Файл: Функциональные стили речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это не совсем так. И оратор и ведущий ( радио- , теле- и сценических программ) профессионально работает в литературно – разговорном стиле. И не только.

Многообразие видов и жанров ораторской речи и речи ведущего обуславливает необходимость их обращения к трём стилям: литературно – разговорному, литературно – художественному и публицистическому.


Публицистический стиль.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т.д., близка к художественной литературе.

Публицистика богата выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Наконец, публицистика, как и художественная литература, - это словесное искусство.

И, однако же, при всей их близости публицистика – словесное искусство особого рода, она принципиально отличается художественной литературы. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ.

Принципиальное отличие публицистического слова заключается в большой роли в нём эмоционального, приобретающего в рамках газетно – публицистического стиля оценочный характер.

Взаимодействие основных двух функций: сообщения и воздействия определяет употребление слова в публицистике.

Функция сообщения обуславливает употребление нейтральной, общестилевой лексики.

Функция воздействия обуславливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения.

Публицистика берёт из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности.

Встречающиеся в некоторых исследованиях понятие ораторского стиля свободно умещается в рамках более широкого понятия публицистического стиля, если иметь в виду общую для них функцию воздействия и основную часть используемых в них языковых средств.

Воздействие по определению психолога И.А. Зимней, - есть активный процесс влияния говорящего на аудиторию.

Воздейственность учёный рассматривает как комплексную характеристику воздействующей стороны в процессе общения, когда изложение материала, будучи содержательным, доказательным, правдивым, является ещё и эмоциональным, наглядным, образным.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие: 1) общение; 2)сообщение; 3) воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями.


. Специфика текстов ведения программ.

  1. Технологии разработки текстов ведения кдп

ТЕКСТ ( от лат. texstus – ткань, сплетение, соединение) – последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение.

Понятие текст целесообразнее рассматривать в рамках направления в языкознании, которое получило название лингвистика текста.

Текстом (в лингвистическом смысле) называется последовательность речевых звуков (букв), которым носителями языка приписан некоторый смысл.

Значительное место в анализе понятия «текст» занимают работы А.А. Домашневой, И.Р. Гальперина, Н.Д. Зарубиной, Н.А.. Купиной, В.А. Кухаренко, В.В. Одинцова, Н.Ф. Пелевиной, Н.А. Рудякова и других.

При различных толкованиях данного понятия, надо отметить. Что большинство авторов связывают его с проблемой коммуникации.

Текст понимается как коммуникативная программа, имеющая коммуникативно – информативную цель и представляющая собой цепь логически связанных, объединённых общим смыслом предложений.

И.Я. Чернухина в качестве основных родовых признаков текста как коммуникативной программы обосновывает:

- своеобразие стиля;

- своеобразие формы;

- единство формы и содержания;

Согласно А.И. Домашневой, И.П.Шишкиной, Е.А.Гончаровой текст определяется как «некоторая последовательность предложений,

связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора».

Т.М. Дридзе считает, что текст – это целостная система коммуникативных элементов, функционально (т.е.для данной конкретной цели) объединённых в замкнутую иерархическую структуру общей концепцией или замыслом.

ТЕКСТ как коммуникативная программа имеет родовые и видовые признаки.

Е.Н. Руденский в своей работе «Методика разработки текстов как коммуникативных программ социально – педагогического воздействия» выделяет:

Родовые признаки:

- структура;

- сообщение;

- поток предложений;


- последовательность высказываний;

- стилистическое единство;

Видовые признаки:

- средства непосредственной и опосредованной коммуникации;

- стилистические средства коммуникации;

- единицы, образующие текст и обладающие коммуникативной функцией.

Но для ведущего культурно – досуговых программ (КДП) ближе другая классификация видов, разработанная Н.К. Фоменко. Это виды монологических эпизодов, которые входят в партитуру ведения КДП:

- Вступительное слово;

- «Визитная карточка»;

- Устный портрет;

- Дифирамб ( похвальная речь);

- Репортаж;

- Комментарий;

- Итоговое слово и др.

Приведём некоторые примеры:

Вступительное слово: «Добрый день, дорогие друзья, я рад видеть всех, кто в этот весенний день посетил наше литературно – художественное кафе. Смею утверждать, что быть здесь именно сегодня – это большая удача, потому что у нас в гостях самая гуманитарная среди всех гуманитарных гимназия № 41.

Да почему я говорю «в гостях»?! Они сегодня здесь хозяева, поскольку подготовили и предлагают нам замечательную дискуссионную программу « О любви». Но не просто о любви, а «О любви, чести и достоинстве…»….

(Приложение № 1).

Комментарии: Это вступительное слово ведущего вводит зрителя в курс событий (по какому поводу все здесь собрались), привлекает внимание и заявляет тему, о которой пойдёт речь в этой программе.

Визитная карточка: «Белкина Лариса Михайловна – методист Дома детско – юношеского творчества Центрального района. Лариса Михайловна разработала программу для старшеклассников «Новое поколение», целью которой является развитие личности подростка. Лариса Михайловна с интересом изучает психологию развития молодёжного коллектива, создаёт команду единомышленников взрослых и детей».

Комментарии: В «визитной карточке» ведущий даёт краткую информацию о герое – участнике программы.

Устный портрет: ( великая балерина Уланова) …Может быть, это покажется странным, но к Улановой - одной из величайших балерин за всю историю хореографического искусства слово балерина не очень идёт. Уланова в танце – поэт. И, как у поэта великого, у неё свой поэтический стиль и свой мир. И в каждом, созданном ею образе, - собственный непостижимо прекрасный образ: воплощение покоя, серьёзности, скромности, ясности, чистоты, той гармонии и того совершенства, которые пленяют нас в полотнах величайших художников Возрождения. Опущенный долу взгляд, тихий мир чела, девическая нежность, незащищённость….


Комментарии: Устный портрет более широкое понятие, чем «визитная карточка». Это можно сказать образное описание.

Так же заметим, что монологическая речь имеет свою классификацию по признаку цели:

- развлекательная;

- информационная;

- воодушевляющая;

- убеждающая;

- призывающая к действию.

Рассматривая типологию текстов ведения, опять же обратимся к Е.В. Руденскому, который предлагает типологию текстов ведущего тематического вечера, массового праздника, распорядителя обрядов:

- информирующие других участников о прогрессе мероприятия, его участников, используемых номерах и исполнителях;

- комментирующие действия или выступления участников;

- побуждающие к различным массовым или индивидуальным формам действия;

- объясняющие порядок и смысл действия участников мероприятия;

- управляющие действием участников;

- организующие взаимодействие нескольких участников;

- раскрывающие суть и содержание события.

Для текстов ведения КДП подходит другая типология, приведённая в работе Н.К. Фоменко:

А. По функциональному признаку.

1- тексты организационно-формирующие ситуацию общения;

2- тексты организационно-определяющие условия общения;

3- тексты представляющие программу деятельности участников общения;

4- тексты представляющие основное фактуальное содержание;

5- тексты стимулирующие самодеятельность участников общения;

6- тексты организационно-регулирующие их активность.

Б. По лексико-стилевому признаку:

1- литературно - разговорные тексты;

2- литературно – художественные тексты;

3- публицистические.

В. По формо – организующему признаку:

1- тексты – описания;

2- интервью;

3- монологи;

4- диалоги.

Г. По форме изложения:

1- повествовательные тексты;

2- аналитические тексты;

3- описательные тексты;

4- тексты с прямой речью.

Текст как совокупность предложений имеет определённым образом сформированную структуру.

Существует несколько элементов структуры текста: