Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

украшений народами Сибири в так называемый этнографический период.

Штампованный орнамент широко распространен у нганасан. Использовался прием штамповки при декорировании женских сережек телеутов (рис. 130).

Гравировка (франц. graver – вырезать на чѐм-либо), вырезание или точечная выбивка изображения, орнамента. При гравировке рисунок бывает выпуклым (рельефным) или углублѐнным. В процессе гравировки лист металла с обозначенным декором укладывается на торец березового кряжа или войлок.

Установив боек канфарника на контур рисунка, ударяют молотком по боевой части. На поверхности металла остаѐтся углубленная точка. Точки наносят на некотором расстоянии друг от друга по всем контурам, оставляя на металле пунктирный рисунок (рис. 131). Ювелирные изделия и оружие часто украшали гравировкой в сочетании с золочением, чеканкой. Техникой гравировки и ажурной резьбы якуты украшали женские серьги, напоминающие по форме конскую дугу с колокольчиком, браслеты.

Образцами предметов, декорированных в технике чеканки, являются монеты, которые народы Сибири использовали в качестве фурнитуры при изготовлении различного типа украшений (рис. 11).

Гравировкой и чеканкой во второй половине XIX столетия якуты декорировали серебряные и бронзовые накладки на луках седла. Растительный орнамент из вьющихся побегов, рогообразных завитков заполнял все пространство. На обкладках женских седел встречаются сюжетные сцены,

рисунки птиц и деревьев, вписанные в обрамления трапециевидной формы

(рис. 83). Серебряными или медными гравированными пластинами украшались узда и недоуздок. Рукоять плетки обматывалась гравированной серебряной лентой.

У якутов кожаная или ровдужная основа пояса обшивалась круглыми,

прямоугольными или фигурными серебряными гравированными пластинами с одинаковым рисунком, служащим фоном, на котором выделялись две или три крупные выпуклые пластины, самая крупная служила пряжкой (рис. 26).

Главной орнаментальной фигурой на мужских поясах служила лирообразная

111

фигура, имеющая много художественных решений: от схематичного контура до замкнутой фигуры в виде сердца, замкнутое пространство которой заполнялось растительным орнаментом.

На фигурных пластинах, украшающих женский пояс, выполнялся сложный рисунок из растительного орнамента или сюжетных изображений. Под украшенными гравировкой пластинами к поясу на кольцах крепились: обшитая серебряными бляшками сумочка, серебряные гравированные щипчики,

уховертка, литая серебряная трубка, украшенное серебряными пластинами огниво, нож, игольница и др. необходимые вещи [88].

Филигрань/скань – вид ювелирной техники, основанной на способности золота и серебра вытягиваться в тонкую проволоку (из одного грамма золота вытягивают 2500 метров проволоки). Технология производства сканых изделий является очень древней. Однако для нее остается постоянным ряд общих признаков. Для создания тонкой ювелирной скани используют чистое золото или высокопробное серебро. Более грубые, дешевые сканые украшения делают обычно из различных сплавов с включением меди и олова, которые иногда покрываются золотом или серебром. Изготовление сканых украшений заключается в следующем. Серебро или золото нагревали, а затем вытягивали вручную щипцами через ряд отверстий в волочильной доске. Эти отверстия уменьшались по диаметру и проволока меняла свою толщину. Наиболее тонкую проволоку татарские ювелиры проволакивали через просверленный в центре алмаз или сапфир, которые вставлялись в специальную металлическую пластину. При вытягивании проволоку обычно крутили. Крученую проволоку затем выстукивали специальными плоскими молоточками, в результате чего по ее краю образовывалась рельефная ребристая поверхность.

Из тонких золотых или серебряных нитей-проволочек на поверхности украшения на нанесенный рисунок набирался узор из завитков, для создания которых пользовались специальными щипцами с закругленными концами.

Набранные элементы сканоrо узора припаивались. Пайка осуществлялась при

112


помощи паяльной трубки, через которую вдували пламя керосиновой горелки

[15].

