Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

использовался «узел». Похожими узорами в технике аппликации из кожи украшали также парные перекидные сумы [13].

Роспись. Приемы росписи выполнялись по коже и ровдуге. Так, ханты на культовых на рукавицах для медвежьих праздников наносили декор краской из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из одного отвара и оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали сухожильной нитью. Роспись по коже и ровдуге выполнялась хантами и манси на пришиваемых к сумочкам для рукоделия игольницах. Орнамент на все изделия из ровдуги первоначально наносится специальной заостренной палочкой,

которая создавала контур узора. Затем орнамент закрашивался с помощью палочки,

имеющей форму лопатки. Красителем служил отвар березовой коры.

Кожаные предметы с росписью известны по чукотским музейным коллекциям. Рисунки на тюленьих шкурах, выполненные темно-красной краской с изображением оленьих стад, сооружения яранги, китовой охоты датируются 70 гг. XIX в.

Эвенки роспись по коже сочетали с оконтуриванием рисунка подшейным волосом оленя, укрепляемого косыми стежками. Иногда декор дополнялся вышивкой бисером (рис. 167).

Выделанная кожа рыб (налима) использовалась для изготовления традиционной утвари у некоторых групп хантов и манси. В настоящее время встречаются хозяйственные мешки для хранения муки, сушеной рыбы. Сумочки из кожи налима изготавливались из полос рыбъей кожи, а затем окрашивались и декорировались, как и ровдужные, натуральным красителем [48].

Продержка как одна из техник декорирования у чукчей и коряков предусматривала выполнение на коже специальным резаком вертикальных разрезов. В сквозные разрезы продевали ремешки из трахей животных, равные ширине надреза в коже. Ремешки продевали при помощи особой иглы, плоской с двух сторон. В результате на поверхности темной основы образовывались кожаные белые петли, в которые продевают олений волос (рис. 166).

Пропускание двух волосков навстречу друг другу создавало узор в виде

143

прямоугольников (рис. 27). Позднее вместо оленьего волоса стали продевать цветные нитки [80].

Опушка как декорирование использовалась для отделки ворота, обшлагов рукавов, подола верхней одежды. У ненцев опушка в качестве декора нашивалась полосками на нижнюю половину женской одежды. Для опушки использовался более дорогой, мягкий и пушистый мех песца, росомахи, выдры и др. Например, уз отделочных материалов у арктических охотников особо ценились волчьи шкуры, ввозимые от якутов. Ворот и рукава женского комбинезона обшивались мехом собаки, волка или другого животного,

имеющего длинную шерсть. Иногда рукава одежды и подол украшали аппликацией из белой замши. Традиционной женской одеждой являлся двойной меховой комбинезон, надеваемый через ворот, благодаря большой ширине в пройме. Штанины его шились из чередующихся темных и светлых вертикальных полос меха, что составляло особый тип декора.

К опушке близки как декоративные элементы кисти из длинношерстого меха собаки, росомахи или лисицы, которые служили дополнительным украшением двойных кухлянок чукчей и коряков. Опушка в миниатюре является обрамлением розеток, нашиваемых в качестве декоративных деталей на кухлянки чукчей и коряков. Меховая розетка символизировала солярный диски и дополнялась подвесками из низок бусин, завершенных длинной кистью

(рис. 168).

Опушка из меха лисицы, соболя, мерлушки выполнялась у народов Южной Сибири по вороту, полкам одежды, околышу шапки.

Нашивные украшения из металлов характерны для шаманской одежды из меха и ровдуги у народов Сибири. Бронзовые нашивки в виде антропоморфных, зооморфных и геометрических фигурок нашивались на предметы одежды ненцев и эвенков (рис. 152). Кожаные детали конской сбруи скотоводческого населения юга Сибири также декорировались предметами торевтики из меди – пластинами, бляшками. Кожаные сумочки для огнива украшались накладками из серебра или меди (рис. 151).

