ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 525
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1) Предмет, объект психологии, ее задачи.
2) Основные отрасли психологии.
3) Место психологии в системе наук.
4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.
5) Строение и функционирование нервной системы человека.
6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.
7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.
8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.
9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.
10. Способности и индивидуальные различия людей.
11) Понятие темперамента. Типы темперамента.
12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.
13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.
14. Понятие характера. Структура характера.
15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.
16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.
17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.
18) Понятие мотива и мотивации.
19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.
20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.
21) Понятие деятельности и её структура.
1. Психофизиологические функции
2. Мотивационно-личностный уровень
22) Виды деятельности. Их характеристика.
23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.
24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.
25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.
26) Понятие восприятия. Виды восприятии.
27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.
28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.
29) Виды внимания. Психологические теории внимания.
30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.
32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.
34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.
35) Понятие и виды воображения.
36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой человек независимо от того , как развиты у него отдельные психические функции и способности. Один из них основан на более активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, реком е ндуется в отношении запоминаемого материала выполнить следующую последовательность действий:
1. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представляемым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.
2. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым способом друг с другом в единый предмет.
3. Мысленно на секунду представить себе , как будет выглядеть эт от составленный из двух других, придуманный, необычный предмет.
Этих трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и остается там надолго.
Следует иметь в виду еще один прием, основанный на формировании ассоциаций. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал. Поэтому, если необходимо как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-нибудь иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: что это мне напоминает? На что это похоже?
Ф.Бартлетт рекомендует для лучш е го запоминания материала повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае , как он считает, запоминаемое лучше отложится в памяти , поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание. Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят человеку, а еще лучше, когда он сам их для себя адаптирует или придумывает, исходя из сложившегося жизненного опыта или знакомства с данными о психологии памяти.
35) Понятие и виды воображения.
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
2.
Виды воображения.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:
Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).
Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.
· непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
· произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.
Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:
ü операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
ü операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.
Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.
Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.
Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.