Файл: Человек и его потребности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.

5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

7. Взгляды на человека и его потребности французских философов (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха).

8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.

9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

11. Человек экономический.

12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

14. Классификация потребностей.

Факторы, формирующие потребности

15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.

16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.

19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.

20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

2) Критерии классификации потребностей человека.

3) Социальные потребности человека.

4) Разумные и иррациональные потребности человека.

22. Классификация потребностей по Бережному.

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению». Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело будущего».


16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

К факторам внешнего влияния на потребителя относятся: культура, ценности, демография, социальный статус, референтные группы, домохозяйство. Эти факторы представляют собой разнохарактерное влияние групп различного масштаба на потребителя.

Макровлияние: культура, социальные классы.

Микровлияние: домохозяйство, референтные группы.

Культура – комплекс, включающий знания, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.

Культура – набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и других значимых символов, помогающих людям, как членам общества, общаться, интерпретировать и оценивать ситуации:

- отражающая определенный уровень человеческого развития общества и человека;

- воплощенная в предметных, материальных носителях;

- передаваемая последующим поколениям.

В более широком понимании культуры – коллективное программирование мышления группы людей, которое оказывает влияние на поведение человека и той общности, к которой он принадлежит.

Культура не статична, она эволюционирует и меняется с течением времени.

Особенности культуры:

1) Культура приобретаема, процесс обучения своей культуре с детства называется энкультурацией. Обучение ценностям и нормам другой культуры – аккультурацией.

2) Влияние культуры часто не осознается. Человек ведет себя, чувствует и думает в манере, согласованной с другими членами той же культуры, потому что это представляется естественным и правильным.

3) Культура адаптивна. Она эволюционирует вместе со способностью общества функционировать.

Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерой поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё. Например: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная.


Существует модель «программирования мышления и поведения человека», показывающая, насколько поведение человека определяется его личностными характеристиками, а насколько – культурной принадлежностью.

Индивидуальные вариации

Приобретенные характеристики (культурные принадлежности)

Унаследованные характеристики (общие для людей)

Каждая культура имеет свои собственные понятия по поводу общественного поведения.

Специфика российской культуры – её биполярность. Культуры различают также по нормам, регулирующим допустимую степень экспрессивности и размер личного пространства.

Культуры можно разделить на высокую и массовую. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества – писателями, художниками, философами, учёными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Массовая культура может быть интернациональной или национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у неё самая широкая аудитория и она является авторской.

Различные культурные традиции по-разному определяют место человека в системе бытия, исходя из конкретного исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Идентификация человека, формирование его самосознания в свою очередь становилось центральным и главным фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов.

Культура влияет на суждения и поведение потребителей в таких сферах, как самовосприятие и восприятие пространства, коммуникации и язык, одежда и внешность, питание, время и его оценка, отношения, ценности и нормы, верования, ментальные процессы и стиль выполнения работы.

Влияние социальной стратификации на потребителя.

Социальные классы – это группы людей с примерно одинаковым поведением, основанном на их экономическом положении на рынке. Они объединены схожими ценностями, интересами, уровнем доходов.


Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией досуга и многими другими характеристиками. Отличительные признаки соц. класса – склонность его представителей к более или менее одинаковому потребительскому поведению, наличие определенного соц.статуса; уровень образования, род деятельности и уровень дохода.

Различают рабочий, средний и высший классы. В этих классах отражается разница между потребителями, которую можно связать с различиями в выборе марок и продуктов.

Социальная стратификация – формальное неравенство классов по отношению друг к другу. В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членом общества. Власть, доход, собственность влияют на соц. положение.

Под социальным статусом понимается то сравнительное уважение, которое общество выказывает лицам, занимающим определенные соц. позиции.

Социальная стратификация определяется как иерархическое разделение общество на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений ценностей и жизненных стилей.

Основные признаки соц. класса:

- склонность представителей к более или менее одинаковому поведению;

- наличие определенного соц. статуса;

- образование;

- род деятельности;

- уровень дохода.

Проблема определения среднего класса в России.

Первое упоминание о среднем классе в традиционно относят именно к Аристотелю. Средний класс, по Аристотелю, находился между аристократией и нижним слоем жителей современного ему общества. Аристотель описывал его пристрастия и политическую ценность.

В России впервые о среднем классе заговорили в 1980-1985гг. Затем в 1995г.

Критерии выделения среднего класса:

1) Материально-имущественное положение (доходы, накопления, недвижимость).

2) Социально-профессиональный статус.

3) Самоидентификация (т.е. к какому слою относит себя сам гражданин).

К среднему классу в России можно отнести 28 млн. человек. Он практически не растет.

Влияние референтных групп на потребителя.

Группа – два или более индивидуумов, разделяющих общие нормы, ценности и верования и чье поведение взаимозависимо в силу формальных и неформальных связей между ними.

Человек – семья – коллеги – соседи – группа проведения досуга.

Референтная группа – группа, чья предполагаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и референтная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на индивидуума.


Влияние референтных групп:

1) Информационное влияние (потребитель может купить продукт на основе положительного отзыва о нём других потребителей).

2) Нормативное влияние (следование нормам группы).

3) Идентификационное (потребитель стремится идентифицироваться с людьми, которыми он восхищается).

Референтные группы могут быть формальными и неформальными. В отличие от формальных групп, неформальные не имеют четкой структуры и основываются на дружбе и общих интересах.

Группы членства могут также классифицироваться как первичные (семья, друзья), и вторичные (профессиональные коллективы).

Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях, а именно, они могут: подтолкнуть человека к изменению своего поведения и своей жизни; оказывать влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.

Групповые коммуникации – один из самых значимых факторов влияния на потребительские решения.

По привлекательности группы делятся на устремления и диассоциативные группы.

Группы устремления – группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать. Эти группы имеет свои нормы, ценности, поведения.

Диассоциативные группы – группы, к которым индивидуум не хочет принадлежать. Например, группы ассоциального поведения.

По списку закрепленных членов группы делятся на формальные и неформальные. Формальные характеризуются определенным известным списком членов, а организация и структура зафиксирована в писменной форме. Влияние формальных групп на поведение различно и зависит от мотивации индивидуума принять групповые стандарты и соответствовать им.

Неформальные группы гораздо менее структурированы и преимущественно основываются на дружеской или коллективной ассоциации. Нормы могут быть строгими, но редко зафиксированы в письменной форме. Высокая степень межличностного взаимодействия существует.

Влияния домохозяйства на потребителя.

Домохозяйство – все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство, основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Домашние приборы, мебель, жильё потребляются скорее домохозяйством, чем индивидуумами.

Семья – группа из двух или более людей, связанных кровным родством, браком или усыновлением и живущих вместе.

Нуклеарная семья – группа, состоящая из отца, матери и детей, живущих вместе.