144


Тиснение как прием декорирования кожи применяли скотоводы Южной Сибири. Для их культуры характерны сосуды-фляги «тажуур» (алтайцы), «тозор» (хакасы), «кѐгэржик» (тувинцы) – широкие и уплощенные с длинным узким горлом и деревянной пробкой (рис. 6, 149). Для шитья брали кожу с задней части туши животного, из нее вырезали заготовки в виде двух кругов,

которые сшивали вручную сухожильными нитками. За петлю сосуды привязывали к седлу. Декор на них был обязателен. Эти сосуды наполнялись алкогольными напитками, которые в древности употребляли на ритуальных обрядах. На свадьбе, если родители невесты брали «тужуур» у сватов, значит давали согласие на брак. Орнамент наносили двумя способами:

наиболее распространенный у алтайцев, тувинцев – тиснение с помощью заостренной деревянной или костяной палочки «тиш»;

с помощью горячих металлических штампов. Сосуд наполняли водой и золой, придавая нужную форму, затем по влажной коже наносили узор.

Все сосуды, изготовленные из кожи, вначале заполняли влажной землей или золой, чтобы придать им нужную форму и оставляли для полной просушки.

После чего тщательно промывали и прополаскивали чаем, смешанным с солью и жиром.

Фляги «кѐгэржики» тувинцев орнаментировались с двух сторон. Края в обычно окаймлял бордюр, состоявший из линейного пояска, либо пунктира,

зигзагообразной полоски и меандра. В центре украшаемой плоскости располагался относительно крупный узор из крестообразных фигур с роговидными ответвлениями на концах, парно-спиральных мотивов,

крестообразных розеток из четырех ромбовидных лепестков и других солярных символов. В центральном медальоне встречались зооморфные изображения в виде голов лошадей и оленей, иногда вместе с изображениями хвойных деревьев. В отдельных случаях декор одной стороны «кѐгэржика»

композиционно расчленялся узорной вертикальной полосой [13].

Роспись по коже и ровдуге имела незначительно распространение среди народов Сибири, она была более характерна для народов Амура и Дальнего

145

Востока. В коллекции КМАЭЭ имеется расписанный охрой геометрическим орнаментом халатик из ровдуги, сшитый для культового семейного покровителя кетов – «алэла».

У хантов и манси встречается изображение краской на кожаных рукавицах для медвежьего праздника фигур медведей. Одна из фигур на рукавице манси нанесена коричневой краской и по контуру обшита белым оленьим волосом.

Голове медведя придана форма ромба, вдоль туловища проведена ломаная линия, лапы оканчиваются четырьмя длинными когтями [30, с. 54].

Плетение из волоса. Для якутов характерно использование конского волоса для плетения таких уникальных предметов, как рабочая часть комаромахалки с серебряной ручкой, ковров-циновок.

Бачатские телеуты плели из конского волоса девичьи накосники «чач пÿÿш». Накосник представлял собой кисть из косичек, сплетенных из нескольких прядей свитого в жгуты конского волоса. Соединенные вместе три косички перевивалась полосками цветных шелковых нитей. Свободно свисающие концы из витых жгутиков обильно украшались раковинами каури

(их количество в коллекционных материалах доходит до 35 шт., а также цветными бусинами.

Плетение из кожаных ремней было распространено у скотоводов Южной Сибири, по сохранившимся в научной литературе сведениям, оно достигло высокой степени мастерства у бачатских телеутов. Данное ремесло вышло за рамки домашних промыслов: успешная реализация искусно сплетенной конской сбруи, арканов, плеток «камчы» на Томском и Кузнецком рынках приносила мастерам неплохой доход. Плели из сыромятной кожи,

выделанной из шкур домашних животных – жеребят и телят. Ремни нарезали из цельной шкуры с предварительной разметкой их ширины различными способами. Для деталей конской упряжи ремни нарезались по длине или повдоль шкуры, в зависимости от требуемой длины заготовки. Толстая часть кожи использовалась на плетение несущих ремней конской упряжи – нащѐчных ремней узды «таакту» и подпруг «колук». Тонкие части кожи

146


нарезались для плетения налобного «кандар» и суголовного «сантырга»

ремней узды. Ремни из кожи, вырезанной в области ног животных, обычно применялись для соединений: кнута с кнутовищем, мелких ремней узды с нащѐчным ремнѐм. Одним из самых простых способов плетения из кожи у телеутов считалось «камчовое плетение» из двух групп ремней, при котором использовалось для изготовления одного плетеного ремня до 50 кожаных полос [90].

Комбинирование нескольких техник декорирования кожи и меха применялось многими народами Сибири. Так называемый комбинированный шов является одним из древних приемов декорирования кожи у чукчей и коряков. Он выполнялся по темной коже. Окрашивали кожу следующим образом. Предварительно обработанную нерпичью кожу выкладывали на доску мездровой стороной вниз и сверху намазывали клейкой массой, получаемой путем длительного кипячения рыбьей кожи. Когда масса подсыхала, поверх нее равномерно наносили древесный толченый уголь и втирали его до тех пор, пока кожа не высохнет. Высохшая кожа была готова для выполнения на ней декоративных швов.

Олений волос пропускался через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже. Материалами в данном случае являются специально выделанная и выкрашенная в черный цвет нерпичья кожа и белая прочная и тонкая, как пергаментная бумага, кожа трахей нерпы, чайки, собаки. Иногда в парные белые петли протягивали крашеный мех белька, который, спускаясь вниз из каждой петли, имел вид кисточек.

С помощью протягивания в кожаные петли оленьего волоса, ниток или пучков крашеного меха составляли различного типа орнаменты: от прямых полос в один или несколько рядов до квадратов, кружков и более сложных фигур. Белые и черные полосы с такими декоративными швами сшивают между собой и вставляют в декорируемые участки изделия.

Аппликация в сочетании с продержкой или вышивкой подшейным волосом оленя, дополнениями из текстиля и других материалов применялось

147

при изготовлении меховых и ровдужных сумок, мешков у оленеводов и арктических охотников Сибири – чукчей, эскимосов, коряков, якутов, эвенов,

юкагиров, эвенков, долган, нганасан, хакасов, ненцев, хантов и манси. В

больших сумках хранили одежду, шкурки пушных зверей, в маленьких – предметы рукоделия.

Чукчи и эскимосы шили из шкуры нерпы, мандарки, оленьего камуса сумки простые по крою: передняя и задняя стенки, небольшой клапан,

закрывающий вход в сумку. Клапан пристегивался к передней стенке при помощи кожаной петли и костяной пуговицы, брелока или просто завязывался на узел. Для придания объема между передней и задней стенкой вставлялась полоска кожи. Небольшие сумочки украшались аппликациями светлой кожи по темной или узкими ремешками кожи, пришитыми к основе сумки либо продернутыми через прорези в коже.

Коряки декорировали сумки геометрическим орнаментом из меха оленя,

бисером по ровдуге. Кроме традиционного геометрического орнамента сумки украшали растительным или сюжетным декором [80].

Декор на меховых полуовальных сумках ненцев, кетов состоял из вертикальных полос светлых и темных тонов. Орнамент сумок ненцев составлялся из кусочков меха разного цвета, расположенных в шахматном порядке в технике мозаики, в которые мог вписываться зооморфный орнамент,

такой как «оленьи рога». Меховая мозаика дополнялась полосками цветного сукна, вышивкой подшейным волосом оленя. Сумочки «туця» из шкуры оленьих лбов для хранения швейных принадлежностей украшали геометрическим орнаментом из прямоугольников и зигзагов. Она из сторон сумочки была белого цвета и символизировала день, другая темного – ночь. А

вокруг по контуру сумки располагались узкие красные полоски кожи в виде бахромы – лучи солнца. К концам полосок бахромы прикрепляли копытца новорожденных телят, которые звенели при пользовании сумочкой. Устье сумки из ровдуги окрашивалось суриком. С одной стороны к сумочке крепился

148


кошелек «падко» для жильных ниток, с другой стороны – игольник (рис. 36 б)

[80].

