ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
В.Н.Ярхо. Трагический театр Софокла
V в. До н. Э. {в дальнейшем в статье и комментариях даты, относящиеся ко
44, 54), И две трагедии, отделенные в творчестве Софокла примерно четырьмя
970 Ел.). Аргументом служит критерий, обращенный на объективную ценность
816 Делятся каждый на три реплики). Если этот прием и не является
198 Стихов (384-581), с Гемоном - 150 стихов (631-780), с Тиресием - 103
XVII в. Остается к Софоклу почти равнодушен. Из крупных имен надо
приходит к Деянире (710-713), как и к Креонту, с пагубным опозданием и
становится причиной ее самоубийства. Точно так же отдых, обещанный Гераклу
после его многолетних трудов, оказывается совсем иным, чем представляли его
себе люди (821-830, 1164-1173). Божественное прорицание не солгало, - только
боги глубже понимают истинный смысл изреченных ими слов, чем смертные.
Впрочем, в "Антигоне" и "Трахинянках" проблема знания только
намечается, - всестороннее раскрытие, она находит в "Царе Эдипе", где
деятельность главного героя проходит под знаком неустанного стремления к
истине, как бы она ни оказалась безжалостна, и все поведение Эдипа
проникнуто нескончаемым ее поиском. Глаголы со значением "искать",
"исследовать", "узнавать" и т. п. составляют один из разветвленных
лейтмотивов этой трагедии; в целом ряде случаев они сосредоточиваются в
компактные лексические гнезда, цель которых в афинской драме - внедрить в
сознание зрителя идеи, владеющие драматургом и для него особенно важные. К
чему приводят эти неуклонные усилия Эдипа овладеть знанием, известно: к его
саморазоблачению, вследствие которого фиванский царь опознает в себе убийцу
собственного отца и мужа собственной матери. Поскольку таким образом Эдип
узнает о невольном совершении пророчества, полученного им некогда в Дельфах,
из этого нередко делают вывод, что главной целью Софокла было доказать
незыблемость божественных прорицаний и бессилие человека перед лицом
безжалостного рока. К этому добавляются усиленные поиски вины Эдипа: его
обвиняют то в легкомысленном отношении к полученному прорицанию, то в
несправедливых обвинениях по адресу Тиресия и Креонта, которых Эдип
подозревает в заговоре против себя. Между тем, ни построение действия в
трагедии, ни самый ее текст не дают основания для подобных обвинений.
Прежде всего, действие "Царя Эдипа" относится ко времени, отделенному
от убийства Лаия и женитьбы Эдипа на Иокасте добрыми двум десятками лет:
когда юноша Эдип получил в Дельфах зловещее пророчество (787-799), он
позабыл все сомнения относительно своего происхождения и твердо решил не
возвращаться в Коринф, где были жив Полиб и Меропа, которых он считал своими
родителями. Бредя из Дельфов куда глаза глядят, Эдип встретил заносчивого
чужеземца на колеснице, и между ними загорелась дорожная ссора. На нападение
незнакомца разгневанный Эдип ответил яростным ударом дорожного посоха,
отчего его соперник свалился замертво. Продолжая свой путь, Эдип дошел до
Фив, разгадал загадку злодейки-Сфинкс и в награду получил опустевший
незадолго до этого царский престол и руку овдовевшей царицы. Какие основания
были у него подозревать в убитом своего отца и в его вдове - свою мать? В
дорожной ссоре Эдип поступал в соответствии с элементарной логикой
самообороны, защищаясь от надменного встречного, а в Фивах - в соответствии
с правилами богатырской сказки, которые предписывают освободителю царства от
чудовища жениться на спасенной царевне или царице. Таким образом, если бы
Софокл хотел показать тщетность человеческих усилий в борьбе с роком, он
должен был сделать содержание своей трагедии события из ранней молодости
Эдипа, когда тот по неведению исполнил все то, чего хотел избежать. Софокл,
однако, поступил иначе, и поэтому в его трагедии никакой роли не играет рок,
и никто не стремится вступать с ним в борьбу, поскольку все предреченное
давно свершилось.
Содержание "Царя Эдипа" составляют вовсе не события двадцатилетней
давности, а, по верному замечанию Шиллера, непрерывный "трагический анализ",
производимый самим Эдипом, причем речь идет вовсе не о том, убил ли Эдип
незнакомца и даже - кем был этот незнакомец (на этот вопрос любой зритель
мог дать ответ еще до начала трагедии и уж во всяком случае, сравнив рассказ
Иокасты с воспоминаниями Эдипа, 715 сл., 729-753, 798-815), а о том, кто же,
в конце концов, сам Эдип, чей он сын, муж, отец? Именно в процессе
расследования незаметно для зрителя смещаются цели фиванского царя. Сначала
он ищет причину моровой язвы, посетившей его страну. Потом - убийцу прежнего
царя и здесь-то у Эдипа возникает подозрение в причастности к этому делу
Креонта как самого близкого к царскому трону человека, единственного кому
могла быть выгодна смерть Лаия; как мы знаем, подозрения Эдипа оказываются
напрасными, но надо признать, что он руководствуется при этом вполне
разумной логикой борьбы за власть. Наконец, с той же настойчивостью и
непреклонностью Эдип расследует свое происхождение, и на этом пути ему
приходится неоднократно преодолевать сопротивление людей, раньше него - в
силу своего участия в давно забытых происшествиях - понимающих, к чему
приведет начатое им дознание. Если даже оставить в стороне зловещие намеки
Тиресия (415-425), которым Эдип не придает никакого значения, так как его
смертельно оскорбляет совершенно необоснованное, по его мнению, обвинение в
убийстве Лаия, все же Эдипу по меньшей мере дважды представляется
возможность прекратить свой розыск: сначала его умоляет об этом Иокаста
(1060-1068), потом старается уйти от ответа на губительные вопросы старый
пастух (1146-1165). И не было бы ничего проще, чем послушаться совета
любящей и любимой жены, до того не раз старавшейся внести покой в смятенную
душу Эдипа, если бы герой Софокла не был человеком, "каким он должен быть",
т. е. не шел бы до конца к однажды намеченной цели, невзирая на все
опасности, угрожающие его благополучию и самому существованию.
В этом смысле правы сторонники той теории, которая в судьбе Эдипа видит
присущую познанию трагическую двусмысленность: проникая в глубины жизни, оно
разрушает ее непосредственную данность, губит спокойную простоту "наличного
бытия". В древнегреческом театре эту мысль примерно за полвека до постановки
"Царя Эдипа" выразил один из героев Эсхила: "Лучше быть несведущим, чем
мудрым". Однако в те, далекие для софокловского Эдипа времена человеческое
знание, если оно совпадало с нормами мировой справедливости, вело смертного
по единственно возможному и потому правильному пути преклонения перед
божественными нравственными заповедями. На рубеже последней четверти V в.,
после вторжения в умственную жизнь афинян софистики и риторики, "простота
наличного бытия" утратила в их глазах свою однозначную привлекательность.
Для раскрытия заложенных в жизни противоречий требовались героические усилия
интеллекта, даже если человек сознавал, что он может вызвать против себя
силу, одолеть которую он не способен.
Нет ли, впрочем, ужасного кощунства в нашем утверждении, что Эдип,
убивший родного отца и женившийся на собственной матери, остается в глазах
Софокла идеальным, нормативным героем? Нет - именно потому, что Софокл в
этой трагедии рисует не закоренелого злодея, хладнокровно расправляющегося с
отцом и насилующего мать; такой персонаж никогда не мог бы стать объектом
художественного исследования в подлинной трагедии. Софокл же изображает
человека, по неведению совершившего страшные преступления и не только не
уклоняющегося от своего публичного саморазоблачения, но и раньше всех
творящего суд над самим собой. В известном отношении Эдип следует логике
Аякса, т. е. осуждает себя на самоослепление, исходя не из субъективного
намерения, а из объективного результата. Но в то время как трагедия Аякса
возникает вследствие вмешательства божества, отчуждающего действие от его
носителя, превращающего субъективно оправданный замысел в поступок,
позорящий совершившего, трагедия Эдипа коренится в ограниченности,
экзистенциально присущей самому человеческому знанию: все разумные меры,
принятые Эдипом и его родителями в прошлом и принимаемые им самим в
настоящем, приводят к прямо противоположному результату.
