ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 5
Древнейший первый тип сохранялся у таежных охотников, хотя к началу ХХ в. у них наблюдалась переходная ступень к обработке кожи дублением – дымление. Волос удаляли со шкуры, сбривая ножом. Весь процесс состоял в смачивании ее водой и смазывании для размягчения салом. А главное – ее сильно мяли на ручной кожемялке талгы деревянным рычагом, вставленным в желоб бревна с зазубренными краями.
Телеуты к нач. XX в. сохранили несколько способов удаления шерсти с кожи химическим путем: кожу замачивали в закваске из воды и ржаной муки;
использовали известь; применяли щелочь, приготовленную путем кипячения в воде древесной золы, замачивая в ней шкуру на несколько дней. После заквашивания применяли дубление, закладывая кожу в желтовато-коричневый отвар из толченой коры тальника или березы. Мяли кожу на ручной кожемялке без рычага.
Для выделки шкуры «под замшу» алтайцы очищали от шерсти мездру
(слой подкожной клетчатки на невыделанной коже) и смазывали ее смесью кислого молока с вареной печенью. Состав наносили тонким слоем, шкуру сворачивали конвертом и оставляли на несколько дней. Затем обрабатывали деревянным крюком. Кожу коптили: выкапывали две ямы глубиной до 1 м, на расстоянии 2 м; днища ям соединялись. В одной жгли гнилушки, над другой устанавливали сосуд без дна и плотно засыпали землей у основания.
Свернутую рулоном кожу вставляли в сосуд и прикрывали яму каменной плитой. Коптили несколько дней. Кожа приобретала в зависимости от длительности копчения светло–, темно– коричневый и даже черный цвет [85, с.
182–198].
Сибирские татары, испытавшие среднеазиатское влияние, выделывали юфть и сафьян.
Юфть – кожа комбинированного дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности, водостойкости и устойчивости к
135
многократным изгибам применяются длительное золение и обильное жирование. Отделывают юфть с помощью шлифования и окрашивания [81].
Сафьян (перс. сахтийан) – кожа растительного дубления для верха обуви,
выделываемая из шкур овец, коз, окрашиваемая в яркие цвета.
Оленья шкура – один из самых распространенных у оленеводов материалов для шитья одежды и обуви, сумочек и других различных предметов домашнего обихода. Выделяются разновидности оленьих шкур.
Выпороток – шкурки внутриутробного теленка (извлеченного у павшей или забитой матки). Имеет короткий, слабый мех. Употребляется для подкладок головных уборов, рукавиц.
Пыжик – шкурка новорожденного теленка в возрасте до 1 месяца. Имеет мягкую, неплотную шерсть различных оттенков от темно-коричневых до светлых — серых и белых. Пыжик идет на пошив головных уборов и других небольших по форме изделий.
Неблюй – шкурка двух с половиной – трехмесячного теленка (снятая в конце лета). Шкурки неблюя очень ценятся, так как имеют непереросший волосяной покров. Из неблюев чукчи шьют верхнюю одежду, шапки, рукавицы.
Выросток – шкура четырех-пяти-месячного теленка. Изделия из выростка более теплые, чем из неблюя, но менее красивы, так как мех выростка грубее и длиннее. Из выростка выделывается первосортная замша.
Телячья постель – шкура шестимесячного теленка, снятая осенью. Имеет плотную густую шерсть. Из таких шкур шьют в основном одежду, головные уборы и многие другие предметы быта.
Постель – шкура взрослого оленя, снятая в зимнюю нору. Имеет длинную шерсть, но из-за ломкости и тусклости (выпадения) волосяного покрова, а
также дефектов, вызванных личинками овода, ее товарная цена низкая. Однако мех взрослого оленя хорошо удерживает тепло и красив по цвету. Чукчи и эскимосы шьют из таких шкур спальные мешки, коврики, одежду попроще. Эти шкуры служат постелью в яранге. Из подстриженных шкур шьют меховые
136
чулки и тапочки мехом внутрь. Постель идет также на выделку замши низких сортов.