Эвенкийские сумки состояли из двух эллипсов их меха или ровдуги, один из которых выкраивался немного больше половины первого, их сшивали и больший эллипс сгибали, образуя клапан. Из полоски ровдуги пришивали завязки. Края сумки украшали бахромой, к бокам пришивали ушки, чтобы можно было прицепить ее к поясу или повесить на ремешке на шею. Иногда сумочки украшали бисером [80].

У хантов и манси также распространены меховые мешки и сумки,

традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок и мешков полуовальная, вертикально или горизонтально вытянутая. Применялись различные способы декорирования: орнаментация,

чередование темно-белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус,

металлические подвески и нашивки. В технике меховой мозаики на мешках и сумках выполняется как орнамент ленточного типа, так и центральная розетка.

В большинстве случаев украшается вся поверхность изделия. В случае изготовления сумочки из лобной части оленьей шкуры декорируются только естественные отверстия в шкуре, в частности, глазницы [80].

Комбинирование различных приемов использовалось и при изготовлении чукчами и коряками меховых ковриков, которые являлись предметом обмена с моряками на необходимые в хозяйстве товары. Основным технологическим приемом изготовления коврика была мозаика из светлых и темных лоскутов оленьего меха. Размер ковриков варьировал от 1 до 3 м. В декоративном оформлении ковриков геометрический орнамент нередко сочетался с антропоморфным и зооморфным декором. Центральную часть занимали силуэты оленей, медведей и других животных или сюжетные композиции:

пастух с оленями, охотник на лыжах, охотник, схватка охотника с медведем,

стойбище и т. д. Силуэтные изображения дополнялись выполненными нитками деталями: вышивкой отмечалась красная рана на туловище кита, глаза, ветви деревьев, детали костюма на фигурах охотников, покрытие яранги. Кайма

149

коврика декорировалась геометрическим узором из треугольников,

прямоугольных полос, квадратов, ромбов и т. д.

Сочетание тиснения и аппликации применялось тувинцами при декорировании кожаных изделий. Части конского седла — чепраки «торепчи»

и тебеньки «тепсе» Чепрак – парные декоративные коврики, покрывающие бока лошади сочетали в своем декоре обе техники. Тебеньки, укрепляемы по обеим сторонам седла и прикрывающие верхнюю часть стременного ремня, так же, как и чепраки были парными. Орнаментальный узор на каждом из двух парных чепраков и тебеньков повторялся. Нашиваемые элементы аппликации были контрастны по цвету кожи, на которую они нашивались. Для основы обычно использовали кожу коричневого цвета, значительно реже – черного.

Тиснение стержнем из рога косули выполнялось по предварительно вымоченному куску выделанной кожи. Когда тиснененый узор был нанесен,

кожу и оставляли сушить на воздухе, не снимая с формы, затем оттиснутый узор вырезался ножом. Вырезанные элементы декора протыкались по краю шилом и пришивались к украшаемому изделию.

Техники тиснения и аппликации использовались тувинцами и при изготовлении кожаной валиковой подушки «сыртык». Эта подушка, лежавшая в изголовье постели, всегда была обращена украшенной стороной к центру юрты и привлекала внимание. В ней же хранили различные мягкие вещи.

В орнаментах на тебеньках, чепраках и подушках, преобладают сложные криволинейные переплетающиеся узоры – модификации узла, различные завитки, реже меандр.

Нередко в декоре чепраков сочетаются аппликации из кожи, ткани и золотисто-желтой коры степного кустарника – караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Выразительность орнамента усиливалась белыми линиями строченого шва,

которыми были пришиты аппликации. На подушки иногда нашивались круглые металлические бляхи, монеты, пуговицы [13].

150