ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 3125
Скачиваний: 2
4.Теория деканаданса Ф. Ницше – представитель постклассической философии. Считал, что человек это «больное животное», ошибка естественной эволюции. В процессе эволюции человек утратил свои естественные природные качества, такие как инстинкты выживания или утверждения жизни и особенно интуицию, виной тому успехи цивилизации. Современное человечество выступает как мост перехода из животного мира в мир сверх-человека. «Всегда будь на грани пропасти и не бойся этого»-Ф.Ницше
5.Социальная точка. В противоположность натуралистическому типу, К. Маркс считает, что человек – социобиологическое существо. Человек изначально является потенциально социальным существом, в нем это заложено. Только эти особенности надо воспитывать, проявлять в процессе социализации.
Социализация-включенность человека в систему культуры, искусства, общественных Отношений, систему культуры, искусства (Философия-душа культуры) В человеке абсолютизируется социальная основа.
Философское знание выступает в роли интегратора культуры человека в виде особой формы познания и от того как человек понимает эту форму познания зависит, какую по качеству культуру он создаст и в какой мере она облагородит его бытие.
Раскрывая роль философии в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии в жизни человека лучше всего сравнивать с ролью серьезного искусства. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия учит мыслить свободно и критически.
Искусство и философия, таким образом, это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения.
-
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек – это родовое понятие, выражает принадлежность к человеческому роду. Человек – это особый род сущего на Земле, наивысший продукт развития природы или творение Бога, самый совершенный (только Шопенгауэр и Ницше так не считают), которые отличаются сознанием, речью, осознанной деятельностью, творчеством, культурой, более развитыми конечностями, удовлетворением не только биологических потребностей.
Человек: индивид, индивидуальность, личность.
Индивид –один из многих (количественная особенность). Отвлечение от каче-ственных характеристик.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отд. существа, человека. Она выражает характерные черты, неповторимость человека, интеллектуальные особенности.
Индивидуальность – целостная характеристика индивида, она включает: Общие черты для всего человеческого рода; Особенные признаки (юноши и девушки, студенты и рабочие); Единичные признаки (сознание, самосознание, характер).
Личность – то, что характеризует человека как субъекта общества, то что связано с процессом социализации. Личность формируется на протяжении всей жизни. Личность – человек, который может дать адекватную оценку своим действиям. Понятие «личность» включает Личность: Социальные качества т.е. то место которое человек занимает в обществе; Волю; Образ «Я», понимание индивидом самого себя.
-
Смысл и цель жизни человека.
Цель и смысл жизни не всегда совпадают. Цель → глагольный ряд: формулировать, ставить, реализовывать, достигать. Эпитетный ряд – главная, грандиозная. Реализовать свои цели человек может реализовать любыми средствами (гуманными и негуманными), поэтому он не всегда бывает в гармонии с миром и с самим собой
Смысл → глагольный ряд: понять, искать, найти, терять, приобрести.
Эпитетный ряд: высокий, главный, потаенный, экзистенциальнный.
Найдя смысл (смыслы), человек, утверждают философы, человек находится в гармонии с миром и с самим собой.
Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия.
Знание о смерти служит для него побудительной причиной для творчества и духовного роста. Осознав неизбежность собственной смерти, человек, наоборот, начинает дорожить каждой минутой своего бытия.
Различные подходы к проблеме о смысле жизни.
Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему. Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные.
Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления.
По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.
По христианству смысл жизни – в спасении души, в очищении от грехов.
По экзистенциализму согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам - «жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».
Материализм – назначение каждого человека развивать свои способности и трудиться на благо общества.
Утилитаризм – согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу. Сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание
С точки зрения гуманизма, процесс возникновения смысла жизни таков, что заставляет человека вначале обрести самого себя, свою человечность, что и будет основой для установления и обретения смысла жизни. Ищущие же смысл жизни в противоположном направлении, отвлекаясь от себя и забывая о ценности жизни самой по себе, теряя естественное жизнелюбие, уже тем самым упускают его из виду. Жизнь дает нам шанс самим наполнить ее высокими смыслами, воспринимать ее как проект, позволяющий нам не просто быть, но и стать, возвышаться и совершенствоваться.
Трансгуманизм — расширение гуманизма. Аналогично гуманизму он выдвигает гипотезу, что мы должны улучшать человеческую расу. Но он идёт дальше, подчёркивая, что мы также должны активно совершенствовать человеческое тело, используя технологию, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения, такие как смертность, физические недостатки, маленький объём памяти и т. д.. Первоначально это означало, что мы все должны стать киборгами, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в постчеловека. Идеальным достижением этой цели была бы возможность применить все описанное к сегодняшнему населению прежде чем оно начнёт страдать от последствий старения и смерти.
Следовательно для трансгуманиста состоит в том, что наиболее ценными вещами в жизни являются развитие и совершенствование жизни всех людей, и что нашей обязанностью является управление природой жизни для улучшения нашей природы.
Эзотерическая точка зрения – Развитие высших чувств, развитие Души – это то направление, в котором человеку предстоит двигаться. А значит, помимо биологического прогресса, являющегося первоочередным «смыслом» растительных и животных форм, человеку предстоит прогресс духовный. Развитие Души доминирует в программе нашего развития, и именно оно является для человека смыслом и целью.
20. Культура и цивилизация.
Культура– это то, что создается человеком в процессе его деятельности, то, что создается человеком, способ самореализации человека, особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению. Вышедший из природы человек подверг обработке природные материалы и сотворил предметы (артефакты, то есть искусственно созданные объекты) из природных материалов и ресурсов. Но этим не ограничивается культурная деятельность. И себя как природное существо человек подвергает обработке, работая над собой, делая из себя нечто, разрабатывая заложенные в себе природой интеллектуальные, физические и духовные ресурсы.
Цивилизация – один из этапов развития человеческого общества, обозначающий длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов.
Исторически первые цивилизации появились на Древнем Востоке. Их хронологические рамки не являются едиными. В конце IV-III тысячелетий до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, а также между реками Тигр и Евфрат - в Месопотамии. Несколько позднее – в III-II тыс. до н.э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская.
Весьма прогрессивным было появление на Востоке одного из самых древних типов растениеводства. Главным условием производства сельскохозяйственных культур являлось искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения (гидромелиорации) исключительно плодородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нормальные – без стихийных бедствий - годы довольно высокие урожаи злаков, овощей и фруктов. В отсутствие механизации только коллективный труд больших масс людей мог справиться с ирригационным строительством. С одной стороны, люди регулировали реки, с другой стороны, вся жизнь людей регулировалась реками.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества
Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура)
Цивилизация - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.
Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований, цивилизация обозначает ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с людьми, что создает важнейшую предпосылку культуры.
Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
Культурный человек: человек, имеющий 1)духовное богатство (широкий круг духовных потребностей и интересов и богатый внутренний мир), 2)Разносторонняя образованность (человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях); 3) Интеллектуальное развитие (степень и глубина развития ума, интеллекта)4) Нравственная воспитанность (обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов); 5) Эстетическое воспитание –формирование чувства красоты и эстетического вкуса. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, умение вести себя в обществе.