Файл: antologiya-issledovaniy-kultury.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 1697

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2 Зак.5

1. Развитие понятия культуры в современной этнологии

2. Типы причинности в культуре

3. Понятие сверхорганического

4. Понятие уровней реальности и теория эволюции

5. Методологическая автономия уровней явлений

Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры

7 Зак. 5

Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры

4. Шпенглер*

1. Боас и критика культурного эволюционизма

2. Малиновский: концепция первоистока и науки о культуре

3. «Естественная история» и поиски первоистоков

Глава XI Заключение и выводы

§112. Универсалии истории

§113. Культурные паттерны и развитие культуры

§114. Пульсация развития

§115. Типы конфигураций развития

§116. Проблема кривизны развития

§124. Проблема смерти культуры

§127. Выводы

I. Эмбриология и акушерство

II. Общие аксиомы функционализма

III. Определение функции

IV. Первые подступы к функционализму

V. Узаконенные единицы культурного анализа

VI. Структура института

VII. Понятие функции

VIII. Теория потребностей

IX. Выводы

К иному типу относятся исследования структуры личности и ее изменения в ситуациях аккультурации. Наиболее усердным и последовательным тружеником на этом поприще был, вероятно, А. Халлоуэл, в работах которого представлено все — от широкого анализа общих психологических процессов46 до в высшей степени систематических исследований с применением проективных методик. Исходя из общей исходной посылки о наличии определенной связи между данной культурой и типами личности ее индивидуальных носителей, большинство исследований были посвящены изучению масштабов и скорости изменения личности в условиях культурного контакта, а также взаимосвязи между личностью и принятием/отвержением культурного изменения. Обширная, но разрозненная литература по этому вопросу тесно связана с литературой направления «культура и личность» в целом. Также значительный интерес представляют исследования, в которых для выявления психологических проблем и особенностей используется анализ личных документов, мифов и песен47.

Социологи тоже уделили определенное внимание этой проблеме, особенно в связи со структурно-функциональным анализом. Некоторые социологи (например, Мертон48) и антропологи часто приписывали независимый статус мотивации психологическим, или личностным, переменным; эта точка зрения была подвергнута резкой критике в работе Дюбуа49. Другие просто констатировали динамическую взаимосвязь социокультурных и психологических перемен-

 

==362

Р. Билз. Аккультурация

ных Из недавних работ по этой проблеме важное значение имеет статья «Экспериментальный проект исследования культурного изменения» Спиндлера и Голдшмидта50, в которой авторы попытались выделить социальные и психологические переменные и описать в общих чертах метод исследования их взаимосвязей.

д) Лингвистическая аккультурация

Хотя аналогии между языковым и культурным изменением в принципе признаны уже давно, было проведено крайне мало конкретных исследований, посвященных этой проблеме. Джордж Херцог, Эдвард Спайсер, Джин Бассетт Джонсон и Дороти Ли в 1941 и 1943 гг. опубликовали статьи, в которых рассматривались конкретные примеры языковой аккультурации в североамериканских индейских племенах. Недавно Джордж Баркер51 исследовал ту же проблему на примере мексиканцев, живущих в США.

Все исследования, опубликованные на настоящий момент, имеют относительно предварительный характер и содержат мало теоретических утверждений. Вообще говоря, подчеркивалась главным образом взаимосвязь между социокультурными и языковыми факторами изменения. Несмотря на предположение, что лингвистические исследования могут дать нам количественные показатели аккультурации, эта область изучения не получила серьезного развития и упоминается здесь всего лишь потому, что кажется весьма перспективной.


е) Определение основных культурных процессов

Хотя определение процессов, вероятно, является конечной теоретической целью аккультурационных исследований, существует лишь относительно небольшой объем эмпирических исследований, позволяющих сделать хоть какие-то адекватные обобщения. Главным образом, эта работа была проделана, видимо, американскими антропологами, хотя есть и весомые исключения, одним их недавних примеров которых является работа Элкина52. Между тем, большинство британских антропологов, судя по всему, придерживаются точки зрения, высказанной Хантер: «Меня исследования культурного контакта интересуют прежде всего с практической стороны.. В первую очередь меня интересуют ха-

 

==363

Динамика культуры

рактер и масштабы происходящих в сообществе банту изменений, и лишь во вторую очередь — механизм изменения»53.

