Файл: Человек и его потребности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.

5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

7. Взгляды на человека и его потребности французских философов (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха).

8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.

9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

11. Человек экономический.

12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

14. Классификация потребностей.

Факторы, формирующие потребности

15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.

16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.

19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.

20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

2) Критерии классификации потребностей человека.

3) Социальные потребности человека.

4) Разумные и иррациональные потребности человека.

22. Классификация потребностей по Бережному.

Расширенная семья – нуклеарная семья плюс другие родственники.

Семейное домохозяйство – основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению.

Изучение семьи (домохозяйства) как отдельной потребительской единицы имеет большое значение вследствие того, что:

а) многие продукты покупаются для всей семьи;

б) покупательские решения отдельных людей могут во многом зависеть от влияния остальных членов семьи.

Структура большинства семей и несемейных домохозяйств меняется с течением времени.

Этапы жизненного цикла:

1) Холостая жизнь, молодые одиночки.

2) Юные молодожены без детей.

3) «Полное гнездо»: 1-я стадия: младшему ребенку менее 6 лет.

4) «Полное гнездо»: 2-я стадия: младшему ребенку 6 и более лет.

5) «Полное гнездо»: 3-я стадия: пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении.

6) «Пустое гнездо»: 1-я стадия: пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи работает.

7) «Пустое гнездо»: 2-я стадия: пожилые люди, дети которых уже живут отдельно, глава семьи на пенсии.

8) Вдовствующее лицо, работает.

9) Вдовствующее лицо на пенсии.


17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

К внутренним факторам поведения потребителей относятся процессы, посредством которых индивидуум реагируют на влияние групп, на изменение среды и маркетинговые усилия. Внутренние факторы в основном относятся к психологическим аспектам поведения: процесса восприятия и обработки информации для принятия решения о покупке, процесс обучения потребителя, мотивация, личность, эмоции, жизненный стиль.

Факторы внутреннего влияния на потребителя: жизненный стиль, эмоции, личность, мотивация, обучение, восприятие.

Восприятие, обучение, мотивация как факторы внутреннего влияния на потребителя.

Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на ощущения. Процесс восприятия как отражения комплексного раздражителя завершается появлением образов предметов или явлений в целом, которые носят субъективный характер.

Процесс обработки информации для принятия потребительского решения включает 4 основных этапа:

1) Экспозиция – ситуация доступности индивидуума к стимулу, при котором существует возможность активировать один или более его органов чувств.

2) Внимание – направление познавательных ресурсов на обработку раздражителя. Внимание имеет отличительные характеристики. Это объем, распределение, переключение и устойчивость.

Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимает человек одновременно за 1/10 секунды. Объем внимания имеет возрастную специфику.

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или более объектам при выполнении действий с ними.

Переключение внимания – это переход внимания от одного вида деятельности к другому, от одного действия к другому в связи с постановкой новой задачи.

Устойчивость внимания – это концентрация внимания на деятельность или на каком-то объекте в течение длительного времени. Периодическое колебание внимания постоянно имеет место.

Колебания внимания – периодические непроизвольные непродолжительные отвлечения внимания при концентрации на объекте или деятельности.

Факторы, определяющие внимание, можно разделить на стимульные, индивидуальные и ситуационные.

Стимульные факторы контролируемы, ими можно манипулировать в интересах обретения внимания. К ним относятся: размер и интенсивность стимула, цвет и движение, позиция , формат и др.


Индивидуальные факторы – характеристики индивидуума, определяющие его внимание к сообщению. К ним относятся интерес и потребность, отношение и адаптация.

Ситуационные факторы – стимулы, которые индуцируются средой, такие как ограниченность времени или переполненный магазин.

3) Интерпретация – процесс обработки информации, оценки стимульного воздействия.

4) Опознание (память) – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее, и извлечение соответствующего эталона из памяти.

В зависимости от того, как долго материал сохраняется на разных уровнях, выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Следы в ней сохраняются в течение ¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимания высших отделов мозга к поступившим сигналам.

В кратковременной памяти (её формула: воспринял – воспроизвел – забыл) информация сохраняется в течение короткого промежутка времени. За это время мозг её перерабатывает, интерпретирует и решает вопрос, важна ли она для того, чтобы быть переданной в долговременную память.

Отобранная из кратковременной памяти информация сохраняется в долговременной.

Долговременная память – это память-хранение, память-понимание. Её объем и длительность безграничны.

Промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью занимает оперативная память. Её функция – сохранение информации в течение заранее определенного срока.

