ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 2963
Скачиваний: 3
Согласно получившей широкое распространение в этот период теории социальных функций права, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.
В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь ≪социалистическим правосознанием≫ и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.
На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, стадиях совершения преступления, соучастии, видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на социальное чутье пролетарского суда: ≪В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов≫.
Под правом кодекс понимал систему (порядок) общественных отношений. При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность. При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения.
Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость в кодексе не расшифровывались. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника (≪принадлежащий к имущему классу≫ или ≪неимущий≫) и социальная направленность деяния (≪в интересах угнетающего класса≫). К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к ≪неимущему классу≫, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.
При определении меры наказания суду следовало учитывать: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, такие мотивы, как ≪жестокость, злоба, коварство, хитрость, запальчивость, легкомыслие и небрежность≫, а также другие обстоятельства.
Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.
Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности,
конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление ≪врагом народа≫, принудительные работы,
лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.
В период ≪военного коммунизма≫ многие из этих мер применялись в административном и внесудебном порядке органами ВЧК. Такая мера, как объявление вне закона, применялась и к отдельным лицам, и к целым организациям (в ноябре 1917 г. партия конституционных демократов была объявлена ≪партией врагов народа≫). Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.
70.Характеристика новой экономической политики. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.
В марте 1921 г. X съезд ВКП(б) принял решение о переходе от продразверстки к продналогу, о переходе к новой экономической политике. Цель которой заключалась в ликвидации капиталистических элементов и построении социализма с использованием различных форм собственности, рынка и торговли как основного звена.
Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" придал юридическую силу решению X съезда партии. Декрет установил размеры налога, который был почти в 2 раза меньше продразверстки. Декретом в экономику вводилось плановое начало.
В 1921 г. для работы по планированию народного хозяйства была создана Государственная плановая комиссия.
Прежде всего в связи с окончанием гражданской войны и военной интервенции упраздняется система главкизма. Предприятия получают определенную хозяйственную самостоятельность, и им предоставлялось право реализации части своей продукции, а также возможность частично самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем, в том числе и импортным. Ранее все это осуществляли главки ВСНК. Часть предприятий сдавалось в аренду. Ставилась задача кооперирования мелкой и кустарной промышленности. Общее руководство экономической политикой в РСФСР осуществлял Совет труда и обороны (СТО).
В 1923 г. при ВСНХ было создано 2 главных управления:
1. Главное экономическое управление;
2. Центральное управление государственной промышленностью.
Главное экономическое управление являлось для всей промышленности регулирующим и планирующим органом, а Центральное управление государственной промышленностью - органом оперативного управления. Оно имело отраслевые отделы. С образованием СССР создается ВСНХ СССР. В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. стали создаваться тресты, объединяющие родственные предприятия.
Сузился круг деятельности ВЧК. Более того, декретом от 6 февраля 1922 г. ВЦИК упразднил ВЧК, а ее обязанности возложил на судебные органы. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председателем наркома или его заместителя. В составе ГПУ и политотделов были Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.
Принятый на I Всесоюзном съезде Советов "Договор об образовании СССР" в статье 12 предусматривал создание при СНК СССР Особого Государственного политического управления (ОГПУ). В непосредственном распоряжении ОГПУ состояли особые войска. ОГПУ руководило работой ГПУ союзных республик через своих уполномоченных при СНК союзных республик. В Конституции СССР 1924г. ОГПУ была посвящена специальная девятая глава.
Произошла перестройка судебных органов. Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. создавался единый Верховный трибунал при ВЦИК. В состав единого Верховного трибунала входил Верховный революционный военный трибунал. Его функции передавались единому Верховному трибуналу.
При всех губернских трибуналах создавались отделения по военным и крупным должностным преступлениям. Упрочнение Советской власти, разгром основных сил контрреволюции, стабилизация положения страны на международной арене, успешное осуществление НЭПа - все это привело к реорганизации судебной реформы. 31 октября 1922г. ВЦИК принял "Положение о судоустройстве РСФСР", вводившееся в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. Согласно этой реформы упразднялись все революционные трибуналы на территории РСФСР.
Позднее в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. Глава 7 Конституции СССР 1924 г. была посвящена ему. К его компетенции относилось разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.
26 мая 1922 г. ВЦИК принял нормативный акт об адвокатуре. Впервые после Октября 1917 г. в стране создавалась профессиональная адвокатура.
Подверглись реорганизации вооруженные силы страны. Параллельно с кадровыми частями создавались территориальные формирования. Такая система была экономически выгодна и давала возможность проводить военную подготовку населению. Устанавливалась всеобщая воинская повинность для трудящихся мужчин в возрасте от 19 до 40 лет. На военной службе могли быть и добровольцы из числа трудящихся.