В целом среди исследователей культурного контакта существует согласие относительно некоторых его результатов. Буквально во всех работах в качестве возможных итогов культурного контакта называются принятие, синкретизм и реакция; предполагается, что в большинстве случаев возможны все три результата, перевес же какого-либо из них определяется условиями, в которых контакт происходит, и может с течением времени изменяться. Принятие, при котором новый элемент не модифицируется под влиянием других установок, ведет в конечном счете к полной ассимиляции новой культурой. В некоторых случаях ассимиляция может быть итогом даже тогда, когда в процесс вмешиваются и другие реакции. Часто результатом контакта является синкретизм, который был подробно описан в исследованиях латиноамериканских индейских культур и культур негров Нового Света. Реже в различных методичках для исследования упоминаются, иногда и обнаруживаются в современных исследованиях как в Новом Свете, так и в Африке спонтанные преобразования, приводящие к видоизменению элементов обеих контактирующих культур или порождающие совершенно новые структуры. В то время как возникающую культуру можно рассматривать в целом как синкретичную, значительные части социальной структуры могут иметь принципиально новый характер. Наиболее глубоко изученная область явлений — это, вероятно, сфера реакции. В эту категорию, бесспорно, следует включить различные возрожденные и аборигенные движения. Полезную типологию организации исследования таких движений дал не только Линтон54; имеются многочисленные работы, в которых анализируются: культ Пейота, Танец Духа и другие подобные в Северной Америке; к ним же относятся новогвинейские исследования Уильямса и т. д. Они не всегда называются аккультурационными, но тем не менее дают ценный материал для анализа.


После этих довольно общих высказываний может показаться, что для анализа процессов не созданы подходящие концептуальные схемы. Большинство существующих исследований процесса аккультурации отягощены психологическими рассуждениями и сосредоточены преимущественно на роли индивида в изменении или на том воздействии, которое изменение оказывает на индивида. Было дано мало социологических и культурологических объяснений. Попытки, кото-

 

==364

Р. Билз. Аккультурация

рые были предприняты в этом отношении, часто отличались несколько специализированным характером; в особенности это касается практически-ориентированных исследований. Так, например, мисс Хантер утверждает: «И администратор, и миссионер, и торговец в равной мере заинтересованы в выяснении того, какими санкциями регулируется поведение в условиях племенной жизни и как сказывается на этих санкциях контакт с европейцами. Социальные санкции, то есть узы, интегрирующие общество, можно понять лишь путем изучения функционирования и взаимосвязи общественных институтов; и нам необходимо определить, какое изменение в функционирование и взаимосвязь этих институтов вносит контакт с европейцами»55.

Трудно что-либо возразить против целей и предложений мисс Хантер. Они полностью согласуются с ее открыто провозглашенной прагматической ориентацией. Однако необходимо заметить, что она не предлагает нам адекватных концептуальных схем, которые позволили бы расширить теоретические рамки исследования, и по сути не предлагает конкретных методов, при помощи которых можно было бы анализировать процессы изменения. В этом отношении исследования Редфилда дают значительно больше для развития теории, поскольку содержат трактовку таких понятий, как «секуляризация», «индивидуализация» и т. д.; однако они ограничиваются лишь теми аспектами ситуации контакта, которые связаны с изменениями, ведущими от народной [folk culture] к городской культуре. Фортес56 указывал, что культурный контакт следует рассматривать как процесс непрерывного взаимодействия. Несмотря на признание важности сравнительной социологии культурного контакта, он предлагает мало конкретного. Таким образом, если отвлечься от самых общих теоретических схем, то прогресс в сфере создания концепций анализа процессов и их эмпирической конкретизации, особенно в общетеоретических контекстах, был крайне незначительным. Вероятно, наиболее весомый вклад за последнее время внесла работа Элкина57, в которой был рассмотрен процесс реакции на примере австралийских аборигенов; этот анализ заслуживает критического изучения и проверки на примере других регионов и других ситуаций.


Динамика культуры                  P. Билз. Аккультурация

 

==365

 

ж) Подсчет количественных показателей

Британские антропологи особенно настойчиво указывали на необходимость сбора статистических данных. В ситуациях изменения, в частности, важно знать, какая часть населения придерживается тех или иных изменяющихся норм. Ричарде58 выделила метод переписи сельского населения, и была в этом не одинока. Многие проблемы, связанные с выборкой и надежностью информации, до сих пор не были достаточно полно рассмотрены. Вагнер59 указывал на ненадежность имеющейся статистики и невозможность использования ее для интервьюирования «от дома к дому», а также на ее непригодность для составления случайной выборки. Он остроумно предлагает при возникновении серьезных проблем с выборкой воспользоваться генеалогическим методом для получения небходимых данных.

Было высказано предложение использовать количественные подходы для разработки эмпирических показателей аккультурации. Интересные мысли в этом плане, а также в плане использования количественных данных для измерения относительных темпов изменения в различных сегментах той или иной культуры и обеспечения сопоставимости аккультурационных исследований высказал Леонард Брум в двух коротких статьях 1939 и 1945 гг., однако этими предложениями так никто и не воспользовался. В неопубликованной рукописи Спиндлера и статье, написанной им совместно с Голдшмидтом, статистические данные используются для установления классов, или страт, представляющих (предположительно) различные уровни аккультурации в группе. Несмотря на общую тенденцию роста индекса данных, имеется крайне мало устойчивых методологий и статистических трактовок, которые могли бы внести свою лепту в понимание теории. <...>

Примечания

' Е. Parsons 1936.

