ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3.4. Методика формализованного составления обзоров

1. Общие положения

Структура обзора

Состав и характеристика стадий и этапов формализованного составления обзора

Последовательность и характеристика технологических операций этапов формализованного составления обзора

Этап 1.1. Разработка задания на составление обзора

Продолжение табл.2 Этап 1.2. Составление списка литературы

Этап 1.3. Составление частотного словаря

Этап 1.4. Построение рубрикатора

Этап 1.5. Составление плана обзора

1.5.1. Анализ содержания рубрикатора и выделение в его составе «ядерных» рубрик Систематизированный по принципу «от общего к частному» перечень «ядерных» рубрик

Этап 2.1. Подготовка текста

Этап 2.2. Редактирование текста обзора

Этап 3.1. Подготовка справочного аппарата к обзору

Этап 3.2. Оформление обзора

1.1. Разработка задания на составление обзора

1.2. Составление списка литературы

1.3. Составление частотного словаря

1.4. Построение рубрикатора

1.5. Составление плана обзора

2. Основная стадия подготовки обзора

2.1. Подготовка текста обзора

2.2. Редактирование текста обзора

3. Заключительная стадия подготовки обзора

3.1. Подготовка справочного аппарата к обзору

3.2. Оформление обзора

Обложка обзора

Список литературы

Задание на составление обзора по теме «Системное программное обеспечение персональных компьютеров»

Текст обзора

Примерный перечень словесных клише, рекомендуемых к использованию при формировании текста обзора

Классификатор характерных ошибок при составлении обзоров

В библиографических описаниях зарубежных изданий, выполненных на языке текста издания, вначале приводится параллельное библиографическое описание доку­мента на русском языке. Например: Информационное будущее. // РЖ.59, Информатика/ ВИНИТИ. — 1997. —№ 7. — С.1. — Реф. ст.: Luke Michael O.The information future. // Online. — 1996. — 20, № 1. — S.66-68. — Англ.

Для обеспечения возможности в случае необходимости без затруднений уточ­нить библиографическое описание документа, а впоследствии и разыскать сам этот документ рекомендуется на карточке делать ссылку на соответствующий источ­ник получения информации, а также на библиотеку — место его хранения.

Упорядочение отобранных документов следует осуществлять по алфавитно-хронологическому принципу. При этом за основу берется первый элемент их библио­графического описания (фамилия автора или основное заглавие) на уровне первых трех букв. Документы, принадлежащие одному автору или имеющие одинаковое заглавие, располагаются друг за другом с учетом года их создания, начиная с новейших.

Библиографические описания документов на языках с разной графикой допуска­ется группировать в два алфавитных ряда:

  • вначале на русском языке или языках с кириллической графикой;

  • затем на языках с другой графикой (например, английском, немецком и др.).

Перед порядковой нумерацией отобранных документов имеющаяся дублетность записей должна быть устранена.

Дальнейшая работа со списком литературы осуществляется на этапе 1.3. «Составление частотного словаря».


1.3. Составление частотного словаря

Частотный словарь — это алфавитный перечень ключевых слов, выделенных из заглавий* документов по теме обзора с указанием порядковых номеров этих документов в списке литературы и частоты встречаемости.

Составление частотного словаря имеет целью получение картины лексического наполнения темы и, в частности, выявление его ядра, исходя из частоты встречаемости ключевых слов.

Содержание работы по составлению частотного словаря приведено в табл.2 (этап 1.З., технологические операции 1.3.1.-1.3.7.). Вид результата этих операций на примере темы обзора «Системное программное обеспечение персонального компьюте­ра» проиллюстрирован на рис.4.

Вид конечного результата работы на этапе 1.3.«Составление частотного слова­ря» на примере темы обзора «Системное программное обеспечение персонального компьютера» представлен в приложении 7.