Если сканый орнамент создавался на металлическом фоне – это была накладная или глухая скань (рис. 132). При создании ажурной скани узор выкладывался щипцами на бересту или бумагу. Далее места соединения деталей узора посыпали порошком припоя (сплав серебра или золота с цветным металлом), и, под действием высокой температуры, бумага сгорала, а припой,

расплавляясь, скреплял эти детали. В результате получался ажурный сканый узор (рис. 133).

Иногда узор обогащали зернью – мелкими напаянными шариками. Техника паяния, кроме орнаментации изделий зернью, применялась для соединения отдельных декоративных деталей.

Инкрустация как прием декорирования металлов известна с эпохи средневековья. Например, для создания узора по темному железу в вырезаемые желобки вколачивались полоски цветного или драгоценного металла,

образующие различного типа орнаменты [112].

Инкрустация металла самоцветами представлена в ювелирных украшениях бурят, телеутов и сибирских татар. Основным металлом для изготовления таких украшений являлось серебро. Буряты инкрустировали серебряные украшения вставками из кораллов «маржаан», янтаря «хуба», малахита «номин» и бирюзы

«ою». Инкрустация серебра яшмой, сердоликом, агатом использовалась телеутами и сибирскими татарами при изготовлении серег и перстней (рис. 130,

132).

Татарские ювелиры, бурятские кузнецы-дарханы в к. ХIХ – нач. ХХ вв.

использовали также насечку серебром по железу, золочение и серебрение.

2.4.3. Украшения из металлов

Комбинация различных приемов художественной обработки металлов представлена в ювелирных украшениях народов Сибири. Как древнейшее полифункциональное явление материальной культуры украшения имеют

113

сложную символику, в которой отражены религиозные представления и особенности художественных традиций народов Сибири.

Первоначальной функцией украшений у всех народов являлась магическая функция оберега. Вторая функция – декоративная, направленная на удовлетворение эстетических потребностей, самоутверждения. Следующую функцию можно назвать социально-различительной, где украшения служили знаком социального отличия, символом материального благополучия,

рациональным способом вложения материальных средств. Женские украшения хранились как реликвия, передаваясь от матери дочери на протяжении нескольких поколений [3, с. 52].

По способу ношения различаются головные, височно-нагрудные, шейно-

нагрудные, наспинные, накосные, поясные, украшения для рук.

Головные украшения. Самыми распространенными украшениями данного типа у народов Сибири являются серьги. Серебряные – у скотоводческого населения Южной Сибири, медные – у народов горно-таежной зоны.

Серебряные серьги преимущественно составные, длинные, украшенные подвесками. У бачатских телеутов серьги «ызырга» имели аналогии со среднеазиатскими. Серебряные, литые, длиной от 5 до 9 см, сложного рисунка,

ажурные, по форме напоминающие стилизованный цветок, опущенный лепестками вниз или стилизованную женскую фигурку. На концах лепестков и вдоль юбочки женской фигурки укреплялись полые или литые сферические подвески. Центральная часть серьги инкрустировалась самоцветами – сердоликом, яшмой, агатом, бирюзой, лазуритом (рис. 134).

Традиционные длинные якутские серебряные серьги состоят из трапециевидных пластинок-подвесок, подвижно соединенных между собой

(рис. 135). В некоторых случаях конструкция сережек якутов напоминает антропоморфную женскую фигурку с подвесками по нижнему краю «юбки». В

основе их декора лежит гравированный растительный орнамент, в котором как бы прослеживается несколько слоев – самые древние S-образные знаки и

114


спирали, затем характерные для тюркоязычных народов разнообразные элементы и древоподобные фигуры из спиральных и рогообразных завитков.

