ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 2974

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России конца ХIХ - начала ХХ в. права подданных государства не были законодательно декларированы. Но на практике самодержавное государство признавало наличие у своих подданных ряда личных, социально-экономических и политических прав. В юридических актах обнаруживаются отдельные элементы прав на благоприятную окружающую среду; охрану здоровья и медицинскую помощь; прав на отдых, жилище, образование, социальную защиту и социальное обеспечение. Все эти права закреплялись отдельными, разрозненными, зачастую противоречащими друг другу нормативно-правовыми актами. Закон, который декларировал бы основные права человека и гражданина, отсутствовал. Не было четкого определения видов гражданских прав и вытекающих из них правомочий. Благодаря этому государство беспрепятственно вводило ограничения в личные, социально-экономические и политические права граждан. Эффективный механизм, дающий гражданам возможность защиты своих прав, отсутствовал.

Отсутствие реальных прав человека и гражданина явилось одним из важнейших факторов, способствовавших обострению социально-политической напряженности в российском обществе начала ХХ в., стало одной из главных причин революции 1905-1907 гг.

Конституция, гражданские права и надежные гарантии данных прав стали одними из основных требований революционно-демократической и либеральной оппозиции. Самодержавие было вынуждено предпринять ряд реформ в области законодательства о гражданских правах. 17 октября 1905 г. был принят манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", "даровавший" подданным Российской империи "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Обещанное в том же манифесте учреждение Государственной Думы означало предоставление россиянам права на участие в управлении делами государства.

23 апреля 1906 г. были утверждены основные государственные законы, где были закреплены декларированные манифестом 17 октября 1905 г. гражданские права и свободы: неприкосновенность личности, жилища, свободу передвижений, выбора места пребывания и жительства; свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, свободы собраний, слова, печати, союзов, совести.

Существенным недостатком данного акта было отсутствие в нем социально-экономических прав.

47.Реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи, 1907–1917 гг.: порядок

В 1906 году, с созданием Государственной думы, Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).



После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).


Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.


Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.


Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний — по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви — 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов — 6 человек (АН и каждый университет избирали 3-х выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.


Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.



После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).


24 декабря 1917 года Государственный совет был окончательно упразднен.







48.Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. История подготовки, характеристика, значение. Основные законы 1906 г. – первая российская конституция: аргументы «за» и «против».

Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений об общих началах государственного строя России — впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста о введении в действие «Свода законов Российской империи» провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.


Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).














49. Законодательство о правах и свободах российских подданных начала XX в.

Первые акты конституционного характера, содержащие в себе права и свободы подданных Российской империи, появляются только с 1905г. К числу таких актов следует отнести Указ о веротерпимости от 17 апреля 1905г., который следует рассматривать как официальный отказ от гонений на веру; Указ от 5 октября 1905г., отменивший правоограничения крестьян; Манифест от 17 октября 1905г., впервые продекларировавший в России минимум демократических прав и свобод; Закон от 9 ноября 1906г., принятый в ходе Столыпинской аграрной реформы о признании личной свободы и свободы передвижений крестьян; и, наконец, Основные государственные законы Российской империи 1906г. закрепившие политические и личные права и свободы.

В Основных законах речь идет о российских «подданных». Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена вторая глава, содержащая 14 статей. Правам уделено 10 статей. Из первичных естественных прав закрепляются право на личную неприкосновенность и некоторые составляющие права на свободу.

В рамках работы Государственной думы рассматривались законопроекты, направленные на развитие института прав и свобод. Так, П.А. Столыпиным был предложен целый пакет законопроектов о правах человека, политических и экономических нововведениях: среди них законопроект о неприкосновенности личности и свободе вероисповедания, установлении общедоступности и обязательности начального образования и т.п. – всего 30 законопроектов.

Члены конституционно-демократической партии также в свою очередь предлагали ряд законопроектов в данной области: об отмене смертной казни; о личной свободе и неприкосновенности личности, жилища; о соблюдении тайны переписки; об отмене ограничений в политических и гражданских правах, связанных с вероисповеданием и национальностью; о собраниях и союзах; упразднении цензуры и т.д. К сожалению, всем этим проектам не суждено было получить юридическую силу.


В отличие от либеральных партий, социал-демократы усматривали в парламентской деятельности средство пропаганды неизбежности революции, насильственных методов, политики разрушения и раздора. Социал-демократами было представлено в Государственную Думу II созыва два законопроекта по правам и свободам граждан, однако на ее заседаниях они неоднократно подчеркивали свою позицию: необходимо признание полезности обработки лишь основных начал законов, а не подробная разработка законопроектов. Цель своей деятельности они видели в доказательстве противостояния правительства и народа: народ должен видеть, чего требуют его представители и как правительство отказывает в этих требованиях. Такая позиция была обусловлена отношением к думской деятельности, к самому процессу реформ в целом как к «побочному результату революционного движения, совершенно свободного от всякой узости реформизма».

В дальнейшем практика непротивления депутатами Государственной Думы инициативам и деятельности правительства, что становится особенно заметным, начиная с третьего созыва Думы, приводят к управляемому парламентаризму, что неизбежно отразилось на консервации прогрессивных начинаний в решении наиболее острых вопросов в жизни России. Начавшаяся мировая война отодвинула проблемы развития конституционных институтов на второй план.

Одними из главных причин поражения идеологии и практики либерализма в России являются: эволюция в сторону политического радикализма, попытки соединить конституционный и революционный пути; отсутствие в России широкого среднего слоя, который в развитых капиталистических странах являлся основой для возникновения и укрепления либерального конституционного сознания; неразвитость цивилизованных методов взаимодействия власти и гражданско-общественных сил (либеральных); неоднородность политических установок внутри либерализма; традиционность русской общественной и политической культуры, неразвитость правовых и гражданских начал регулирования социального взаимодействия.

Идеи буржуазного конституционализма как система представлений об общедемократических политико-правовых ценностях (правах человека, правовом государстве) были распространены и получили признание в качестве необходимого элемента национального менталитета по преимуществу среди представителей гуманитарной мысли.

Таким образом, Манифест 17 октября 1905г., Основные законы 1906г., расцениваемые в российском обществе как конституционные акты, не были подкреплены на практике гарантиями (политическими, экономическими, юридическими). Это способствовало утрате тех новых ценностных характеристик, которые развивала в общественном сознании либеральная политическая мысль в конце ХIХ – начале ХХ вв.: политическая свобода как основа личной свободы; взаимосвязь политической, экономической и личной свободы; собственность как основа личной свободы; принципы правового государства как гарант прав и свобод человека; гуманное отношение к личности как стержень политики любого государства.