Камус – часть шкуры, снятая с ног оленя, особенно ценится на Севере.
У нее гладкий, блестящий волос коричневого, серебристо-серого пли белого цветов. Камус очень прочен и красив. Из него шьют обувь, рукавицы, головные уборы, используют при составлении мозаичных узоров для отделки крупных меховых изделий.
Лобаши – часть шкуры, снятая со лба оленя. Идет на пошив ковриков,
сумочек.
Щетка (камус) – шкура, снятая с нижней части суставов ног оленя, лося,
лошади. Имеет жесткий, грубый волос. Идет на подошвы для обуви.
Ровдуга (замша) получается в результате такой обработки шкуры оленя,
когда удаляется наружный слой с шерстью и подкожной клетчаткой и остается слой собственно кожи. Это эластичный, мягкий материал, который идет на изготовление одежды, перчаток, обуви, сумочек и широко применяется для различных отделок, дополнительно к основному материалу. Ровдугу красят настоем ольховой коры или продымливают над кострами [80, С. 47–48].
Шкуры морских животных тоже являются древним и распространенным материалом, из которого охотники на морского зверя шьют одежду, обувь,
коврики и т. д.
Нерпа – имеет короткий блестящий волосяной покров различных оттенков:
серебристая с зеленоватым отливом с темными пятнами, темно-серая с большими белыми кругами вокруг ласт, которые называют крылатками.
Мездра нерпы имеет рыхловатую структуру и удобна для шитья иглой. Шкуры нерпы применяются для выделки самых различных изделий: из них шьют обувь, головные уборы, одежду, сумки, кошельки.
Белѐк – шкурка детеныша нерпы. Имеет пушистый белый блестящий мех,
который используется для оторочки тапочек, шапок, рукавиц. Мех белька также окрашивают в красный цвет (в брусничном соке) или в оранжевый (в
настое ольховой коры) и применяют в декоративной отделке меховых изделий.
137
Мандарка – шкура нерпы, обработанная особым местным способом
с удалением волосяного покрова. Хорошо выделанная мандарка имеет чистый белый цвет. Она очень прочна, не растягивается так, как, например, ровдуга.
Это позволяет вырезать из нее различные детали геометрических и растительных форм для аппликации и составления орнамента, различной ширины ремешки для продержки и выполнения рельефных швов. Мандарка – прекрасный материал как для декоративных отделок, так и для шитья целой вещи (летние торбаса, тапочки, сумки, пояса).
Морж и лахтак имеют толстую грубую кожу. Ее используют для шитья
обуви, из нее вырезают подошвы, ремни [140, с. 48–49].
Рыбья кожа. В хозяйственной деятельности народов, населявших территорию бассейна реки Амур и о. Сахалин - нанайцев, нивхов, ульчей,
орочей и др., большую роль играло рыболовство. Для шитья одежды они использовали выделанные кожи сома, ленка и лососѐвых рыб. У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи [114]. Обрядовая рубаха эвенков из рыбьей кожи хранится в коллекции этнографического музея
Томского государственного университета. Кетская коллекция музея
«Археология, этнография и экология Сибири» включает культовый предмет
«алэл», одетый в халат из рыбьей кожи [38]. Мешки из рыбьей кожи зафиксированы у шорцев, хантов.
Кроме основных, существуют отделочные материалы, применяемые в художественном оформлении изделий из меха и кожи.
Шкурка собак, песцов, росомах и других животных с красивым пушистым мехом используются для оторочки, опушки краев шубы, шапок, ковриков; из них делают различные кисточки и меховые подвески.
Пищевод, трахея нерпы, собаки, чайки – белая, очень тонкая и прочная кожа. Узкие полоски такой кожи чукчи пропускают через параллельные разрезы на темной коже или вырезают из нее геометрические фигуры для аппликации.
138
Подшейный волос оленя – белый, блестящий, однако непрочный, легко ломается; длина его достигает 20–25 см. Используется в декоративной вышивке но коже, а также для опушки кожаных розеток.
Сухожильные нитки изготавливаются из спинных и ножных сухожилий оленя, лося. Отделив сухожилия при разделке туши, их очищают ножом, сушат.
Затем, чтобы получить нитки, сухожилия нужно расщепить на тонкие волокна и, смачивая слюной, сучить, скручивая в нить правой ладонью на бедре, а левой рукой придерживая нить. Это древний способ, в настоящее время употребляется крайне редко. Сухожильные нитки очень прочные, они не перетираются и не гниют. Используются при шитье меховых и кожаных изделий, а также в декоративных отделках (крепление аппликаций из кожи).
Нитки хлопчатобумажные различных цветов и оттенков применяются как для соединения меховых и кожаных деталей, так и для декоративного оформления изделий (накладные швы из пучка цветных ниток; вышивка, как подражание технике пропускания ремешка через разрезы в коже) [80, с. 48–49].
С помощью вышеперечисленных материалов на изделия меха и кожи превращались в женских руках в произведения декоративного искусства. Среди способов декорирования кожи и меха выделяются несколько видов вышивки.
Вышивка подшейным волосом оленя является особенностью декорирования изделий из кожи, замши, меха у народов, занимающихся оленеводством – ненцев, энцев, коряков, отдельных групп чукчей. По причине ломкости оленьего волоса в вышивке используются накладные швы. Техника вышивки состоит в следующем: пучок из 20–30 волосков прихватывают к основе стежками ниток, образуя непрерывный рельефный шов. Часто в швы из оленьего волоса вводят пучки цветных ниток. Накладные швы из оленьего волоса служат дополнением к другим приемам декорирования кожи и ровдуги
(рис. 165).
Вышитые подшейным волосом орнаменты, вероятно, заимствованные у северных народов имеются у якутов и носят название «синньэлии сиик».
Выполняется такая вышивка по ровдуге и внешне напоминает тамбурное
139
шитье. Довольно сложные орнаментальные мотивы вышиваются с двух сторон края орнаментов, внутренняя часть орнамента оттеняется растительной краской другого, более темного тона. Технический прием такой вышивки очень самобытен: сначала собирают пучок из 15–20 подшейных волос оленя,
накладывают их на ровдужную основу и пришивают их поперечными стежками посредством сухожильных ниток на равном расстоянии друг от друга.
Затянутая нитка как бы утопает в пучке, образуя рельеф из блестящего белого волоса. Для того чтобы волоски прилегали друг к другу, пучок время от времени смачивали в воде.
Эта вышивка отличается от других традиционных типов сложностью технологии шитья и изготовления ниток для шва. Отделив от пучка высушенных сухожилий небольшую часть, скручивали на ладони, держа один конец во рту, смачивая слюной. Такие жильные нитки для пошива одежды бывали не толще машинных швов и отличались большой прочностью.
Изготовление сухожильных ниток и вышивка ими отнимали много времени.
Возможно, поэтому этот тип вышивки был вытеснен более ярким и красочным материалом, каким является привозной разноцветный бисер. Подобной вышивкой декорировали обувь, декоративные сумочки, игольницы и т.д. [66].
Вышивка шерстяными нитками известна народам Сибири со времени господства на ее территории тагарской культуры. О чем свидетельствуют обнаруженные в 1982–1984 гг. А.И. Мартыновым и В.В. Иванчуком в могильнике Косоголь II кожаные чехлы, вышитые крученой шерстяной нитью.
В декоре одного чехла представлен мотив «рога барана», второго – геометрический треугольный орнамент (рис. 147) [112].
У народов Севера Сибири вышивка шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками широко распространилась с развитием торговли.
