилю языка;
3)экспрессивность и оценочность, т.е. окраска слова, вы-
ражающая отношения говорящего.
Эти условия существуют во взаимодействии, и не выполнениехотябыодногоизнихприводиткнарушениюправильности, стилистической целостности, эмоционально-экспрессивной окраски речи.
Экстралингвистическими обстоятельствами называют внешние по отношению к языку условия выбора слов: авторский замысел, политические, этические, психологические и т.п. причины. Например, политкорректностью обусловлена замена слова «негр» словосочетанием «афроамериканец», кавказец — «лицо кавказской национальности», инвалид — «человек с ограниченными способностями».
1.2. Выбор слова в зависимости от лексического значения
Знание значения слова — необходимое условие его правильного употребления. В значении отражена связь между обозначаемым
58