ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Дикционный ансамбль
Дикционный ансамбль требует от исполнителей чёткости и одновременности вступлений и снятий всех партий или каждой в отдельности.
Литературный текст удобен для исполнения: сонорные согласные l, m, n облегчают исполнение встречающихся в конце произведения распевных слогов.
В этом случае распевающиеся гласная «о» должна звучать ясно, благородно, при единой манере звукообразования.
Особое внимание следует обратить на чёткое произношение слов на р и рр.
При работе над отдельными музыкальными фразами следует помнить, что согласная в конце слога при пении всегда присоединяется к началу следующего слога.
Особо нужно следить за чётким произношением окончаний слов, особенно:
mortem. Sustinete
debitus turbam
Аккуратность внутрислоговых распевов во многом зависит от звукообразования и вокальной подготовленности исполнителей.
Тембровый ансамбль
В условиях смешанной фактуры, которая включает в себя гармонический и полифонический склады, необходимо стремиться к слитности, единству тембровых красок, а не их выделению. Можно определить преобладающий тембр: темный, глубокий, полный.
Единство звучания должно достигаться в результате ансамблевой чуткости певцов. Умения каждого из них вкрапливать свою краску в общую звуковую палитру.
В работе над тембровым ансамблем необходимо воспитывать у певцов вкус к выразительному, сочному. насыщенному, тёплому, красивому звучанию. Выработке единого тембрового колорита способствует правильное звукообразование с одинаковой степенью округлённости гласных звуков. Для данного произведения свойственно чередование различных гласных (е, а, о, у, и). Чтобы удержать в исполнении одну позицию на этих звуках, полезно петь их, начиная с наиболее красиво звучащего, постепенно приравнивая к нему другие (фонические упражнения: лю-ле-ля-ле-ли; ли-ле-ля-лё-лю).
Следует иметь в виду, что опора на гласные o, u создаёт мрачное и тяжёлое звучание.
Динамический ансамбль
Динамический ансамбль предполагает уравновешенность по силе звучания хоровых партий.
Трудные места в работе над динамическим ансамблем представляют переходы общехорового звучания с р на f.
В связи с этим необходимо вырабатывать у исполнителей гибкую и естественную подачу нюансов.
Следует добиваться хорошей слитности мелодии при сохранении компактности звучания всей хоровой фактуры.
Исполнительский план
Поскольку все партии звучат в одинаково удобных тесситурных условиях, то между исполнителями в хоре образуется естественный ансамбль.
Начинается произведение с одновременного звучания всех трёх голосов.
Музыка звучит как бы издалека, протяжно и задушевно. Тесситура здесь довольно высокая, но тембр сопрано придает мелодии особую тонкость и нежность.
Во втором куплете вторые сопрано и альты призваны уплотнить мелодию, придать ей звучности и сочности.
В третьем куплете первые сопрано срываются «на крик», это связано с художественными задачами.
Партии вторых сопрано и альтов делают фактуру насыщенной, плотной. Во втором и третьем куплете нужно обратить внимание на рельефное проведение темы во всех голосах. Важно, чтобы присоединение новых голосов проходило естественно (в общем характере, в динамике). Это способствует обогащению тембра и звучности.
Определив функции голосов и «уравновесив» их, мы достигаем хорошего ансамблевого звучания.
При общем ансамбле приёмы над слитностью звучания хоровых партий могут варьироваться с учётом разнообразия в соотношении вариантов динамического, дикционного и тембрального исполнения. Каждому участнику хора необходимо научиться слушать звучание своей партии и всего хора в целом, уметь подстраивать свой голос под общехоровое звучание.
Исполнительский план произведения определяется эмоционально-образным и ясным композиционным построением литературного текста.
В связи с жанром произведения можно определить и главный его исполнительский принцип: непрерывность развития настроения от состояния глубокой грусти и сосредоточенности, внутренней сдержанности к взволнованному порыву.
Возможность хорошего исполнения этого произведения будет зависеть и от степени выученности партий.
Скачки встречаются в альтовой партии, они довольно большие – на кварту, квинту. Очень важно отработать чёткую, чистую интонацию в скачках. Также нужно уделить внимание хорошему чистому звучанию параллельных терций у первых и вторых сопрано.
Мелодия каждой партии кажется простой, но в партитуре есть над чем поработать. Со стороны дирижёра требуется не статичное, а выразительное исполнение.
Чтобы исполнители подчинились точным указанием дирижёра, требуется точное, безукоризненное выполнение всех штрихов, дослушивание каждой длительности, а также чёткие ауфтакты каждой партии.
В партитуре есть паузы, но движение мелодии не прерывается, оно как бы замирает на длинных нотах. Важно с одной стороны не прервать музыкальный рассказ, а, с другой стороны, ясно отделить один эпизод от другого.
Профессиональная культура падре Миртини, отличное знание певческого голоса, специфики звучания хора a cappella – все это заставляет исполнителей с вниманием и доверием относиться к авторским указаниям.
V.1. Темповые отклонения
Темп – Sostenuto (сдержанно). Медленный темп передаёт задумчивость, сдержанность.
Равномерный ритм, то есть, движение половинными длительностями, четвертными, восьмыми представляет определённую трудность в исполнении. Он требует соблюдения внутридолевой ритмической пульсации. Можно использовать пение с дроблением по «восьмым».
В случаях пунктирного ритма важно допеть восьмую с точкой, а затем коротко - шестнадцатую.
После долгих длительностей необходимо очень точно выдерживать паузы.
V.2 Динамика
Динамика в произведении идёт от гармонии, мелодия то нарастает на крещендо, то постепенно затихает на диминуэндо. Данное хоровое произведение контрастно по динамике: от р до f, применение crescendo и diminuendo должно быть ограниченно. Эпизоды звучащие на р сменяюся эпизодами звучащими на f.
V.3. Тембр
Звук хора должен соответствовать академической манере.
Единство звучания должно достигаться в результате ансамблевой чуткости певцов. Умения каждого из них вкрапливать свою краску в общую звуковую палитру.
С1: звук светлый, легкий, имеет инструментальное звучание подобно скрипке.
С2: тембр более плотный, более насыщенный звук, способствуют созданию ансамбля. С2 способствуют окрашиванию партии.
А: острое, звучание подобно виолончелям. Особенное внимание интонирование скачков в интонировании тембра. Важно посылание звука в голову.
В гармонических эпизодах: плотное, компактное, с некоторым преобладание звучанием партии альтов.
В третьем эпизоде при приближении к трагической развязке звучание более насыщенное.
В работе над тембровым ансамблем необходимо воспитывать у певцов вкус к выразительному, сочному. насыщенному, тёплому, красивому звучанию.
V.4. Дирижерский жест
Музыка определяет выразительность жеста. Жест конкретизирует сущность музыки, помогает раскрыть её смысл. Жест должен вызывать к жизни то или иное звучание, а не иллюстрировать музыку.
Дирижирование этого хора требует глубокого проникновения в суть произведения, его настроения и характер. Дирижёр должен досконально изучить каждый штрих, каждый оттенок. При этом его жесты должны быть понятными и простыми для исполнителей. Дирижирование призвано помогать хористам выстроить гармонию, унисон, чисто интонировать и т.д.
Дирижёрский жест подсказывает качество исполнения. Он не должен быть большим, размашистым, однако он должен быть наполнен внутренним смыслом. Тогда и звук не будет открытым, кричащим или манерным.
С характером хора связана амплитуда жеста, поэтому в каждом эпизоде она будет разная. В первом эпизоде характер спокойный, соответственно жест будет экономным, небольшим. Во втором эпизоде идёт небольшое развитие, с которым будет связано увеличение амплитуды, а так же находится кульминация произведения. Жест будет более масштабным, эмоционально-насыщенным, плотным. Кисть будет упругая и требовательная.
На выдержанных нотах необходимо использовать пульсацию для того, чтобы не терялось движение.
Особое внимание нужно уделить исполнению синкоп. Они не должны исполняться толчком, потому что это может привести к акцентированию слабой доли.