Файл: Человек и его потребности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.

5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

7. Взгляды на человека и его потребности французских философов (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха).

8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.

9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

11. Человек экономический.

12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

14. Классификация потребностей.

Факторы, формирующие потребности

15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.

16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.

19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.

20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

2) Критерии классификации потребностей человека.

3) Социальные потребности человека.

4) Разумные и иррациональные потребности человека.

22. Классификация потребностей по Бережному.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

Исследование потребностей человека показывает, что они выступают детерминантами человеческой активности, главными факторами развития всей общественной жизни. Данное утверждение означает, что в реальной жизни одновременно сосуществуют потребности самого разного характера и содержания: общественные, личные, материальные, социальные, духовные, биологические, разумные, иррациональные и т.д.

Совокупность потребностей любого социокультурного субъекта представляет собой некоторое множество, образуемое целостной природой самого субъекта и целями его функционирования. Данное множество характеризуется взаимозависимостью различных их видов, форм и типов. При этом в системе потребностей субъекта под влиянием его взаимодействия с природной и социальной средой постоянно происходят их количественный рост, изменение параметров в соответствии с оптимальным функционированием субъекта. Кроме того, деятельность субъекта может время от времени вызывать «мутации» в системе потребностей, когда в ней появляются новые потребности, которые дестабилизируют её и вызывают необходимость в повышении уровня её устойчивости.

Многообразие человеческих потребностей и из динамизм вызывают необходимость систематизации всего их многообразия на виды и типы в зависимости от сложности и степени развития. В науке выделение видов и классов потребностей человека, производимое по тем или иным признакам, обозначается термином «классификация». Данная процедура предполагает установление принципов субординации объектов систематизации, она характеризует переход от эмпирического расчленения совокупности объектов к их системному рассмотрению, объясняющему их взаимные связи, а также связи каждого объекта с целостной системой. В самом общем виде классификация есть системное отражение функционирования и развития, как всей совокупности объектов, так и каждого объекта в отдельности.

Попытки классификации потребностей предпринимались в науке неоднократно, но в каждом случае она осуществлялась по какому-либо одному признаку, отвечающему исследовательским интересам её автора. Такой подход делает классификацию односторонней и недостаточно полной, в то время как в данной процедуре следует выделить базовые виды потребностей в соответствии с основными видами отношений человека к действительности, сгруппировать их по принципу значимости для жизнедеятельности человека.


В целом процедура классификации представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам и разрядам в зависимости от их общих признаков. Применительно к потребностям с их многообразием и постоянной подвижностью такое распределение становится невозможным. Главной проблемой классификации остается определение основополагающих классификационных признаков, способных придать классификации объективный характер.

В настоящее время проблема классификации огромного многообразия человеческих потребностей еще не получила однозначного решения. Различные классификации предлагаются экономистами, психологами, социологами, культурологами и другими специалистами. Но мотивы и основания, с которыми различные авторы подходят к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие – у психологов, третьи – у социологов. В итоге получается, что каждая классификация оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например, польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций, которые носят узкоспециализированный характер и потому не могут дать полного представления о всей совокупности потребностей, присущих человеку. Требуется обобщающая классификация, которая учитывала бы различия между социальными субъектами и носила бы межпредметный характер.


2) Критерии классификации потребностей человека.

При разработке классификации потребностей наиболее важным становится вопрос об основаниях классификации, т.е. поиск основополагающего признака, способного стать критерием для выделения разного рода потребностей. В этом вопросе также существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что человек представляет собой прежде всего существо социальное и это качество отличает его от всего животного мира. По этой причине они в качестве основополагающих выдвигают социальные потребности, которым отдается преимущество перед биологическими. Однако в таком случае искусственно принижается объективная зависимость человека от природы и поэтому данный подход не может рассматриваться как обобщающий.

Другая точка зрения предлагает в качестве единого основания классификации потребности витальные, т.е. фундаментальные, базовые потребности физического существования человека. Американский психолог А. Маслоу считает, что неудовлетворенные витальные потребности могут подавить социальные потребности человека, такие как стремление к свободе, знаниям, уважению, любви и т.д.

Третья точка зрения основывается на убеждении, что основанием для классификации может служить потребность в безопасности, в основе которой лежит инстинкт самосохранения. Её сторонники исходят из того, что человек – существо глубоко эгоистичное, обуреваемое страхом и честолюбием. Он считает, что его окружают лишь завистники, соперники, враги. А это означает, что для человека всегда существует угроза насильственной смерти. Чтобы избавиться от незащищенности, защитить свою жизнь и жизнь близких людей, необходимо создать государство, которое должно удовлетворить потребность в безопасности.

Кроме того, часто встречаются классификации потребностей, построенные по признаку происхождения. В них выделяются две группы потребностей – естественные (низшие, первичные, соматические, биогенные, утилитарные, физические) и социальные (высшие, вторичные, социогенные, искусственные), либо три: природные, природно-общественные, общественные (социальные), либо пять, если общественные потребности разделяются на экономические, собственно социальные и интеллектуальные. Такая классификация позволяет представить круг потребностей в виде двух- трехуровневой иерархии, в которой уровни по составу потребностей почти необозримы.

