ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 3127
Скачиваний: 2
Если коротко, то культурный это человек, в значительной мере освоивший духовное богатство своей и общечеловеческой культуры и реализующий в жизни ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, характерные для данной культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры.
Цивилизованный человек – просвещенный и реализующий в своей жизни образцы отношений и поведения, соответствующие характеру и уровню развития данной цивилизации, умеющий использовать ее достижения (мобильная связь, интернет, автомобиль, деньги, горячая вода, законы, сервис и т. д.) Цивилизованность приводит к подавлению и трансформации природных инстинктов.
По-моему, человек (или социальная группа) может быть одновременно цивилизованным и культурным, хотя возможны и расхождения. Можно быть цивилизованным в высокой степени и малокультурным, и наоборот – культурным, но нецивилизованным.
1.Предмет философии. Структура философского знания
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
По историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.
Ф.-учение о наиболее общих законах, формах, способах и принципах, бытия, познания, отношения человека к миру и мира к человеку. Филос. Изучает бытие в целом, мир в целом.
Предмет философии включает в себя следующие основные проблемы:
1)Проблема существования мира в целом и его формообразований, отношение между бытием и небытием.
2)Выявление всеобщих, универсальных свойств и закономерностей действительности.
3)Проблема соотношения материальных и духовных явлений, материи и сознания.
4)Изучение закономерностей познавательной деятельности, её форм, способов, методологии.
5)Исследование общих законов и форм человеческого мышления.
Функции философии: познавательная, мировоззренческая, эвристическая, гуманистическая, прогностическая, ценностно-ориентационная.
Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни
Прогностическая функция фил. состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Фил. осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.
Коммуникативная функ. проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.
Эвристическая функция фил. состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений. Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечности, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн.
2.Мифологическая и религиозная картины мира, их сходство и различие
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Философия как теоретическое мировоззрение возникло не сразу, ей предшествовали другие формы постижения мира – самое первое из них – это мифы. Мифы являются цельной синкретической формой мировоззрения. В мифах нет особой разницы м/ду божественным и земным, материальным, чувственным и рациональным, фактами и худож.образами. Мифология объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. В мифологии было принято, что каждый Бог покровительствовал определенной сфере человеческих занятий или отвечал за отдельные природные явления.
Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие. Мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. В мифах в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления.
Чёткое разграничение божественного и земного произошло в религии. Религия представляет собой форму осознания и восприятия мира, обусловленную непреложной верой в существование высших сил и их влияние на жизнь общества в целом. Религия – дофилософская форма мировоззр, опирающася на священные книги, догмы, в то время как философия – на логику, на доказательства, на факты. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего.
3.Особенность философского знания. Философия в системе культуры
Ф-Специфическая гуманитарная наука, имеет свой предмет. Ф-учение о наиболее общих законах, формах, способах и принципах, бытия, познания, отношения человека к миру и мира к человеку.
Каждая конкретная наука изучает свои спец.законы, изучает определённую область бытия, философия изучает бытие в целом, мир в целом. Например, закон единства и борьбы противоположностей, перехода кол-во в качество, закон системности, закон необходимости свободы.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
- содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;
- во многом субъективно
- несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; испытывает на себе влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
- имеет очень много общего с научным знанием -однако не является научным знанием в чистом виде
Жизнь человеческого общества протекает в двух сферах - материальной и духовной.
Материальная жизнь включает в себя взаимодействие между обществом и окружающей природой, материальное производство, социально-политическую деятельность людей, научно-экспериментальную и практико-техническую деятельность, материальную сторону семейно-бытовых отношений людей. Культура объединяет две указанные сферы; культура - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Философия как форма общественного сознания занимает особое место в структуре человеческой культуры: она является синтетической формой общественного сознания. С одной стороны, философия вбирает в себя весь опыт социальной практики людей, с другой стороны, философия является квинтэссенцией (концентрированным выражением) духовной культуры.
Философия интегративная форма духовной деятельности. Она объединяет и обобщает разнокачественное знание (научное, политическое, нравственное и др.).
Философия имеет общие границы с другими формами культуры (политикой, правом, моралью, искусством, религией, наукой) и потому она несет на себе их печать. В многогранности философии источник ее многоликости, которая, однако, не устраняет ее специфики.
Философия пытается понять мир в целом, выявить его универсальные свойства и отношения, а также источники самого знания — и все это через призму человеческого восприятия.
Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработала представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, именно философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в которых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.
4.Характерные черты античной философии. Раннегреческие фил.школы (Милетская, Гераклита, элейская)
*Разделение труда
*Увеличение количества свободного времени
*Появление металлургии – увеличение производительности труда – возникновение избыточного продукта – организация труда – необходимость получения знаний
*Захватнические войны – рабовладение
*Разделение города и деревни
*Развитие торговли – путешествия – обмен опытом
*Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира.
*Введение демократии, конкуренция м/ду полисами Греции
Особенности: Раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются таковыми, их область лишь мнения людей. Особое внимание проблеме объяснения явлений окружающей природы. Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела, —основа всего сущего; он вечен, абсолютен; нет ничего кроме него
Разработано учение об идеальном государстве. Идеальным типом государства считалась аристократическая республика, которой управляют философы, производят материальные блага ремесленники, охраняют воины. Богатство и бедность как две крайности приводят к социальным возмущениям.
Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу.
Но они пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь.
Анаксимандр говорил, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, служащем источником холода и тепла, у него первоисточником был апейрон – невидимая частица, которая делает видимыми все вещи и явления. Благодаря её наличию существовала гармония в жизни и справедливость. Апейрон – неопределённое вещество, не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.
Фалес считал основой всего воду. Он ее понимал при этом не как персонификацию мифологической силы или конкретную форму, а как текущее, аморфное сосредоточение мысли. В "бесконечной воде", согласно Фалесу, содержится потенциал дальнейшего развития. Путем "разрежения" или "сгущения" этой первоматерии возникает все остальное.
Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас.
Гераклит считал первовеществом огонь, как наиболее тонкую и живую материю. Мир по Гераклиту не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь превращаются в огонь. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Миром правит logos. Учение о развитии «Всё течёт, всё меняется». Гераклит и его ученики абсолютизировали текучесть бытия
Элейская школа (Представители: Парменид, Зенон): Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности.
Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.
Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.
Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, а значит, оно не существует. Мир един, вечен, статичен и бесконечен.
5.Раннегреческие фил.школы (пифагорейцы, атомисты)
Представители пифагорейской школы началом всех вещей считали числа. Весь мир у них численно определен, все можно посчитать, число материально. Мир рассматривался, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел и гармонии. Все числа разделяются на четные и нечетные; четные – неограниченны, нечетные – ограниченны. В единице еще нет раздвоения; оно возникает в числе 2; в числе 3 единица сливается с числом 2; потому число 3 – первое примирение противоположностей. Нечетное число, согласно пифагорейской школе, – владычество единства над противоположностями, потому оно лучше, совершеннее четного. Всякий отдельный предмет имеет характер несовершенства; а совершенство создаётся подведением противоположных несовершенств под единство.
Пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются.
Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3 :4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта.