Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

указывает и ее форма – точнее, то органичное сочетание практической

целесообразности

и

художественности,

отличавшее,

по

словам

древнеэскимосские изделия.

Вэтой же технике изготовлена накладка на руку из клыка моржа, используемая при стрельбе из лука, датированная приблизительно I тыс. н.э. и представляющая собой подлинное произведение декоративного искусства. Ее изящная форма функциональна и проста. Напоминая очертания наконечника стрелы, она словно указывает на назначение пластины. Идея летящей стрелы присутствует и в графическом орнаменте на лицевой стороне накладки. Тонкие, сходящиеся под острым углом линии, отходящие от овалов короткие отрезкишипы и, главное, заостренные с обоих концов, вытянутые по вертикали двухцветные ромбы вызывают ассоциации с колющим предметом, с движением, полетом, опасностью. Орнаментальная композиция строга и немногословна, узор хорошо согласуется с контуром предмета и его слегка выгнутой поверхностью [105].

Вколлекционных материалах эпохи бронзы и средневековья в технике точечной гравировки выполнялись изображения солярных знаков – так называемый кружковый орнамент с точкой в центре (рис. 39). Такого типа декор украшал костяные и роговые гребни, накладки для лука.

Эвенки в технике гравировки декорировали костяные и роговые дужки оленьих седел и пластинки наголовников оленьей узды. Орнамент составляли геометрические и астрологические мотивы с включением антропоморфных и зооморфных изображений. Изображенные птицы, олени заключены в рамки из параллельных прямых и зигзагообразных линий [30, с. 110–112].

Дугообразные костяные пластинки иногда подвешивались к детским колыбелям долганов и нивхов. В большинстве случаев все они украшены геометрическими гравированными орнаментами, среди которых лишь изредка встречаются миниатюрные фигурки животных или человека.

Точечная и контурная гравировка применялись северными хантами для

декорирования таких архаичных для настоящего времени предметах как напальники – защитные пластинки, накладывавшиеся на большой палец руки при стрельбе из лука (рис. 141). Щитки имеют выгнутую форму и отверстия для

127


ремешков по бокам. Внешняя поверхность щитка орнаментирована. У

восточных хантов преобладают зооморфные изображения – «медведь», «выдра», «бобер» и т.д. В подобной технике хантами выполнялись геометризованные изображения птиц и животных на других изделиях из кости и рога: наконечниках стрел, мерках для пороха, пластинках оленьей упряжи,

пряжках и подвесках мужских поясов, рукоятках ножей и скребков для обработки шкур, рукоятках берестяных ведер, табакерках, пряслицах,

курительных трубках [30, 116].

В МАЭ имеется уникальная коллекция шорских пряслиц из рога марала, орнаментированных техникой гравировки. Пряслица представляют собой плоские диски с отверстием в центре и насечками для нитей по внешнему краю. Чаще всего орнамент составляют расположенные по кругу в разных композициях ряды полукружий или зигзагообразных линий. Отверстие в центре диска оконтурено расположенными по кругу парой параллельных прямых линией, или параллельными зигзагообразными линиями, которые, замкнувшись в круг, образуют пяти-, семи- и девятилучевые звездчатые розетки. Это свидетельствует об оберегательном характере символики на орудиях ткачества, так как числа 3, 5, 7, 9 являлись у тюркских народов магическими. Такая же условность соблюдена и в другом характере орнамента: от центрального отверстия расходятся лучами девять параллельных прямых, между ними заключены кружки с точкой в центре – солярный мотив орнамента [42, с. 257]. Пряслица из коллекции КМАЭЭ также декорированы в технике гравировки и расположенный на них зигзагообразный орнамент обрамляет центральное отверстие (рис. 22).

На других костяных дисках из шорских коллекций сибирских музеев – кольцах для нарт – техникой точечной и контурной гравировки выполнен орнамент однолинейный: цепочка из кругов с точкой в центре или зигзаг. В орнаментации пряслиц и колец для нарт четко прослеживается одна из характерных черт шорского декора – нарушение симметрии. Она присутствует и в орнаменте подставки для ружья из рога марала. На костяных спусковых крючках для ружья, наоборот, зигзагообразная линия безупречна, и мягко подчеркивает изогнутый контур предмета. Орнамент охотничьих мерок

128

старались разместить горизонтальными поясами, которые могли служить метками для отмеривания пороха. Неглубокой контурной гравировкой наносили орнамент из косых крестов на стенки костяных и роговых табакерок.

Рог марала с двумя ответвлениями, идеально подходящий для головок курительных трубок, также декорировался в технике контурной гравировки Трубки орнаментированы в характерном для шорцев стиле: полукружья,

прямые параллельные линии, зигзаги, нарушение симметрии в орнаменте.

Кость или рог марала использовали для изготовления ложек и табакерок. Из маральего рога шорцы резали и небольшие бокаловидные чашечки сööк чырга,

орнаментируя стенки техникой гравировки [42, с. 284].

