ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 2971
Скачиваний: 3
умственная, политическая и экономическая эмансипация рабочего класса; уничтожение частной собственности на средства производства и деления общества .на классы; планомерная организация всеобщего труда на всеобщую пользу; ликвидация всех форм насилия и эксплуатации человека человеком, утверждение в обществе принципов равенства и братства независимо от 'пола, расы, вероисповедания и т. д.
В целях 'осуществления своих задач и целей эсеры признавали необходимость установления, в случае надобности, временной революционной диктатуры пролетариата. Признавалась также и возможность национализации средств производства в промышленности, при условии создания гарантий независимости рабочего класса от правящей бюрократии. Эсеры высказывались решительно против как государственного капитализма, так и государственного социализма, за планомерную организацию общественного производства и труда.
В политической сфере требования эсеров совпадали с аналогичными требованиями социал-демократов: свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижения, выбора роДа занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек), неприкосновенность личности и жилища, всеобщее равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности. '
Как и социал-демократы, эсеры отстаивали идею самодержавия народа, т. е, идею сосредоточения всей 'верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей .народа и образующего одну палату. Практически то же самое, что и 'социал-демократы, требовали эсеры и по рабочему вопросу. Правда, у них отсутствовала четкость и ясность изложения, присущая социал-демократам. Наблюдалось совпадение требований и по национальному вопросу. Единственным отличием было лишь то, что эсеры выступали за установление федеративных отношений между нациями. Аграрная часть программы эсеров отличалась оригинальностью "и весьма существенно отличалась от программных требований других партий, в том числе и социал-демократов. Они отстаивали так называемую идею о социализации всех частновладельческих земель, т. е. 'идею изъятия этих земель из оборота и обращения, ликвидации частной собственности на землю.
Сходство программ социал-демократов и эсеров по многий положениям а том числе в определении ближайших задач и стратегических целей, являлось объективной основой для их тесного взаимодействия и сотрудничества.
Однако с самого начала отношения между двумя социалистическими партиями складывались исключительно сложно. Лидеры партий не смогли подняться выше личных амбиций, преодолеть взаимную нетерпимость и непримиримость.
54.Столыпинская программа государственно-правовых реформ. Аграрная реформа.
24 августа 1906 г. II. А. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство. Речь шла о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.
Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При этом такое укрепление должно было осуществляться на основе «исторического ядра» государственности - русского народа и православия.
Столыпинские реформы можно условно структурировать по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который непосредственным образом касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
На фоне пересмотра в общественном сознании значимости и самоценности проблемы гражданских прав и свобод Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности[31]. В логической связи с данным проектом находился проект «Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности», который, по замыслу Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строя[32].
Важным структурным компонентом столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления.
Стратегическая задача Столыпина заключалась в том, чтобы максимально снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштаба.
Предложенные им реформы были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее усиливало свое присутствие на низовом уровне, «опускалось» не только до уезда, но и до его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу - мечту российского либерала.
Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе, составлявших аграрную реформу.
Решение аграрного вопроса П. А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буквой. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Указ 9 ноября 1906 г. должен был стать, по Столыпину, последним звеном в «деле раскрепощения нашего земледельческого класса». Указ ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда».
55.Изменения в праве в начале XX в. Развитие государственного, уголовного и фабрично-заводского права.
Экономическое, социальное, политическое развитие России в начале XX в. требовало серьезных изменений в праве. Существовавшее законодательство не способствовало развитию капиталистических отношений. В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики. Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц: 1) публичные — казна, ведомства, учреждения; 2) частные — соединения (общества, товарищества) и учреждения. Для образования юридического лица требовалось соглашение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации. Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества. Революция оказала заметное влияние на законодательство о труде. Уже в 1885—1886 гг. был принят ряд фабричных законов, нормализующих условия труда наемных рабочих. В 1897 г. принимается закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня и устанавливающий нерабочие (воскресные) дни. В 1906 г. производится очередное сокращение рабочего дня. В ходе революции легализуются деятельность рабочих профсоюзов, а также участие рабочих в политических партиях, союзах и организациях. Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража — административная юстиция.
В Гражданском праве не произошло принципиальных изменений, хотя они очень требовались. Нормы гражданского права содержались в Своде законов гражданских, принятых в первой половине 19 в. Гражданское право Российской империи не было единым для всех подданных (в Финляндии, Польше, Прибалтике и др. действовали свои законы, общеимперские гражданские законы носили здесь характер дополнительного источника права.). Серьезные ограничения продолжали сохраняться для евреев: могли проживать лишь в определенной местности, были ограничены в праве приобретения в собственность недвижимости. Существенно различалась правоспособность мужчин и женщин. Особенно ущемлялись права женщин в области наследования по закону. Попытка изменить это положение была предпринята в законе 1912 г. Он уравнял дочерей и сыновей в праве наследования движимого имущества после их родителей, но в отношении наследования земельной собственности определенное неравенство сохранялось. Особое место в гражданском праве занимало авторское право. Автору принадлежало исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение. После смерти автора его права переходили к наследникам на 50-летний срок. Столыпинская реформа существенно расширила круг земельных собственников. По Закону 1910 г., развитому Законом от 29 мая 1911 г., крестьяне получали хутора и отруба в полную собственность.
Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов (Уложение о наказаниях 1885 г., Уголовное уложение 1903 г. и др.). Помимо этих законов, применялись Воинский устав о наказаниях, Устав о ссыльных и др. Такая множественность создавала известные неудобства. Законом преступление определялось как совершение или несовершение действия, которое запрещено или предписано под страхом уголовной кары. Выделяют три группы преступлений: 1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение; 2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме; 3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф. Уголовное право в России обусловливало применение наказания и его тяжесть виновностью правонарушителя. Закон, говоря о виновности, рассматривал случайность, умысел и неосторожность. Самым тяжким наказанием по-прежнему являлась смертная казнь. Одним из позорных пережитков феодализма в уголовном праве было сохранение телесных наказаний. Закон постепенно сужал круг лиц, к которым они применялись, и основания применения.
56. Государственный аппарат и право в период Первой мировой войны.
1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. Сразу же начались перестройки в управленческом аппарате. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно, от имени царя. Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала, началась милитаризация экономики. Государственное регулирование приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Появились военная цензура, ответственность за разглашение секретных сведений, часть страны была объявлена на военном положении. В 1915 г., чтобы поднять экономику, на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.
К концу 1916 г. таких комитетов насчитывалось более 200. В 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях и созданы:
— Особое совещание по обороне государства;
— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий;
— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу;
— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов;
— Особое совещание по устройству беженцев.
В их компетенцию входили распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. Земства и города сразу после объявления войны провели съезды и создали Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1916 г. они объединились в Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор).
Гражданское право. В военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинности. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.
Трудовое законодательство. В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая .являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины, а также дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности.
Уголовное право. Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 г. По этому закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока. 12 января 1916 г. был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях относительно дезертирства, самовольной отлучки и уклонения от несения военной службы, который ужесточал уголовную ответственность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния при ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.