Файл: antologiya-issledovaniy-kultury.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 2039

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2 Зак.5

1. Развитие понятия культуры в современной этнологии

2. Типы причинности в культуре

3. Понятие сверхорганического

4. Понятие уровней реальности и теория эволюции

5. Методологическая автономия уровней явлений

Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры

7 Зак. 5

Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры

4. Шпенглер*

1. Боас и критика культурного эволюционизма

2. Малиновский: концепция первоистока и науки о культуре

3. «Естественная история» и поиски первоистоков

Глава XI Заключение и выводы

§112. Универсалии истории

§113. Культурные паттерны и развитие культуры

§114. Пульсация развития

§115. Типы конфигураций развития

§116. Проблема кривизны развития

§124. Проблема смерти культуры

§127. Выводы

I. Эмбриология и акушерство

II. Общие аксиомы функционализма

III. Определение функции

IV. Первые подступы к функционализму

V. Узаконенные единицы культурного анализа

VI. Структура института

VII. Понятие функции

VIII. Теория потребностей

IX. Выводы

A. I. Hallowell. Ojibwa Personality and Acculturation // S. Tax (ed.) Acculturation in the Americas: Proceedings and Selected Papers of the XXIXth International Congress ofAmericanists. Chicago: University of Chicago Press, 1949, p. 105-114.

M. Herskovits. Acculturation: The Study of Culture Contact. N. Y.: J. J. Augustin, 1938.

M. Herskovits. Man and His Works. N. Y.: A. A. Knopf, 1948.

G. Herzog. Culture Change and Language: Shifts in the Pima

 

==368

P. Билз. Аккультурация

Vocabulary // S. Newman, L. Spier, A. I. Hallowell (eds.). Language, Culture, and Personality: Essays in Memory of Edward Sapir. Menasha, Wis.: Sapir Memorial Publication Fund, 1941, p. 66-74.

J. B. Johnson. A Clear Case of Linguistic Acculturation // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 427-34.

D. Lee. The Linguistic Aspect ofWintu Acculturation // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 435-440.

E. J. Lindgren. An Example of Culture Contact without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacks of Northwestern Manchuria // American Anthropologist. V. XL, 1938, p. 605-621.

R. Linton (ed.). Acculturation in Seven North American Indian Tribes. N. Y.: D. Appleton-Century Co, 1940.

R. Linton. Nativistic Movements // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 230-239.

L. P. Mair. The Study of Culture Contact as a Practical Problem // Africa. V. VII, 1934, p. 415-422.

B. Malinowski. Practical Anthropology//Africa. V. II, 1929, p. 2238.

B. Malinowski. The Dynamics of Contemporary Diffusion. Summary // Proceedings of the International Congress of Historical and Ethnological Sciences. Copenhagen, 1939.

B. Malinowski. The Dynamics of Culture Change: An Inquiry into Race Relations in Africa. New Haven: Yale University Press, 1945.

R. Merton. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 111.: Free Press, 1949.

F. Ortiz. Contrapunteo del tobaco у el azucar. Havana: J. Montero, 1940.

E. С. Parsons. Some Aztec and Pueblo Parallels // American Anthropologist. V. XXXV, 1933, p. 611-631.

E. C. Parsons. Mitia: Town of the Souls. Chicago: University of Chicago Press, 1936.

A. Ramos. Intraducao a antropologia brasileira. Rio de Janeiro, 1947, V. II.

R. Redfield. The Folk Cultures ofYucatan. Chicago: University of Chicago Press, 1941.

R. Redfield, R. Linton, M. J. Herskovits. Memorandum on the Study of Acculturation // American Anthropologist. V. XXXVIII, 1936, p.149-152.

A. I. Richards. The Village Census of Modem Culture Contacts // Africa. V. VIII, 1935, p. 20-33.

I. Schapera. Field Methods in the Study of Modern Culture Contacts //Africa. V. VIII, 1935, p. 315-326.

E. Spicer. Linguistic Aspects of Yaqui Acculturation // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 410-426.

G. C. Spindler, W. Goldschmidt. Experimental Design in the Study

 

==369

 

Динамика культуры

of Culture Change // Southwestern Journal of Anthropology. V. VIII, 1952, p.68-83.

S. Tax et al. Heritage of Conquest: The Ethnology of Middle America. Glencoe, 111.: Free Press, 1951, R. Thurnwald. The Psychology of Acculturation // American Anthropologist. V. XXXIV, 1932, p. 557-569.

