Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

серебряных пластинок с закрепленными на них редкими коралловыми бусинами. Украшая косы, «тумэр сажа» спускалось по спине. Своеобразным украшением замужних женщин были накосные украшения «туйба» Г-образной формы. Стержень «туйба» вставляли в волосы у основания кос и обертывали сверху тесьмой. Видимый короткий конец украшали серебряным, иногда золотым шариком. Накосное украшение «туйба» надевали селенгинские и хоринские бурятки как знак своего замужества [21, с. 16].

Девичий накосник якутов «сусуох симахэ» или «киистэ» состоял из серебряных пластинок, соединявшихся друг с другом бусинами. На концах нижних звеньев подвешивались позвякивающие при ходьбе полукруглые чашечки или круглые и трапециевидной формы орнаментированные серебряные пластины.

Хакасы из серебра изготавливали круглые, плоские серебряные щитки

«сулба», с прикрепленными к ним пухом или кисточкой «чачах», украшавшие мелкие косички «сюрмес», которые носили хакасские девушки до замужества.

Бачатские телеуты носили накосник «тана», в основе которого часто была серебряная монета или серебряный диск, инкрустированный яшмой. К

серебряной монете или диску приваривалось ушко, сквозь него продевалась тесьма, сочетаемая с цепочкой. Концы тесьмы привязывались к концам двух кос во время свадебного обряда [112].

Наплечные украшения из металла были редки. Серебряные наплечники

«мурэнэй гуу» в виде квадратной или круглой пластины, инкрустированной коралловой бусиной отмечены у бурятских женщин хоринских родов. Это украшение пришивали на халат или безрукавку [21].

Поясные украшения. Боковые женские подвески «ханжуурга»,

закрепляемые на уровне пояса, так же, как и мужской вариант этого украшения

«шэмхуургэ» в к. ХIХ – нач. ХХ в. были распространены у бурят в степных районах Забайкалья и в агинских степях. Подвески состояли из круглой пластины. К пластине подвешивались щипцы для выдергивания волос,

уховертка, зубочистка. У богатых женщин подвески включали миниатюрный

119

нож и огниво, оформленные серебром с чеканным узором, иногда позолоченным, с вставками камней [21, с. 16].

Поясными украшениями мужского костюма у алтайцев, тувинцев, хакасов было огниво «оттых» – кожаная сумочка с кресалом, декорированная по кожаным деталям серебряными и железными пластинами с выгравированной орнаментацией из растительных мотивов, параллельных линий, кружковым орнаментом (рис. 158).

Украшения для рук у народов Сибири включали кольца, перстни и браслеты. Тонкие медные и серебряные кольца с гладкой поверхностью были одинаковы у всех народов Сибири. Хакасы изготавливали серебряные перстни с цельнолитыми круглыми, овальными, сердцевидными, квадратными щитками, декорированными техникой гравировки. Шорские медные перстни имели щитки овальной или круглой формы, один из Новокузнецкого краеведческого музея изготовлен в форме сердца. Орнамент из геометрических и растительных мотивов выполнен в технике гравировки [101, с. 140–151].

Медные и серебряные перстни телеутов массивны, с овальными и круглыми щитками, инкрустированными стеклянными, аметистовыми, яшмовыми и сердоликовыми вставками. Не исключено влияние на появление этих видов украшений среднеазиатских купцов. Наибольшей популярностью у сибирских татар пользовались перстни-печатки с геральдическим и мифологическим декором. Перстни с выгравированными на печатке родовыми знаками,

бытовали у мужской части населения Сибири, занятия которых были связаны с торговлей.

Браслеты якутов в виде широких тонких серебряных пластин длиною до 8

см, охватывающих запястье, носили якутские женщины. Были они по преимуществу парными и носились на обеих руках. Декорировались техникой гравировки S-образными знаками, спиралями, древовидными фигурами из спиральных и рогообразных завитков. Орнамент располагался поясами, между которыми располагались рельефные полосы, придающие жесткость конструкции браслета [88, с. 165–166]. Серебряные браслеты, иногда

120



инкрустированные самоцветами, дополняли женский праздничный костюм, а

в быту носили медные. Медный браслет, считалось, помогал при вывихах и растяжениях. Таким же магическим действием наделяли свойство браслетов и буряты. Медные браслеты бурятские женщины носили в быту, повседневно,

считая, что они помогают при вывихах, растяжении мышц [88, с. 78]. У

сибирских татар женщины носили серебряные браслеты «белазик», по своему названию восходящие к татарским «белязек».

Таким образом, декорированию у народов Сибири подвергалось в большей степени серебро как металл, заключающий в себе оберегательно-

плодородное женское начало. Семантика самого металла и нанесенного на изделиях декора предусматривали местоположение украшений на более уязвимых, неприкрытых одеждой частях тела.