У народов горно-таежной зоны Сибири, например, у шорцев серьги

«ызырга» делали из медной проволоки, которую сгибали в спираль из пяти-

шести оборотов и свободным концом, загнутым крючком, вдевали в отверстие ушной мочки; иногда на проволоку перед крючком нанизывали несколько бусин. Или медную, реже – серебряную проволоку сгибали в кольцо и крепили к нему подвески из нитей бисера, раковин каури и х монет. Иногда бусины чередовались с мелким бисером, вместе с ними мог использоваться кусочек меха, спиралевидно намотанная проволока, тонкие шнурки шерстяных нитей,

кисточки и пуговицы [101, с. 125–136].

Томские татары носили серьги, распространившиеся у них при содействии купцов из казанских татар. Они имели грушевидную или сердцеобразную форму с подвесками. В оформлении дорогих сережек находило проявление тонкое изящество скани. Ажурный щиток и сканые подвески инкрустировались самоцветами – агатами, яшмой и др. [14, с. 78–80].

В XIX в. замужние женщины хакасов носили сережки из меди или серебра с кораллами «хос ызырга». Они изготовлялись из медной проволоки,

основой которой служило кольцо. На подвеску к кольцу нанизывались три коралловых бусины «суру», между которыми вставлялись маленькие бусинки.

На конце подвешивалась серебряная монета с шелковой кисточкой. Во время праздников замужние женщины и свахи, помимо указанных сережек, надевали пару височных подвесок «улуг ызырга» (букв. большие серьги), состоявших из шести больших и шести маленьких кораллов. Они нанизывались на медную проволоку, которая вверху скручивалась в виде дужки. Подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной серебряной или бронзовой цепочкой.

На севере Хакасии кызыльцы носили серьги «салбах ызырга». В уши продевали крепление с кольцом, на котором висело три или пять коралловых снизок с серебряными монетами на концах. Молодые девушки носили в ушах

115

маленькие сережки «ахча ызыргазы», состоявшие из одного коралла и одной монетки. Пожилые женщины, а иногда и девушки из бедного сословия украшали уши сережками «кöтек» (тÿктенек), сделанными из белого пуха гусей или уток.

Налобные украшения из металлов у народов Сибири встречаются нечасто.

Налобники чаще шились из текстиля и к ним крепились металлические,

преимущественно серебряные, височные подвески. Хотя у бурят налобное

«юбун» из серебра или посеребренной пластины полуовальной формы носили взрослые девушки на выданье в возрасте 15–16 лет. После замужества молодая женщина могла носить это украшение до рождения первого ребенка [21, с. 16].

Височно-нагрудные, шейно-нагрудные и наспинные украшения.

Височно-нагрудное украшение якутов представляет собой повязку из бархата или сукна, на которую спереди и по бокам укрепляли гирлянды серебряных цепочек и пластин, лоб прикрывала большая серебряная бляха, от нее ряды цепочек с узорными подвесками опускались на грудь. У бурят магической символикой обладало височно-нагрудное украшение «хонхо», которое пришивалось к головным уборам в области виска и свисало на грудь в виде многочисленных цепочек, снизок бус, колокольчиков и других оберегов. Длина такого украшения была около 70–75 см, так что оно прикрывало грудь замужней женщины (рис. 137) [95, с. 221].

Кроме «хонхо» бурятки носили на груди футляр-амулет «гуу» из серебра,

инкрустированный кораллами – обязательный атрибут свадебного обряда. В

такой амулет обычно вкладывались бумажки с молитвами. «Гуу» носили на шелковых шнурках или полосках ткани, в некоторых случаях – на серебряных цепочках. Они далеко не всегда представляли собой полые футляры. В ряде случаев это были плоские, орнаментированные пластины. Очевидно, по представлениям бурят, эти украшения могли защищать от дурного влияния и без буддийских выписок, лишь магической силой своей формы. Лицевая сторона покрывалась чеканным или гравированным узором, основные сюжеты были связаны с буддисткой символикой [3, c. 57].