R. Thurnwald. Black and White in East Africa. London: Humanities Press, 1935.

R. Thurnwald. The African in Transition: Some Comparisons with Melanesia // Africa. V. XI, 1938, p. 174-186.

G. Wagner. The Study of Culture Contact and the Determination of Policy//Africa. V. IX, 1936, p. 317-331.

M. Wilson (Hunter). Methods in the Study of Culture Contact // Africa. V. VII, 1934, p. 335-350.

Сокращенный перевод В.Г.Николаева


 

К оглавлению

==370

00.htm - glava17

Бронислав Малиновский Научные принципы и методы исследования культурного изменения*

Инструмент, который мы хотим здесь предложить, представляет собой перевод выявленных нами принципов в форму таблицы. Мы обнаружили, что два культурных порядка — африканский и европейский, — в своем первоначальном состоянии полностью друг от друга независимые и до сих пор в значительной мере сохраняющие свой собственный культурный детерминизм, встречаются, оказывают друг на друга влияние и порождают третью культурную реальность. Составив таблицу и поместив каждый из наших аргументов в одну из трех колонок, мы останемся верны этому принципу. В первой колонке, которую мы далее будем называть колонкой А, будем перечислять влияние, интересы и намерения Белого населения. Поместим в нее принципы политики, проводимой Белым населением, идеалы миссионеров, цели экономических предприятий, лозунги и реальные намерения поселенцев, связанные с той или иной конкретной проблемой (например, вопросом о земле, труде, колдовстве, питании или промышленности). В колонке Б, которую мы озаглавим «Процессы культурного контакта и изменения», расположим те процессы и типы деятельности, в которых Черные и Белые сталкиваются друг с другом, вступают в сотрудничество и оказывают друг на друга непосредственное влияние. В колонке В разместим сохраняющиеся по сей день формы традиционных институтов, а также предания и легенды прошлого, поскольку они являются на сегодняшний день активно действующими силами. От предыдущей эта колонка отличается тем, что содержит элементы африканской жизни, не признаваемые официально Белой администрацией, а также те процессы, через которых реализуется старая африканская жизнь, зачастую

' В. Malinowski. The Dynamics of Culture Change. New Haven, 1945. P. 73-83.

 

==371

Динамика культуры

«загнанная в подполье» строгим внешним принуждением и внутренним сопротивлением. Например, мы должны внести сюда такие верования, обычаи и этические влияния культа предков, которые можно обнаружить даже в христианских общинах. Обсуждая проблемы земельной собственности и хозяйственной деятельности, мы должны занести в эту колонку пережитки старого обычного права, которые полностью игнорируются европейским законодательством и административной машиной, а временами даже вступают в противоборство с влияниями, перечисленными в колонке А.


Типовая таблица для анализа культурного контакта и изменения

А

Влияния, интересы и стремления Белого населения

Б

Процессы культурного контакта и изменения

В

Пережиточные формы и традиции

Г

Реконструкция прошлого

д

Новые силы спонтанной африканской реинтеграции и реакции

 

Чтобы пояснить ход нашей мысли, было бы полезно добавить дополнительную колонку Г, содержащую в себе реконструкцию до-европейского положения дел в том виде, в каком ее можно получить научными средствами. Поскольку такая реконструкция является одной из важных задач антрополога, колонка Г — законный компонент нашей синоптической таблицы; между тем, важно понимать, что эта реконструкция не может быть результатом непосредственного наблюдения и что надежность данных, в ней представленных, — совершенно иного порядка, нежели надежность данных, содержащихся в трех первых колонках. Для колонок А, Б и В полевой исследователь предоставляет реально наблюдаемые факты. В колонку Г он может занести всего лишь свое личное мнение о том, как, вероятнее всего, обстояло дело в былые времена.

И наконец, в некоторых случаях будет уместно добавить еще одну колонку, Д. В нее мы могли бы вписать новые силы спонтанной африканской реинтеграции и реакции. Сюда попали бы такие явления, как африканский расизм, региональный национализм и новые толкования племенного патриотизма. Такие данные, как мы уже ранее говорили, обязательно должны быть включены в спектр интересов антрополога. Хорошо было бы отделить их от феноменов совместных изменений и культурного контакта, перечисляемых в колонке Б, а также от элементов архаического, представленных в колонке В.