Выделяют также память о намерениях, или способность помнить, что необходимо сделать в будущем.

Эмоциональная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение пережитых эмоций и чувств.

Обучение – результат обработки и усвоения некоторого объема информации, откладывающейся в памяти и позволяющей сформировать отношение к определенным идеям, объектам и людям.

Значимость - это ценность учебной информации для потребителя.

Мотивация – движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения.

Подкрепление/усилие – результаты поведения (реакции), увеличивающие вероятность его повторения в будущем.

Образность – слова, которые создают конкретные образы.

Мотивация – движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения.

Личность потребителя как фактор внутреннего влияния.


Личность потребителя представляет собой набор характеристик, определяющих его уникальность и отличающих его от других, обеспечивает устойчивость реакций, основанных на прочих внутренних психологических характеристиках.

Важными характеристиками личности принято считать активность, целостность и устойчивость.

Личность – это конкретный человек, носитель системного социального качества, приобретенного индивидом в процессе практической деятельности и общения, которое проявляется в общественных связях и отношениях.

Выделяются четыре теории личности: психоаналитическая, социальная, теория самоконцепции и теория индивидуальных черт личности.

Психоаналитическая теория Фрейда утверждает, что система человеческой личности состоит из «ид», «эго» и «суперэго».

«Ид» - источник психической энергии, направленный на немедленное удовлетворение биологических и инстинктивных потребностей.

«Ид» полностью бессознательно и не опирается на объективную реальность.

«Суперэго» - представляет собой социальные или личные нормы и служит этическим принуждением поведения.

«Эго» - управляет конфликтующими «ид» и «суперэго», представляет собой организованную личность человека в той степени, насколько она замечает реальность и реально оценивает её.

Социальная теория основана учениками З. Фрейда. Основная идея в том, что:

1) Социальные факторы более значимы в развитии личности, чем биологические побуждения.

2) Осознаваемые мотивы более важны, чем неосознаваемые, т.е. поведение чаще направляется к известным индивидуумам, желаниям, потребностям.

Социалисты считали, что личность формируется по мере того, как индивидуумы учатся справляться с основными беспокойствами, вытекающими из отношений «родители-дети», и выделяют три подхода в преодолении беспокойства:

1) Подчинение или стратегия движения к людям.

2) Агрессивность, движение против людей.

3) Отделение, движение от людей.

Теория самоконцепции утверждает, что индивидуумы имеют самоконцепцию или концепцию «я», основываясь на своем мнении о том, кто они есть (действительное «я»), и на том, кем хотели бы быть (идеальное «я»).

«Я» - это совокупность установок человека на самого себя (Р. Бернс).

Я-концепция может быть положительная (человек любит, принимает себя); отрицательная (человек не любит, не принимает себя) и амбивалентная (одновременное присутствие в сознании противоположных чувств, которые человек переживает по отношению к себе.


Для социально-психологического подхода в рассмотрении структуры «Я» характерно выделение следующих компонентов:

а) познавательного или когнитивного представления о своих качествах, внешности, способностях, соц. значимости);

б) эмоционально-оценочного (самоуважение, себялюбие, самоунижения);

в) поведенческого или когнитивного (действия и поступки, определяемые знаниями о себе и отношением к себе, к примеру, стремление самоутвердиться в профессии).

Теория индивидуальных черт личности включает два предположения:

1) Все индивидуумы имеют внутренние характеристики или черты.

2) Существуют реальные и измеримые различия между индивидуумами по этим характеристикам.

Эмоции как факторы внутреннего влияния на потребителя.

Эмоции – сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению.

Функции эмоций:

- они нас мотивируют;

- дают доступ к определенным стратегиям поведения;

- сообщают определенную информацию;

- крайне важны в коммуникации.

Существует ряд классификаций эмоций. Выделяется 8 основных категорий: страх, гнев, радость, досада, принятие, отвращение, предвкушение, удивление.

Страх – отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности.

Гнев – отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация.

Радость – активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

Досада – чувство раздражения и недовольствия вследствие неудачи, обиды или какой-нибудь неприятности.

В отличие от чувства обиды, которое направлено на других, досада может быть как осознаваемой, так и малоосознаваемой агрессией на самого себя.

Принятие – положительная эмоция, которая выражается в ощущении радости и удовольствия от предметов или субъектов и принятия их.

Отвращение – крайне неприятное чувство, вызванное кем-либо или чем-либо. Резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью. Например, отвращение к продуктам питания.

Предвкушение – это предварительное переживание воображением ожидаемого.

Удивление – эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации.

Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в испуг. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.