Декоративная обработка металлов у народов Сибири развивалась под влиянием соседних народов. Так, русские геральдические рисунки в резьбе по металлу у якутов оказали содействие в появлении гербов, вензелей с инициалами владельца.

В определенные исторические периоды локальные группы бурят активно взаимодействовали с народами, которые находились в ближайшем соседстве с ними, а в некоторых случаях имели и общегенетические связи, данные процессы также отразились на торевтике бурят. Наиболее близка – как в отношении используемых технических приемов, так и по характеру украшений

– металлообработка у монголов, тувинцев, хотя определенные связи выявляются также с калмыками, с алтайцами, народами Средней Азии, с

Тибетом. Общие в основных чертах для бурят, тувинцев, монголов особенности центральноазиатского стиля художественного металла сложились сравнительно поздно примерно во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Вопросы и задания по теме «Художественный металл»

1.Какими свойствами наделялись металлы у народов Сибири?

2.Какие металлы использовались в декоративном прикладном искусстве народов Сибири, и каких народов преимущественно?

121

3.Какими техниками владели кузнецы сибирских народов?

4.У каких народов художественная обработка металлов была наиболее развита?

5.Выбрать из ряда музейных предметов головные украшения и охарактеризовать их принадлежность конкретному народу.

6.Какие украшения относятся к височно-нагрудным, шейно-нагрудным,

наспинным, накосным, поясным, украшениям для рук?

Литература и источники

Бабуева В.Д. Мир традиций бурят – Улан-Удэ, 2001.

Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, 1987.

Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990

Жукова Л.Н. Одежда юкагиров. – Якутск, 1996.

Сайт музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. – URL: http://museum.kemsu.ru.

Уткин П. И. Художественная обработка металлов // Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

122


2.5. Художественная обработка кости и рога

На протяжении ряда исторических эпох одной из ярких и самобытных составляющих древней культуры Сибири является художественная резная

«кость». Под этим термином подразумевается многообразие предметов,

изготовленных из различных органических материалов, включая кость

(трубчатую, плоскую), рог (полый, цельный), клык и бивень [11, c. 3]. В

этнографический период одним из мужских домашних промыслов народов Сибири являлась обработка кости и рога. Изготавливали и декорировали головки курительных трубок, элементы охотничьего снаряжения – сошки,

мерки для пороха, спусковые крючки для самострелов, детали оленьей сбруи и т.д. К началу ХХ в. под влиянием новых социально-экономических условий сформировались косторезные центры Сибири, которые и сегодня имеют свою специфику – Чукотский (Уэленский), Тобольский и Якутский.

2.5.1. Виды материалов

Музейные предметы в коллекциях по народам Сибири изготовлены из кости нескольких видов: бивней (клыков) мамонта, клыков и зубов моржа,

зубов кашалота, простой кости животных. Каждый из названных материалов обладает разными эстетическими данными, особенностями строения и другими специфическими свойствами, что непосредственно отражается на характере создаваемых изделий.

Клык (бивень) мамонта ископаемый материал, который сохранился в основном в Сибири. Особенно много мамонтового бивня находили в XIX – нач. XX в. на Чукотке, в Якутии и Приобье. Бивень мамонта имеет красивую текстуру в виде тонкой сеточки оттенков желтоватого цвета. В силу своей твердости, долговечности, крупных размеров бивень мамонта всегда ценился как поделочный материал. Пластичность бивней, однородность их строения позволяли использовать их для разнообразной скульптуры. Твердость мамонтового бивня позволяет применять технику тончайшей резьбы – ажурную

123

резьбу. Пластичность этого материала допускает самые разнообразные решения в рельефной резьбе.

Клык и кость моржа отличаются твердостью, долговечностью,

пластичностью. Добывается этот материал в Беринговом и Чукотском морях – в

районах обитания моржей. В отличие от бивня мамонта внутренняя часть клыка моржа имеет ячеистую текстуру. Поэтому для крупной скульптуры он не применяется. Из него изготовляют миниатюрную скульптуру, шкатулки,

коробки с ажурной, рельефной резьбой, с гравировкой. В государственном музее искусства народов Востока хранится культовая скульптура – уплощенная конусовидная фигурка из моржовой кости, найденная в Уэлене, в самом северо-

восточном селении Чукотского полуострова. Фигурка декорирована в технике контурной гравировки. Поперечные линии на лице антропоморфной скульптуры, скорее всего, символизируют татуировку, которую вплоть до сравнительно недавнего прошлого наносили на лоб, щеки и подбородок чукчанки и эскимоски. Четкий графический орнамент сплошь покрывает скульптуру. Он состоит из широких, глубоко врезанных линий и коротких,

напоминающих пунктир клиновидных штрихов. Дополнительным декоративным приемом является инкрустация прямоугольной каменной вставкой в области груди [105].