В первой половиной XIX в. гравировка по кости получила наибольшее распространение на Арктическом побережье, где встречались и бивень мамонта и клык моржа. В это время для нанесения резьбы применялись железные резцы.

Находки археологов говорят о том, что в первые века нашей эры на Чукотке существовала своя изобразительная традиция. Морские охотники побережья Берингова моря вырезали из клыка моржа и рогов оленя настоящие шедевры:

предметы охотничьего снаряжения, покрытые рельефным изображением сцен из жизни северных людей и графическим узором, амулеты и украшения.

Предметы чукотского искусства, обычно вывозимые в качестве сувениров,

постепенно собирались в музеях.

Сценки повествовательного характера раскрывают перед нами хозяйственную деятельность эскимосов, приморских чукчей (охоту на кита,

моржа, тюленя, дикого оленя), домашние занятия, общественные праздники и развлечения. Образ человека обобщен; встречаются примитивные однолинейные и силуэтные изображения; в линии втерта черная краска.

Насколько позволяют судить об этом имеющиеся материалы, эскимосская гравировка на кости сохраняет указанные выше черты до середины XIX в.

О каком-либо влиянии на нее в этот период европейского искусства говорить не приходится. Она носит вполне самобытный характер и по-прежнему тесно связана с различными предметами бытового назначения - утварью, посудой

129


ит. д. В первой половине XIX в. это искусство создавалось эскимосами для удовлетворения собственных потребностей. В то же время эскимосы иногда продавали или выменивали европейцам отдельные предметы, покрытые резьбой.

Вначале ХХ в. времени на Чукотке в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляется много предметов сувенирного характера, предназначенных для сбыта. Вещи утилитарного назначения, которые не имели прямого отношения к быту чукчей

иэскимосов, украшались скульптурой и гравировкой. Для начала XX в.

характерно появление гравированных изображений на моржовых клыках. К

1920-м гг. сюжетная гравировка на моржовых клыках прошла определенный путь развития. В целом произведения выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов. При этом в них все больше нарастает повествовательность, усложненность композиции и декоративность.

Появляются клыки с более крупными фигурами, представлявшими собою не механическое увеличение старых, а более разработанные изображения. На этих фигурах появился ряд деталей: у людей лицо, одежда, у тюленей и медведей – шерсть, глаза, у оленей – копыта и т. д. У резчиков возник интерес к окружающему пейзажу, они стали изображать холмы, траву, кусты, волны на море, плавающие льдины, облака (рис. 144).

Чукчи и эскимосы покрывали гравировкой наконечники гарпунов, палки для выбивания снега, курительные трубки, ручки для ведерок, полозья санок,

на которых подвозились к селению туши убитых животных. На этих предметах изображались те же животные, охотничьи сценки, поселения, человеческие фигурки, собачьи и оленьи нарты [30, с. 461–463].

От чукотских и эскимосских гравировок значительно отличаются корякские рисунки на предметах из моржового клыка и оленьего рога. Им присущи более умелая передача движения, экспрессия, а также подчеркнуто реалистическая трактовка фигур животных, птиц, людей. Большее место в

130


миниатюрной декоративной скульптуре коряков занимает человек, занятый каким-то делом.

Ряд исследователей считает, что сюжетные изображения на клыке моржа и бивне мамонта близки к пиктографическом письму [30, c. 470–472].

Ажурная резьба, сочетаемая с рельефной резьбой, цветной гравировкой и окраской пластин кости, является частью традиций холмогоровских мастеров,

оказавших большое влияние на становление якутского косторезного промысла.

С использованием данных приемов в комбинированной технике изготавливались ларцы прямоугольной формы, шкатулки-комодики, табакерки,

гребни, игольники. Окраску отдельных костяных пластин выполняли природными красителями. К их числу принадлежат листья щавеля, дающие окраску от коричневого до черного цвета; кора ольхи и ягоды черники – коричневый или серый тон; ягоды спелой бузины - красный и т. д.

В изготовлении предметов из кости у якутов как и у холмогоровских мастеров применяется сквозная, ажурная резьба. Характерная черта ажурной резьбы – сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево.

Для нее типичен простейший геометрический орнамент в виде косой сетки,

овалов, крестов и ряд растительных узоров – розетки, трилистники, веточки.

Ажурная резьба сочетается с низкорельефным изображением на плоскости,

которое часто бывает сюжетным (рис. 142). В композиции изделий включаются даты и надписи на русском языке.

Скульптурная резьба развивалась параллельной с созданием гравированных изображений на кости. Якутская скульптура выполняется из мамонтовой кости, которая имеет плотную структуру, красива своей матовой полированной поверхностью, чуть желтоватым теплым цветом. Эта кость легко режется и позволяет достичь особой пластики. Композиция всегда сохраняет компактную, чуть приземистую форму, она не очень сильно расчленена и всегда на подставке. Большое внимание уделяется миниатюрной проработке лиц и передаче народной одежды. Произведения якутских косторезов обладают ярко выраженным национальным характером. В скульптуре всегда

131

присутствует сюжет, происходит какое-то действие, что позволяет считать якутскую скульптуру жанровой.

Чукчи, эскимосы и коряки для изготовления объемной скульптуры использовали клык и зуб моржа. Традиционно резьба выполнялась вручную специальными металлическими инструментами. В отличие от мастеров других центров костерезного искусства чукотские и эскимосские резчики избегали детализации. Скульптура носила анималистический характер, отличалась своеобразной текучестью форм. В чукотско-эксимосской скульптуре наиболее часто встречаются изображения северных животных – моржа, медведя, кита,

оленя и др. Минимум деталей, весомость скульптурной формы и даже кажущаяся тяжеловесность ее, несмотря на маленькие размеры скульптуры,

являются типичными для чукотско-эскимосской пластики. С 1950-х гг. в

чукотско-эскимосской пластике появляются многофигурные скульптурные композиции, включающие изображения человека: борьба зверей, охота на зверя и др. Иногда скульптурная группа создается из одного куска моржового клыка,

чаще составляется из отдельных фигур [80, с. 9–14]. Единство скульптурной группы достигается за счет единства сюжета, гармонии в движениях и позах

(рис. 145).

Скульптурная резьба характерна для тобольского косторезного промысла.

Одним из излюбленных сюжетов были так называемые «остяцкие хозяйства»

(ханты и манси в прошлом назывались остяки и вогулы). На подставке изображался чум – традиционное жилище остяков, люди в национальных меховых одеждах, рядом олени, собаки, нарты, на которых ездят на Севере,

забавные бытовые сценки. Тобольская скульптура сохранила свои традиционные черты: она многофигурна, повествовательна, как правило,

выполняется на подставке (рис. 143).

Таким образом, многообразие сырья на территории Сибири обусловило разнообразие технологических приемов изготовления и декорирования костяных изделий – гравировки и различных приемов резьбы, а также развитие на территории Сибири художественных косторезных промыслов.

132


Вопросы и задания по теме «Художественная обработка кости и рога»

1.Какие виды материалов использовали в косторезном деле народы северо-востока Сибири?

2.Какая кость носит названия «цевка» и как осуществлялась ее обработка перед изготовлением изделия?

3.Какие виды декорирования наиболее распроcтранены в домашних косторезных промыслах?

4.Что такое комбинированный тип резьбы?

5.Выявить на основе предложенных образцов косторезного искусства экземпляры чукотской, тобольской и якутской резьбы. Назвать характерные признаки каждой из них.

Литература и источники

Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: Высшая школа, 1989.

Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири.

– М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX – начало ХХ вв.). – Кемерово: Кузбассвузиздат,

2007.

Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. – М.:

Просвещение, 1983. – С. 7–32, 225–231.

133

2.6.Способы украшения меха, кожи и шерсти

2.6.1.Виды материала и приемы орнаментации кожи и меха

Для автохтонных народов Сибири, в хозяйстве которых в разной мере сочетались занятия скотоводством, оленеводством, охотой и рыбной ловлей,

универсальным видом материала являлись кожа и шкуры диких и домашних животных, применяемые издавна для изготовления различных, необходимых в хозяйстве предметов. Используемые народами Сибири шкуры домашних и диких животных также различались большим разнообразием. Их применение в качестве материалов для изготовления различных предметов зависели от типов хозяйства. Художественная обработка изделий из кожи и меха тесно связана с бытом и традиционными занятиями народов Сибири. Арктические охотники пользовались преимущественно шкурами морских промысловых животных – нерпы, тюленя, моржа. Оленеводы тундры и лесотундры применяли оленьи шкуры и шкурки промысловых обитателей лесотундры. Население горно-

таежной зоны Сибири предпочитало шкуры кабарги, сыромятную кожу таежных копытных животных. Скотоводы Юга Сибири использовали как шкуры и кожу домашних, так и лесостепных промысловых животных.

Изготовляли изделия вручную, украшая продернутым ремешком,

рельефным декоративным швом, росписью, вышивкой оленьим волосом,

цветными нитками, аппликацией. Меховые изделия выполняют в технике мозаики, аппликации. Ассортимент изделий из меха включает: обувь, рукавицы и перчатки, верхнюю одежду, коврики, головные уборы, мячи и пр. Из шкур животных, кожи крупных рыб шили мешки, сумки для рукоделия, игольники.

Шкуры домашних и промысловых животных. Технология обработки кожи у народов Сибири достигла определенной степени мастерства.

В домашних условиях кожа выделывалась по традиционно разработанной рецептуре при помощи несложных специальных инструментов – кожемялок,

колотушек, скребков и ножей. Известно три основных способа обработки кожи:

при первом – кожу мнут, при втором – квасят, при третьем – дубят.

134