2 Е. Parsons 1933.

3 R. Beals 1932.

4 R. Redfield, R. Linton, M. Herskovits 1936.

5 M. Herskovits 1948, р. 523 ff. 'В. Malinowski 1945, р. 1.

7 R. Thumwald 1932, р. 557.

8 R. Thurnwald 1938, р. 179-180.

9 L. Mair 1934.

i" M. Fortes 1936, p. 53.

 

==366

" С. DuBois 1939, р. 137. "С. DuBois 1951, р. 32.

13 F. Oniz 1940.

14 M. Fortes 1936, p. 54.

15 G.Wagner 1936, p. 317.

"E. Lindgren 1938.

17 R. Ekvall 1939.


"J. Greenberg 1941. ^''A. Ramos 1947.

^R. Beals 1951. : 2! G. Bateson 1935.

22 R. Thurnwald 1932.

23 R. Redfield. R. Linton. M. Herskovits 1935, 1936.

24 G. Bateson 1935.

25 R. Linton 1940.

26 В. Malinowski 1945.

27 F. Ramos 1947.

28 A. Richards 1935, р. 21.

29 В. Malinowski 1945, р. 29.

30 Ibid., p. 30. "S.Taxetal. 1952.

32 M. Fortes 1936, р. 53.

33 M. Fortes 1935, р. 6.

"G.Wagner 1936, р. 317-320.

"I.Shapera 1935, р. 316.

3fi M. Hunter 1934.

37 A. Richards 1935.

"A. and G. Culwick 1935.

M A. Hallowell 1949.

40 R. Redfield 1941.

41 M. Herskovits 1948, р. 534.

42 M. Fortes 1936. р. 26.

43 M. Herskovits 1948.

44 M. Hunter 1934, pp. 347-349.

45 R. Thurnwald 1935. ""A. Hallowell 1945.

47 Ср.: R. Thurnwald 1935; V. Barnouw 1950.

48 R. Merton 1949. р. 53.

49 С. DuBois 1951.

5» G. Spindler, W. Goldschmidt 1952.

51 G. Barker 1947.

"A. Elkin 1951.

53 M. Hunter 1934, p. 335.

54 R. Linton 1943.

55 M. Hunter 1934, p. 350.

56 M. Fortes 1936. "A. Elkin 1951. 58 A. Richards 1935. 5» G.Wagner 1936.

 

==367

 

Динамика культуры

Библиография

G. Barker. Social Functions of Language in a Mexican-American Community//Acta Americana. V. V, 1947, p. 185-202.

V. Barnouw. Acculturation and Personality among the Wisconsin Chippewa. (American Anthropological Association Memoirs. 1952, N. 72.)

G. Bateson. Culture Contact and Schismogenesis // Man. 1935, Art. 199.

R. L. Beals. Aboriginal Survivals in Mayo Culture // American Anthropologist. V. XXXIV, 1932, p. 28-39.

R. L. BeaJs. Urbanism, Urbanization and Acculturation // American Anthropologist. V. LIII, 1951, p. 1-10.

L. Broom. The Cherokee Clan: A Study in Acculturation // American Anthropologist. V. XLI, 1939, p. 266-268.

L. Broom. A Measure of Conservatism // American Anthropologist. V. XLVII, 1945, p. 630-635.

A. T. and G. M. Culwick. Culture Contact on the Fringe of Civilization //Africa. V. VIII, 1935, p. 163-170.

С. Dubois. The 1870 Ghost Dance //Anthropological Records. V. Ill, 1939, N. 1.

С. Dubois. The Use of Social Science Concepts To Interprete Historical Materials: Comments on the Two Preceding Articles // Far Eastern Quarterly. V. XXI, 1951, p. 31-34.

R. B. Ekvall. Cultural Relations on the Kansu-Tibetan Border. Chicago: University of Chicago Press, 1939.

A. P. Elkin. Reaction and Interaction: A Food Gathering People and European Settlement in Australia // American Anthropologist. V. LIII, 1951, p. 164-86.

M. Fortes. Culture Contact as a Dynamic Process // Africa. V. IX, 1936, p. 24-55.

J. H. Greenberg. Some Aspects of Negro-Mohammedan Culture Contact among the Hausa // American Anthropologist. V. XLIII, 1941, p. 51-61.

A. I. Hallowell. Sociopsychological Aspects of Acculturation // R. Linton (ed.) The Science of Man in the World Crisis. N. Y.: Columbia University Press, 1945, p. 171-200.