В российских музеях хранятся вазы, кубки из моржового клыка,

основанные на естественной цилиндрической форме материала. Твердость моржового клыка позволяет применять технику ажурной резьбы. Ажурные орнаментальные вставки часто украшают ларцы, шкатулки, коробочки холмогорских мастеров, выполненные из простой животной кости.

Зуб моржа красивого серо-синего или серо-черного цвета, а в центре — белого или желтоватого. На поперечном срезе зуба – тонкий узор в виде цветных колец с белым центром, что позволяет подчеркивать его декоративный эффект. Зуб моржа небольшого размера, поэтому из него получают мелкие скульптурные изделия.

124


Зуб кашалота не уступает по пластичности, красоте цвета (желто-розовый оттенок) и текстуре мамонтову бивню. Он легко полируется, при нагревании размягчается и под давлением ему можно придать любую форму. Кроме того,

роговое вещество хорошо окрашивается в различные цвета: от черного до светло-серого. В производстве художественных изделий рог используется целиком, частями или отдельными распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в соответствии с разработанной композицией. Рог – хороший материал для изготовления методом ажурной, рельефной и объемной резьбы различных мелких скульптурных изделий.

Кость крупных рогатых животных «цевка» (простая) трубчатой формы подсказывала мастерам разнообразные решения. Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее обезжиривали, вываривая несколько часов в щелочном растворе. Из нее изготавливали табакерки, солонки, рукоятки ножей и др.

Рог крупного скота, а точнее роговой чехол, покрывающий вырост костей черепа использовался целиком или в виде разогнутых пластин для изготовления самых разнообразных предметов. Этот материал прозрачен, имеет богатую палитру цвета – от черного до светло-серого и множество желтоватых,

коричневатых, зеленоватых оттенков, отличается тонким естественным рисунком, образованным переходами цвета, вкраплениями в виде полосок,

пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, изменение формы при нагревании. Рог пластичен и прочен, что позволяет использовать различные приемы обработки: ажурную и объемную резьбу [1].

Рог – материал, знакомый жителям Севера, Сибири и Дальнего Востока с глубокой древности. Народы Сибири издавна использовали его для создания различных бытовых предметов. Так, например, чукчи и коряки делали из оленьего рога колотушки для выбивания снега из полога жилища, меховой одежды, специальные приспособления для наматывания оленьих жил. Коряки применяли тормоз из рога оленя для остановки нарт. Народы Севера

125

изготовляли из рога оленя различные детали для оленьей и собачьей упряжки

[30, с. 36–40]. Народы Южной Сибири использовали рог для изготовления рукояток для плеток, подставок для ружья, мерок для пороха, пряслиц и т.д.

Рог марала с двумя ответвлениями идеально подходил для головки курительной трубки. Срезав концы рога, мастер получал неправильную толстую дугу с плоско срезанными на разном уровне чашечками с широкими венчиками, внутренняя поверхность которых и края покрывались листовой медью. Трубки орнаментированы в характерном для шорцев стиле:

полукружья, прямые параллельные линии, зигзаги, нарушение симметрии в орнаменте. Кость или рог марала использовали для изготовления ложек и табакерок. Из маральего рога шорцы резали и небольшие бокаловидные чашечки «сööк чырга», богато орнаментируя стенки техникой резьбы и накола.

2.5.2. Приемы обработки

Из технических приемов резьбы по указанным видам материалов народам Сибири были известны: гравировка, ажурная, рельефная и объемная резьба, окраска пластин кости.

Гравировка является одним из древних видов резьбы по кости и рогу. В коллекции Государственного музея искусства народов Востока имеются рукоятки женских ножей из моржовой кости с широким, полукруглым лезвием для разделывания добычи, снятия шкуру и отделения от нее слоя подкожного жира. Такие ножи характерны для культуры морских арктических зверобоев Чукотки. Держат такой нож, в руке «хватом сверху». У эскимосов он называется «уляк», у чукчей – «пекуль». Лезвия уляков на протяжении многих столетий делали из камня, с XVII в. для этой цели стали использовать металл. Костяные рукоятки покрывались графическим орнаментом, состоящим из двойных параллельных линий, клиновидных штрихов и коротких, расположенных в ряд полосок (рис. 140). В верхней части рукоятки выполнены углубления и вырезы для пальцев. Подобные орнаментальные мотивы характерны для древнеберингоморской культуры на средней стадии ее развития

– в середине I тыс. н. э. На принадлежность рукоятки к кругу вещей, созданных около полутора тысяч лет назад морскими зверобоями Берингова пролива,

126