При этом вышитый орнамент арктических оленеводов и охотников Сибири часто повторяет геометрический декор меховой мозаики. Это – чередующиеся по цвету в шахматном порядке прямоугольники, квадраты, сплошь заполненные вышивкой, контуры которых обшиваются узкой полоской из
140
подшейного волоса оленя. У чукчей и коряков вышитые нитками детали пришиваются на готовое изделие. Для коряков характерно заполнение узором всей поверхности орнаментированной полоски кожи так, что вышивка создает впечатление единого настила из тонко подобранных по цвету ниток. Хотя встречаются изделия, на которых вышитые орнаменты расположены в определенном ритме, оставляя просветы кожи. Чаще это растительные орнаменты. Вышивкой нитками украшают летние торбаса, рукавицы, шапки, но особое применение она находит в опуванах, которые пришивают к подолу кухлянок (рис. 148).
Вышивка бисером у коряков, чукчей, эвенков выполнялась в технике нашивания. Бисер подбирался по цвету и размерам, определялось, в каком цветовом порядке он будет нашиваться. Затем бисер нанизывали на тонкую иглу с нитью, нить укладывалась на контур узора, заранее нанесенного на основу из ровдуги или сукна. Нить с бисером крепилась продольным стежком другой иглой через каждую бисеринку. Нашивая последующие ряды бисерного узора, необходимо было следить, чтобы задуманный орнамент из цветовых сочетаний бисера не смещался в сторону. Полоску кожи или сукна с нашивным бисером вшивали между кусками основного материала. Таким образом у чукчей и коряков украшались торбаса, головные уборы и сумки чукчей и коряков. У эвенков, кроме обуви и головных уборов, таким способом декорировались женские и мужские нагрудники (рис. 25).
Меховая мозаика – составление узора из отдельных кусочков меха или меха и ровдуги широко использовалась оленеводами и арктическими охотниками Сибири (рис. 164). Мозаичные узоры из темного и светлого меха украшали обшлага одежды, головные уборы, обувь арктических охотников и оленеводов Сибири.
В технике мозаики изготавливались мячи чукчей. Лоскутки шкурки нерпы белого и охристо-корчиневого цветов сшивали в сферическую полость и набивали ее шерстью оленя. Техника меховой мозаики с чередованиями белых и темных прямоугольников широко использовалась при декорировании
141
женских сумок для рукоделия и игольников ненцев, энцев, нганасан и других народов Севера Сибири. Чередование светлых и темных геометрических фигур,
соединенных в технике меховой мозаики характерно для специальных ковриков «кумаланов» эвенков, опуванов кухлянок чукчей и коряков (рис. 36 а).
Эвенки в технике мозаики шили большие круглые коврики,
символизирующие солярный знак. В центре такого ковра помещался круг одного цвета, а вокруг него помещалась полоса из чередующихся темных и светлых прямоугольников, словно расходящиеся лучи [35, c. 25].
Ханты выполняли мозаику из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей на обуви, культовых предметах и сумочках для женского рукоделия. У многих оленеводов Сибири была распространена техника мозаики из темного и светлого меха, используемая для декорирования женских шуб «сах» (рис. 40) . Узоры «резали» из камуса – шкуры с ног оленя.
Темную полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полосками цветного сукна. Получались контрастные симметричные орнаменты, обычно с равенством фона и узора [48].
Аппликация – один из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода.
Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой,
служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Ненцам, энцам, нганасанам, долганам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже,
кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.
Кожаная аппликация украшала сапоги «кадыг идик» и сумки тувинцев.
Сапоги шили из ярко окрашенной кожи с подошвой из нескольких слоев светлого войлока. Образец такой обуви имеется в фондах Тувинского республиканского музея. Головки сапог орнаментировались аппликациями из цветной кожи, изготовленными с помощью деревянных матриц. Основными узорами были переплетающиеся криволинейные узлы. Особенно часто
142