 

==372

Б. Малиновский. Научные принципы и методы культурного изменения

Поскольку мы разрабатываем метод анализа, наблюдения и практического рассуждения, базирующийся на некотором наборе принципов и представимый в виде таблицы, то нам лучше всего было бы поступить следующим образом. В прилагаемой таблице I мы сформулируем принципы, разработанные нами в ходе предшествующих дискуссий. В таблице II напротив каждого из этих принципов мы приведем соответствующее практическое правило, являющееся одновременно и правилом полевого исследования, каждое из которых служит руководящим принципом, направляющим ход наших рассуждении и определяющим, каким образом следует обращаться с этими данными на практике. Так же, как и все прочие правила метода, правила, приводимые в таблице II, можно непосредственно перенести в нашу типовую таблицу.


 

Таблица I Принципы

1. Принцип автономного детерминизма в каждой из трех сфер: А. Европейские стремления и интересы.

Б. Контакт и изменение.

В. Пережитки африканского трайбализма.

2. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости этих трех сфер.

3. Динамическая асимметрия европейской и африканской культур в области влияний и изменения.

4. Множественность и разнонаправленность европейских политических линий, идей, целей и методов.

5. Взаимовлияние и взаимодействие между институтами, т. е. системами такой четко ограниченной деятельности, которая осуществляется организованными группами, включает определенное материальное оснащение и нацелена на удовлетворение биологической, социальной или духовной потребности (связанные друг с другом виды деятельности, объединяемые в постоянно действующую систему санкцией закона или обычая).

6. Понятие общего фактора (или его отсутствие), сочетающего в себе стремления европейцев и интересы коренного населения, как главенствующий и основополагающий фактор изменения. От наличия или отсутствия общего фактора зависит, будут ли иметь место конфликт или сотрудничество (компромисс), дезинтеграция или согласие и совместное развитие.

 

==373

Динамика культуры

7. Принцип жизнеспособности африканского трайбализма, вытекающий из: внутренней силы туземной культуры, выросшей in situ, избирательности европейских приношений и даров; последствий существующего расового барьера, не позволяющего африканцу занимать престижные места в западной цивилизации и отбрасывающего его обратно, к племенным корням.

8. Новый национализм: племенной, региональный, африканский.

Таблица II

Правила метода

1. Подход к изучению каждой проблемы должен быть тройственным. В таблицу должны вноситься намерения европейцев, феномены изменения и факты африканского трайбализма — каждая группа явлений в отдельную вертикальную колонку.

2. Данные, исследуемые таким образом и представленные под тремя рубриками, должны быть соотнесены друг с другом, а для этого каждая запись, заносимая в ту или иную колонку, должна помещаться напротив соответствующих данных, находящихся в других колонках. Такой подход в организации таблицы показывает корреляцию данных — о европейцах, африканцах и изменении — по каждой конкретной проблеме.


3. Колонки всегда должны быть расположены в строгом порядке: данные о европейцах должны быть в первой колонке, об африканцах — в последней, а об изменении — в средней, ибо последняя группа данных представляет нам результат взаимодействия между двумя крайними колонками. И в полевой работе, и при аналитических размышлениях этот порядок выражает динамическую взаимосвязь между тремя указанными аспектами. На практике же наблюдение и теория могут брать за исходную точку любой из этих трех культурных аспектов.

4. В колонке А перечислены различные подходы, исходящие от каждой из европейских сил или организаций (административных, миссионерских, предпринимательских или поселенческих). С ними мы сопоставляем соответствующие факторы африканского трайбализма; в колонке изменений изучаем их взаимодействие.

5. Заносим в таблицу правила, санкционирующие институт, принципы его политики или основное верование религи-

 

==374

 

Б. Малиновский. Научные принципы и методы культурного изменения

озных или магических движений. Затем мы рассматриваем социологический аспект института, его экономическую и техническую реализацию. При занесении в таблицу правил, санкционирующих институты, а также проявлений политики европейских или туземных институтов или движений необходимо принимать во внимание их реальную культурную функцию, а не просто брать официально декларируемую доктрину и традиционную фразеологию.

6. Определение общего фактора автоматически вытекает из совпадения данных в колонках А и В. Размещение всех данных об изменении в центральной колонке находится в соответствии с первоочередной важностью понятия общего Фактора. Наличие в указанных колонках общего фактора, касающегося основной функции политики или движения, обусловливает перспективы сотрудничества, способные нейтрализовать возможность конфликта.

7. Сюда включается определение того, что правомерно было бы перечислить под рубрикой В: туземные институты, игнорируемые или подавляемые европейцами; институты, верования и практики, загнанные в подполье; африканские обычаи, экономические порядки и правовые принципы, сохраняемые внеплеменным коренным населением. N.B. Колонка В ни в коем случае не должна содержать никаких данных, полученных путем «реконструкции» прошлого.

8. Факты националистической реакции должны также, в целях удобства пользования таблицей, вноситься в колонку В.