116


В комплект свадебного костюма якутской невесты входило шейно-

нагрудное украшение «кыльдыы» в виде серебряного витого или плоского обруча, к которому с двух сторон крепились ряды ажурных подвесок из лировидных фигур, спускающиеся до пояса по груди и спине. Подвески и обруч соединены расположенной между ними пластиной с выполненными в технике ажурной скани (как и фигурки подвесок) солярными розетками и лировидными фигурами. Подвески шейно-нагрудных украшений были и из гравированных или прорезных прямоугольных пластинок, подвижно соединенных между собой кольцами в сплошное подпрямоугольное полотно, украшенное по нижнему краю антропоморфными женскими фигурками [88, с. 164–165].

Звенья, составляющие цепь, можно было соединять колечками, удлиняя ее и расширяя до бесконечности. Чаще всего украшение состояло из двадцати-

тридцати звеньев-пластинок, скрепленных между собой вперемежку с бусинками в гармоничном узоре. В сквозном рисунке отдельного звена можно иногда рассмотреть лирообразный мотив или стилизованные завитки бараньих рогов, скрепленных попарно.

Наряду с обручем-гривной популярным украшением было ожерелье.

Известны медные и серебряные ожерелья шириной в три-четыре сантиметра. К

охватывающему шею серебряному обручу подвешивалось пять-семь цепочек с узорными пластинками вперемежку с раковинами каури.

Существовало у якутов нагрудное украшение «илин кэбихэр», которое было короче и шире наспинного. Ряды ажурных цепочек этого украшения доходили до двенадцати, образуя серебряную кольчугу чуть ли не во всю грудь.

По центру между звеньями подвешивали большой серебряный круг «кун»,

символизирующий солнце, на этом круге обычно помещался гравированный или черненый орнамент (рис. 136). Ансамбль заканчивался серебряными подвесками. Наспинное украшение прикреплялось к затылочной части головной повязки.

К нагрудным украшениям относятся серебряные пуговицы, бытовавшие у скотоводов юга Сибири. Шаровидные пустотелые серебряные пуговицы

117

«тобшо» с припаянным ушком являлись неотъемлемой деталью национального костюма восточных бурят.

Подобные пуговицы «топчы/топчу» являлись украшениями костюма бачатских телеутов. Кузнецы выковывали заготовки пуговиц из серебряных монет в специальной матрице в виде железного невысокого цилиндра с несколькими полусферическими выемками разного диаметра на одной из его плоскостей. Монетку помещали в матрицу и ударами бойка соответствующего размера, выковывая полую полусферу. Для одной пуговицы заготавливали два одинаковых полушария, которые соединялись между собой с помощью спайки.

К одной из полусфер припаивалась петля для пришивания к одежде. Для декорирования пуговиц применялась техника штамповки (рис. 138). Наряду с серебряными коваными были распространены пуговицы из разноцветных бусин – стеклянных, пластмассовых, янтарных, которые приобретались в галантерейных лавках. В этом случае кузнец изготавливал для пуговицы серебряную пронизку – скрученную в жгут серебряную или медную проволоку,

которая продевалась в отверстие бусины и на одном конце запаивалась вместе с полусферической накладкой, а на другом, также украшенном накладкой,

загибалась в петлю для пришивания. Накладки для пуговиц выковывались из серебряных дисков с помощью той же матрицы, только в менее глубоких углублениях. Часто после проковки мастер фигурно вырезал накладки (рис.

139). Ажурный орнамент составляли расположенные по кругу полуовалы,

иногда – ажурные. Пуговицы пришивались в ряд вдоль грудного разреза женской рубахи «кунек» и нагрудника «тöшток».

Своеобразные нагрудные украшения носили женщины юкагиров – металлические подвески в форме рыбы, украшенные гравированными линиями и, в некоторых случаях, инкрустированные медью. Подвеска располагалась в центре передника и рассматривалась как амулет против болей желудка, болей во время менструации и родов [104, с. 38].

Накосные женские украшения у народов Сибири отличались разнообразием [24]. У бурят накосное украшение «тумэр сажа» состояло из

118