ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 2012
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие понятия культуры в современной этнологии
2. Типы причинности в культуре
4. Понятие уровней реальности и теория эволюции
5. Методологическая автономия уровней явлений
Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры
Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры
1. Боас и критика культурного эволюционизма
2. Малиновский: концепция первоистока и науки о культуре
3. «Естественная история» и поиски первоистоков
§113. Культурные паттерны и развитие культуры
§115. Типы конфигураций развития
§116. Проблема кривизны развития
§124. Проблема смерти культуры
II. Общие аксиомы функционализма
IV. Первые подступы к функционализму
Расцвет великих культур эпохи аграрной революции был ознаменован войнами, захватами и империалистическими тенденциями. Социально-экономический рост при неравномерном распределении и ограниченности природных ресурсов усиливал
==338
Л. Уайт. Экономическая структура высоких культур__________
международное соперничество и военное противостояние. Развал хозяйства, который несли с собой бесконечные войны и безжалостная эксплуатация населения завоеванных территорий, которое обращали в рабство и душили налогами и контрибуциями, неизбежно вел большинство древних культур к прогрессирующему упадку и гибели. Технологический прогресс в промышленности и военном деле, безусловно, способствовал созданию великих наций и империй. Однако политические системы, в которых находило выражение это культурное развитие, не были приспособлены к длительным периодам покоя, стабильности и мирного созидательного труда. Ориентированные на порабощение и эксплуатацию у себя дома и на завоевание и ограбление соседей, они истощали свою экономическую базу и разрушались. Последним этапом этого процесса стало падение Римской империи; оно завершило эру великих культур, рожденных аграрной революцией.
Примечания
' Блюститель закона, находясь при исполнении служебных обязанностей, имеет право открыть огонь и убить человека, забравшегося ночью в лавку, чтобы украсть еды для своих голодных детей. И это вполне согласуется с имущественными основами гражданского общества: если общественный порядок зиждется на частной собственности, то вор посягает на его незыблемость, чего ни одно общество не может и не станет терпеть.
2 По данным «Statistical Abstract of the United States»(1953), 93,5% всех преступлений, совершенных в 1951 г., составили преступления против собственности, т.е. грабеж, воровство, растраты и т.п. В эту цифру не включены убийства, совершенные во время грабежей или ради получения страховки, равно как и продажа наркотиков подросткам.
3 Rostovtzev, M. I. The Foundations of Social and Economic Life in Egypt in Hellenistic Times. //Journal of Egyptian Archaeology. Vol.6 (1920), p. 164.
4 Turner, R. The Great Cultural Traditions. Vol. 1, N.-Y., 1920, p. 280. «Следует помнить, однако, — добавляет автор,— что не всякое владение основывалось на таком частном праве. В особенности же это касается земельных угодий, значительная часть которых принадлежала царю, храмам и знати...».
-' Такое различие в экономических системах эпохи бронзы и железа находит параллель в истории современной Западной Европы. Феодализм был государственно контролируемой системой, где подчинение и эксплуатация определялись фиксированным классовым статусом. На смену феодализму явился капитализм, в котором возможность подчинять и эксплуатировать достигается властью денег, выраженной в свободном частном предпринимательстве. Это и есть знаменательный «переход от статуса к контракту», столь ярко описанный сэром Генри Мэйном в его «Древнем праве» (1861).
==339
1929, P.67.
ilSnond^T'Com^c?^ Encyclopaedia of the Social Sciences. ^оТо^.. Robinson, Ch. A. Jr. Hellemc History, 3th ed. N.-Y., m^0^^^ в обратном переводе с англ. - П^.
"ьТ^есь бьет ключом торговля - выгодная мена ^ Всего что создается людей искусством иль природой. Торгашество! В его тени, отравленной дыханьем ядовитым, Ю.С. Терентьева). , .„. " Childe, G. What Happened in History. ^^^\^^
6 White, L.A. The Acoma Indians // Bureau of American Ethnology, 47th Annual Report, 1932.
1 Примером могут служить игорот Бонтока и ифугао Лусона. Это простейшие, примитивные общества, где фактически отсутствует специализированный механизм политической интеграции и контроля. Тем не менее они используют вязанки риса в качестве денег и ссужают рис под проценты. Ср.: Jenks, A.E. The Bontoc Igorot // Philippine Islands Ethnological Survey. Vol. 1 (1905); Barton, R.F. Ifugao Economics // Univ. of California Papers in Amer. Archaeology and Ethnology. Vol. 15 (1922). N5, p.385-446. Но эти народы испытали сильное воздействие — прямое и косвенное, — испанской культуры, и такое внутриобщинное использование риса в функции денег вполне может быть его результатом. По словам Дженкса, «влияние испанцев на пуэбло игорот Бонтока, пожалуй, ни в чем не сказалось так явно, как в уяснении последними ценности денег» (Jenks, A.E., Op. cit., p. 153). Этот вывод можно применить и к некоторым аборигенным культурам Меланезии.
8 По наблюдению многих этнографов и путешественников, даже самые примитивные народы быстро осваивают основы коммерции — сопоставление стоимостей, установление цен путем торга и соотнесение их с естественным изобилием или скудостью товара.
9 Направляясь к пуэбло Нью-Мексико, автор настоящих строк захватил с собой великолепные перья голубой цапли, но их не приняли там даже в подарок. Напротив, перья попугая и орла получили самую высокую оценку, и индейцы готовы были щедро за них заплатить. То же повторилось и с морскими раковинами: одни оценивались очень дорого, другие не вызывали ни малейшего интереса. "' Barton, R.F. Op.cit., p. 427 : «Ифугао, у которого был" три или четыре савана [death blankets]... и который хотел отдать их за банку, повидимому, потратил уйму времени на поиски владельца банки, готового выменять ее на три-четыре савана». " Mantz, E. Banks, History of// Encyclopaedia Britannica. 14th ed., 1929, p.67.
12 Ibid.
13 Turner, R. Op.cit. Vol.1, p.295.
14 Hammond, J. L. Commerce // Encyclopaedia of the Social Sciences. Vol.4, 1931,p.3.
15 Botsford, G. W., Robinson, Ch. A. Jr. Hellenic History, 3th ed. N.-Y., 1948, p. 36.
"' Hammond, J. L. Loc.cit.
17 Текст Ф.Ницше приводится в обратном переводе с англ. — Прим. персе.
18 «Здесь бьет ключом торговля — выгодная мена
Всего, что создается людей искусством иль природой.
Торгашество! В его тени, отравленной дыханьем ядовитым, Добродетель ни одна восстать уж не решается, А нищета с богатством в равной мере бессильные проклятья изрыгают».
(П. Б. Шелли. Королева Мэб. Песнь V,!. Подстрочный перевод
Ю.С. Терентьева).
" Childe, G. What Happened in History. N.-Y., 1946, p.164.
Перевод Ю.С. Терентьева
К оглавлению
==340
Типология культуры
Динамика культуры
==341
==342
00.htm - glava15
Франц Боас. Эволюция или диффузия?'
В статье Элси Клью Парсонс о родстве, клане и дуальной половине [moiety] у народа тева' и в моей заметке о социальной организации племен Северотихоокеанского побережья2 шла речь о территориальном распространении кланов и прочих явлений, связанных с клановым делением общества При этом было установлено, что на окраинах упомянутых нами регионов встречаются ясно очерченные формы социальной организации, в то время как для территорий, занимающих срединное положение, характерны переходные типы
Эта закономерность вовсе не ограничена указанными регионами и социальной организацией, но в большей или меньшей степени может быть перенесена и на все остальные культурные явления, равно как и на другие районы мира Общие сказочные мотивы, например, фиксируются тем реже, чем дальше отстоят друг от друга регионы их распространения, и если на промежуточных территориях встречается много такого, что напоминает периферийные типы, эти последние при ближайшем рассмотрении нередко оказываются совершенно иными К подобному заключению приводит сравнительный анализ фольклора Северотихоокеанского побережья — например, населения Аляски и Орегона, береговых и удаленных от берега племен или индейцев плато и пуэбло То же замечается и в сфере материальной культуры при сравнении искусства населения плато и равнин или эскимосов и аборигенов Северо-западного побережья Тихого океана, о чем свидетельствует, в частности, и география художественных стилей
Все сказанное не исключает возникновения в промежуточных регионах стилистического единообразия и не означает, что
" F Boas Evolution or Duffusion'V/Amencan Anthropologist N S Vol 26 (1924) P 340-344
==343
Динамика культуры
все периферийные формы непременно самобытны, а промежуточные — непременно эклектичны. В то же время это, как мы думаем, доказывает, что все специфические культурные формы — результат исторического развития и что нет никаких доводов (кроме тех, которые пренебрегают географией признаков) в пользу большей древности периферийных форм.