Краткие теоретические сведения. Основой составления частотного словаря по теме обзора является лексикографическая обработка заглавий (аннотаций, рефератов) документов, отобранных на этапе 1.2. и включенных в список литературы.

Важнейшей операцией по составлению частотного словаря является выделение из заглавий документов (аннотаций, рефератов) ключевых слов. При ее выполнении сле­дует обратиться к приведенным выше (этап 1.1.) сведениям о ключевых словах.

Словосочетания типа «прилагательное + существительное», выделяемые в каче­стве ключевых слов, необходимо подвергнуть инверсии, в результате которой имя су­ществительное должно быть вынесено на первое место. Такой порядок записей слово­сочетаний позволяет выделить в составе лексических единиц, характеризующих содер­жание темы обзора, предметные области, объединяющие родственные понятия. Резуль­таты лексикографической обработки заглавий (аннотаций, рефератов) первоначально фиксируются на карточках (рекомендуемый размер 6x8 см). В дальнейшем полученные данные переносятся на листы бумаги в соответствии с установленным форматом запи­си (приложение 7).

Независимо от того, сколько раз ключевое слово выделяется в процессе лексикографической обработки заглавий (аннотаций, рефератов) документов, всякий раз оно подлежит записи на отдельную карточку.

Сформированный массив карточек с ключевыми словами на этапе 1.4. призван обеспечить построение рубрикатора обзора, который может рассматриваться в качестве его чернового плана.


1.4. Построение рубрикатора

Рубрикатор - это систематизированная совокупность ключевых слов, характери­зующих содержание обзора с указанием классификационных индексов и наименований тематических рубрик, к которым они относятся. Рубрикатор обзора в значительной мере предопределяет и логическое построение обзора, и полноту рассмотрения в нем отдельных вопросов, и взаимосвязь темы обзора с другими областями знаний.

* Более полное представление о содержании темы обзора может быть получено при выделении ключевых слов не только из заглавий документов, но и из их аннотаций или рефератов.

Рубрикатор обзора принято рассматривать в качестве его чернового плана, кото­рый позволяет сделать вывод о достаточности отобранной коллекции документов для раскрытия темы обзора.

Содержание работы по построению рубрикатора приведено в табл.2 (этап 1.4., технологические операции 1.4.1.-1.4.4.). Вид результата этих операций на примере темы обзора «Системное программное обеспечение персонального компьютера» проиллюстрирован на рис.5.

Вид конечного результата работы на этапе 1.4. «Построение рубрикатора» на примере темы обзора «Системное программное обеспечение персонального компьюте­ра» представлен в приложении 8.

Краткие теоретические сведения. Основой построения рубрикатора обзора является логическая группировка ключевых слов, выделенных из заглавий (аннотаций, рефератов) документов на этапе 1.3., по признаку их принадлежности к определенным тематическим направлениям. Важнейшей операцией построения рубрикатора обзора является систематизация ключевых слов. Сущность ее заключается в определении принадлежности ключевых слов в соответствии с их смысловым содержанием к определенной тематической рубрике (классу объектов). Выполнение этой операции связано с использованием сведений о структуре терминосистемы обзора, полученной на этапе 1.1. «Разработка задания на составление обзора»*. При этом полученная терминосистема должна рассматриваться как иерархическая система, в которой имеется несколько поименованных уровней иерархии. Каждому из них следует присваивать цифровое кодовое обозначение. В частности, первый (высший) уровень иерархии следует обозначить цифровым кодом 1., следующий нижележащий уровень - 1.1., затем 1.1.1. и т.д. Например, для обзора по теме «Системное программное обеспечение персонального компьютера» такими уровнями будут: 1. - персональный компьютер; 1.1. - программное обеспечение; 1.1.1.- системное программное обеспечение; 1.1.2. - прикладное программное обеспечение; 1.1.1.1. - операционные системы; 1.1.1.2. - сервисные системы; 1.1.1.3.-инструментальные программные средства; 1.1.1.4. - системы технического обслуживания.


Ключевые слова, относящиеся к области общенаучной лексики (например, исследование, организация, создание, управление, применение и т. д.), при систематиза­ции должны быть отнесены к тем же тематическим рубрикам, что и логически связан­ные с ними объекты. Выявление этих связей осуществляется через обращение к биб­лиографическим описаниям документов, порядковые номера которых приведены на карточках с общенаучной лексикой.

Непосредственное построение рубрикатора предполагает упорядочение ключевых слов в соответствии с присвоенными им цифровыми кодовыми обозначениями по принципу «от общего к частному», т.е. по мере увеличения дробности кода. А именно, чем более дробным является цифровой код тематической рубрики, тем более низшее положение в иерархической структуре рубрикатора должна занять эта рубрика. Ключе­вые слова, имеющие одинаковый цифровой код и, следовательно, относящиеся к одной тематической рубрике, должны быть упорядочены по алфавиту. Каждая тематическая рубрика идентифицируется в рубрикаторе порядковым номером, цифровым кодом и наименованием.

*При наличии у составителя обзора знаний в области лингвистических средств систематизации ре­комендуется выполнение этой операции с использованием Библиотечно-библиографической классифи­кации (ББК) или Универсальной библиотечной классификации (УДК),

Результаты систематизации ключевых слов первоначально фиксируются на кар­точках, составленных на предыдущем этапе (рекомендуемый размер 6x8 см). В даль­нейшем полученные данные переносятся на листы бумаги в соответствии с установ­ленным форматом записи (приложение 8).

Учитывая, что рубрикатор в значительной мере формирует структуру и содержа­ние обзора, разработка его должна проводиться весьма тщательно, с использованием при необходимости различных источников информации, позволяющих установить ло­гические связи ключевых слов.


1.5. Составление плана обзора

План — это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, характеризующих структуру обзора. План представляет собой информа­ционную модель рассматриваемой в обзоре темы, согласованную с содержанием коллекции документов, отобранных для его составления.

Содержание работы по составлению плана обзора приведено в табл.2 (этап 1.5, технологические операции 1.5.1.—1.5.З.).

Вид конечного результата работы на этапе 1.5. «Составление плана» на приме­ре темы обзора «Системное программное обеспечение персонального компьютера» представлен в приложении 9.

Краткие теоретические сведения. Основой составления плана обзора является отбор в составе рубрикатора «ядерных» тематических рубрик, раскрывающих содержание темы обзора, и их последующее представление в виде иерархической структуры.

Важнейшей операцией по составлению плана обзора является анализ со­ держания рубрикатора с целью выделения в его составе «ядерных» тематических рубрик. «Ядерными» следует считать те рубрики рубрикатора обзора, которые раскрывают сущность его темы и представлены ключевыми словами, имеющими высокую частоту встречаемости. Все остальные рубрики могут быть отнесены к «периферийным». При составлении плана обзора эти рубрики не используются.

«Ядерные» тематические рубрики, занимающие в иерархической структуре руб­рикатора высшие положения (имеющие наиболее короткие цифровые коды), могут при составлении плана стать основой формирования его разделов. В свою очередь другие «ядерные» рубрики, имеющие более развернутые цифровые коды, могут использовать­ся в качестве основы для формулирования при составлении плана его подразделов, пунктов и подпунктов соответственно длине их цифрового кода.

План обзора должен иметь иерархическую структуру, для которой обязательно выполнение следующих требований:

  • количество разделов, а также подразделов, пунктов и подпунктов должно составлять как минимум два;*

  • обязательными элементами плана являются введение и заключение;

  • последний раздел плана должен быть непосредственно логически связан с сущностью (предметом) темы обзора,

  • все элементы плана, кроме введения и заключения, должны иметь цифро­вые обозначения с использованием арабских цифр, например, 1., 1.1., 1.1.1. и т. д.