Известный отечественный социолог И.В. Бестужев-Лада предложил разветвленную схему оснований деления потребностей. Вначале выделяется основополагающий критерий (в частности, признак их происхождения), который дополняется критериями второго, третьего и т.д. порядков. В результате получается довольно подробный (свыше 20) перечень критериев, к которым легко «привязывать» потребности. Однако построенная таким образом схема, включающая пять ступеней, не воспринимается как иерархия, поскольку многие основания деления взаимонезависимы. При этом сами критерии образуют не иерархию, а лишь определенную совокупность, в которой одни критерии взаимосвязаны, другие перекрещиваются, третьи стоят особняком.


Известны также попытки построить классификацию на основе минимального числа потребностей, необходимых для нормального функционирования человека. Например, К. Обуховский выделил такие типы общих потребностей, свойственных людям определенного культурного уровня:

- самосохранения;

- размножения;

- обеспечивающие правильное развитие личности (познавательная, эмоционального контакта, смысла жизни).

На базе общих потребностей функционируют группы индивидуальных потребностей, отражающих особенности носителей, их личный опыт: привычные, наркоманические, болезненные, концептуальные. Схема тоже не выделяет «этажей» потребностей и поэтому не может служить основой для построения их иерархии.

В настоящее время существует множество оснований для классификации потребностей. По происхождению их делят на биологические, органические, социальные и культурные. Биологические потребности являются результатом нарушения равновесия между организмом и средой и порождаются необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение этих потребностей ведет к гибели или вырождению человека. Социальные потребности позволяют существовать и развиваться человеку как личности. Они включают потребность в человеческих взаимоотношениях, самоутверждении, самосознании, объекте поклонения и т.д.

Достаточно обоснованную убедительную классификацию потребностей предлагает отечественный исследователь В.Г. Черников. Исходя из биосоциальной сущности человека, он утверждает, что наиболее важны биологические и социальные потребности, поскольку именно они одновременно связывают человека с живой природой и выделяют из неё, выражая отличие человека от всех других живых существ.

Вообще специфика человеческого бытия определяется характером деятельности, которую человек осуществляет для удовлетворения своих потребностей, поэтому в основу классификации потребностей логично положить фактор человеческой деятельности. Любой вид человеческой деятельности включает в себя ту или иную степень биологической активности, направленную на удовлетворение биологических потребностей человека. К биологическим следует отнести потребности, необходимые для нормального физиологического функционирования человеческого организма.

Биологические потребности человека существенно отличаются от аналогичных у высокоразвитых животных. Главное отличие заключается в том, что человеком они осознаются, а животными – нет. Человеческие биологические потребности являются результатом не механического переноса их от животных к человеку в процессе антропосоциогенеза, а существенного преобразования животных потребностей в человеческие. Это преобразование качественно изменило потребности, поскольку в отличие от нужд животных биологические потребности человека приобрели способность к развитию по мере их удовлетворения.


Противоположностью биологических потребностей человека выступают социальные. Под социальными потребностями понимаются те, удовлетворение которых обеспечивает жизнедеятельность человека как общественного существа. Исследователи выделяют пять основных типов социальных потребностей человека: преобразовательные, познавательные, ценностно-ориентационные, коммуникативные и художественные. В своей совокупности данные потребности раскрывают главные направления социальных качеств человека, определяют человека как социальное существо, личность соответствующего общества. При этом каждый из указанных типов выражает своё специфическое направление жизнедеятельности человека как социального существа.

Так, преобразовательные потребности имеют своей целью изменение окружающего человека мира вещей, создание новых вещей, отношений и процессов. Преобразовательные потребности конкретизируются в зависимости от объекта, на который они направлены, и поэтому могут быть самыми разнообразными. Познавательные потребности побуждают человека к различным формам познавательной деятельности: обыденному познанию, профессиональному, теоретическому, научному и др. Ценностно-ориентационные потребности выражают стремление человека к оценке социальной значимости вещей, явлений и процессов, которые в итоге формируют к ним соответствующее отношение. Подобно животным, определяющим для себя полезность или вредность внешних предметов и явлений, человек осуществляет их сознательную оценку и вырабатывает свои ценности и ценностные ориентации. Эта оценка ему необходима для нормального существования в окружающем мире и успешной адаптации к нему. Коммуникативные потребности составляют важную сторону существования человека, поскольку жизнь индивида невозможна без общения с другими людьми. Кроме того, любой вид общественной деятельности предполагает общение между разными социальными группами, так как от этого зависит стабильность и устойчивость всего общества в целом. И наконец, художественные потребности выражают потребность человека в образном моделировании и освоении мира. В процессе художественной деятельности совершается идеальная реконструкция бытия, воссоздающая его в преобразованном и усовершенствованном виде.

В целом биологические и социальные потребности находятся в тесном взаимодействии. Это означает, что, с одной стороны, биологические потребности оказывают воздействие на социальные. Они побуждают индивида к различным видам деятельности и через них выступают источником существования и развития общества. С другой стороны, социальные потребности оказывают воздействие на биологические: под их влиянием животные нужды древнейших предков человека превратились в человеческие потребности.