Приняв мнение, что матрилинейные кланы древнее патрилинейных или билатеральной организации, мы можем прийти к рискованному выводу, что на юге Британской Колумбии и у восточных пуэбло клановая организация распалась и что этот распад должен более резко проявляться по мере удаления от центров, где данный тип социальной организации все еще процветает. Между тем, географические данные не благоприятствуют такому заключению; напротив, перед нами — смешение двух разных типов, комбинация которых рождает новые формы и новые представления.
Изучение материальной культуры, обрядов, искусства и мифологии Америки, различных форм африканской культуры и доисторической Европы с такой убедительностью раскрыли роль диффузии, что мы не вправе отрицать ее присутствия в формировании любого локального культурного типа. Следы диффузии выявляются не только методом сравнительного изучения; на нее указывает и обширный полевой материал. Известны случаи, когда индивид выступает как носитель важных мифологических сюжетов. В качестве примера сошлемся на повесть о рождении Ворона, записанный в одном племени на севере о-ва Ванкувер. Несколько его членов еще помнили, что ее принес человек, проведший много лет в рабстве на Аляске, откуда его выкупили друзья. Этот миф регулярно пересказывался как часть Воронова цикла, хотя все соседние племена отрицают его принадлежность к последнему. Другой пример — учреждение клана Барсука в Лагуне женщиной из племени зуни. Муж ее, также принадлежащий к этому племени, принес в Лагуну культ качинов и мифы, обретшие в новой среде свою вторую жизнь. В более отдаленные времена носителями новых представлений могли оказаться женщины, захваченные при военных набегах, принятые в племя чужаки и т.д., и чем малочисленное было племя, тем сильнее могло быть такого рода индивидуальное влияние. Итак, проникновение новых идей — это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный стимул развития.
Чисто индуктивное изучение этнических феноменов приводит к заключению, что смешанные культурные типы, занимающие географически или исторически промежуточное положение между двумя крайними, служат доказательством диффузии. В таком случае возникает вопрос: как рассматривать крайние и
==344
ф. Боас. Эволюция или диффузия?
максимально различные формы? Описанную нами [автором и Э.К.Парсонс. — Прим. перев.} социальную организацию Северотихоокеанского побережья, с немногочисленными кланами и множеством локальных групп, обладающих определенными привилегиями, следует сопоставить с билатеральной организацией Юга, насчитывающей ряд независимых локальных единиц без всяких привилегий. А матрилинейную клановую организацию западных пуэбло Юго-Запада, в которой почти целиком отсутствуют дуальные половины (moieties), нужно сравнить с патернальными долями Востока без кланов. Если индуктивно устанавливается, что один из этих типов древнее, что сложились необходимые условия для перехода от старой ситуации к новой и что эффективность этих условий снижается от центра к периферии, то впору согласиться с теорией единообразного развития. Для этого необходимы три исторических доказательства: 1) что один тип древнее другого; 2) что более поздний тип всегда развивается из предшествующего — или, другими словами, что динамические условия для перемен в этом направлении всякий раз налицо; 3) что эффективность этих условий значительно возрастает от периферии к центру. Диффузионисты, напротив, исходят из двух различных типов и доказывают наличие диффузии.
Надо иметь в виду, что предположение о древности того или иного культурного типа основано, главным образом, на классификации, считающей более простые по своим проявлениям формы вместе с тем и более древними. Ненадежность такого подхода яснее всех видел Тайлор, который старался утвердить свой главный тезис на анализе пережиточных явлений, проливающих свет на более ранние этапы культурного развития. Но мы и поныне не видим ни одной убедительной реконструкции, выполненной на такой основе. Пережитки более ранних форм должны существовать и могут быть обнаружены, — вот все, что мы вправе утверждать. И, пожалуй, лучше всего подтверждает это пример матрилинейных институтов. Там, где эти институты связаны с закреплением социальных прерогатив за мужчиной и где семья в нынешнем ее понимании тем не менее остается важным социальным признаком, существует постоянная почва для конфликта, ибо матрилинейный счет потомства предполагает переход имущества или [общественного] статуса в другую семейную группу, индивид же колеблется в своих привязанностях между двумя конфликтующими сторонами. Поэтому весьма вероятно, что такое матрилинейное общество, имеющее в себе элементы нестабильности, под влиянием внутренних динамических условий преобразуется в патрилинейную или билатеральную систему (чем и можно объяснить остатки матрилинейных