На чьей стороне находятся симпатии Софокла в этом столкновении
неизбежно неполного, частичного, ограниченного человеческого знания с
всеобъемлющим, всеохватывающим божественным всеведением, олицетворяющим в
глазах поэта разумность мира? Настоящая трагедия не позволяет подобной
постановки вопроса - иначе она превратится в плоскую притчу о пользе
смирения. "Царь Эдип" потому и является на протяжении столетий образцом
трагедии, что в непримиримый конфликт оказываются вовлеченными могучие силы,
одинаково правые в своих притязаниях. Общественная нравственность не могла
бы смириться с безнаказанностью вольного или невольного отцеубийцы,
взошедшего на ложе собственной матери, и мир "вышел бы из своей колеи", если
бы такое преступление осталось неразоблаченным, - в этом отношении правда
находится на стороне дельфийского оракула, давшего своим приказом изгнать из
фиванской земли убийцу Лаия первый толчок "трагическому анализу", который
разворачивается в "Царе Эдипе". И зрители Софокла, считавшие олимпийских
богов прямыми покровителями афинской демократии, не могли осуждать Аполлона
за его совет, приведший к саморазоблачению Эдипа.
Вместе с тем, афинская демократия не многого стоила бы, если бы она
сама не сознавала, что вырастила новый тип человека - не бессловесного раба
под игом деспота-варвара, а самостоятельного в своем решении и поведении
индивидуума, способного и готового принять на себя всю меру ответственности
за свои поступки. Коллективом таких свободных, подчиняющихся только себе
подобным, видел Эсхил афинское ополчение, сокрушившее войска Дария и
Ксеркса, в "Персах" (472 г.). Человеческая личность, находящая в себе силы
пойти на смертные муки ради служения своему призванию и долгу, - таким видел
свой идеал Софокл, создавая образы Антигоны и Эдипа. Героическая
индивидуальность и разумный, но непознанный универсум - эти две силы пришли
в столкновение в софокловской трагедии, и вследствие могущества обоих
противников борьба между ними не могла не принять грандиозных масштабов. И
если победа остается в конечном счете за вечным и неуничтожимым
миропорядком, не меньшее значение имеет раскрытие с максимальной полнотой
возможностей человеческой личности, обнаруживающей их в целенаправленном и
бескомпромиссном деянии.
6
Две трагедии, оставшиеся до сих пор за пределами нашего анализа, -
"Электра" и "Эдип в Колоне" - несмотря на все различие в сюжете,
объединяются одной особенностью, которую можно было бы назвать странным для
софокловской трагедии словом "беспроблемность".
В самом деле, содержание "Электры" составляет месть детей Агамемнона за
убитого отца, необходимость которой ни у них самих, ни у хора не вызывает
никакого сомнения. В эсхиловских "Хоэфорах" огромная лирическая сцена была
нужна для того, чтобы укрепить душу Ореста накануне матереубийства, и в
последнюю минуту он испытывал все же мгновенное колебание, для преодоления
которого требовалось вмешательство Пилада. В еврипидовской "Электре" брат и
сестра чувствовали себя после совершения мести потерянными и раздавленными.
Ничего похожего у Софокла: матереубийство санкционировано Аполлоном и
осуществляется без малейшего колебания. Трудности возникают в связи с чисто
"технической" стороной дела: чтобы заручиться доверием в доме Эгисфа, Оресту
и его воспитателю приходится придумать историю мнимой смерти юноши, и эта
весть, равно как и появление неузнанного Ореста с урной, якобы содержащей
его прах, ударяет бумерангом по Электре, готовой теперь свершить месть своей
собственной рукой. Достаточно, однако, ей опознать брата, как она становится
его верной помощницей, а у Ореста после убийства матери еще достает сил,
чтобы вести двусмысленный монолог с Эгисфом, а затем заколоть и его.
Конечно, для Электры предвкушение мести не проходит так беззаботно, как
это может показаться по нашему изложению. Уже в прологе мы видим ее в
состоянии крайнего напряжения, вызванного долгим бесплодным ожиданием