Подвергся перестройке и аппарат РКИ, перед которым стала задача разработки методов научной организации труда в государственном аппарате. Аппарат РКИ был значительно сокращен.
В связи с переходом к НЭПу уделялось значительное внимание местным Советам, активизации их деятельности, поскольку в годы гражданской войны их активность значительно снизилась. В мае 1925 г. состоялся III съезд Советов СССР, который потребовал притока широких масс рабочих и крестьян, а также привлечения женщин к выборам в Советы. Ставилась задача приобщения в местные Советы малых народов из национальных регионов.
71.Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922 г. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.
Одним из знаковых событий советской истории 20-х годов явилось образование единого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Революционные события 1917 г. привели к распаду Российской империи. Вновь образовавшиеся национальные республики использовали опыт советского строительства РСФСР. Общее управление хозяйством в советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР. В состав ВЦИК РСФСР были включены представители республик, создавались объединенные наркоматы в ведущих отраслях промышленности. Органам власти РСФСР делегировались управленческие функции соответствующих органов республик. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало па их территориях. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).
Тесное сотрудничество республик поставило на повестку дня вопрос о создании единого государства, но приемлемая форма государственного единства была найдена не сразу. Большинство поддержало идею В.И. Ленина о создании единого федеративного государства, представляющего из себя союз равноправных республик.
30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР, па котором присутствовали представители четырех республик: РСФСР, Белоруссии, Украины и ЗСФСР. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и передал эти документы на рассмотрение руководящих органов республик.
В начале 1923 г. началась работа по подготовке проекта Конституции СССР. Вместе с тем ЦИК решил внести текст Конституции на утверждение Съезда Советов СССР. Состоявшийся в январе 1924 г. II съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил Конституцию СССР, которая предварительно была ратифицирована съездами Советов союзных республик.
Конституция СССР состояла из 2 разделов (Декларации и Договора об образовании СССР), 11 глав, 72 статей. СССР определялся как единое союзное государство, созданное на федеративных началах. К компетенции Союза ССР относились вопросы руководства вооруженными силами, объявления войны и заключения мира, международных отношений, изменения внешних границ Союза, ратификации международных договоров, руководства внешней торговлей, утверждения единого государственного бюджета, формирования денежной и кредитной системы, принятия основ судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и трудового законодательства, обших начал землеустройства и землепользования. Руководство экономикой, за исключением важнейших отраслей, находилось в совместном ведении союзного центра и республик. Гарантировались суверенные права республик: право свободного выхода из Союза (ст. 4), на неизменяемость территории без собственного согласия, на собственное гражданство, а также на собственные Конституции. С другой стороны, конкретный механизм реализации суверенных нрав республик не был разработан.
Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В исключительной компетенции Съезда находились утверждение и изменение основных начал Конституции.
В перерывах между съездами верховная власть принадлежала Центральному Исполнительному Комитету СССР (ЦИК СССР), который являлся законодательным и исполнительным органом. В перерывах между сессиями ЦИК функции высшего органа власти осуществлял Президиум ЦИК, избиравшийся на совместном заседании палат. Деятельностью ЦИК руководили четыре председателя - по одному от каждого субъекта федерации. Органами отраслевого управления являлись народные комиссариаты. Они делились на общесоюзные, объединенные и республиканские.
Итак, с принятием Конституции СССР окончательно оформилось единое союзное государство. Достаточно скоро количество субъектов федерации увеличилось с 4 до 7: в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии образованы Узбекская ССР (1924 г.), Туркменская ССР (1924 г.) и Таджикская ССР (1929 г.). Проведенное в 20-е гг. районирование СССР упразднило архаичное деление на губернии и уезды и создало новое административное деление, отвечающее потребностям развития народного хозяйства. В РСФСР утвердилась трехзвенная система: район, округ, область (край). В остальных республиках создана двухзвенная система: район, округ. Образование СССР обусловило определенную реорганизацию судебных органов. Был создан Верховный суд СССР, который выполнял функции конституционного надзора и осуществлял руководство органами юстиции в СССР. Сформировалась единая система органов государственной безопасности: образованное в 1924 г. Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК Союза ССР (ОГПУ) руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД.
72.Кодификация материального права в годы НЭПа. Гражданский и земельный кодексы, КЗОТ 1922 г., уголовные кодексы 1922 и 1926 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
Гражданское право. Принятию Гражданского кодекса РСФСР предшествовала подготовительная работа, выразившаяся в подготовке ряда законопроектов и в принятии серии актов, внедрявших принципы нэпа в имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Такими актами стали принятые в 1921 г. декреты «О замене продовольственной разверстки натуральным налогом», «Об обмене», Наказ СНК РСФСР о проведении новой экономической политики, постановления о переводе на хозрасчет предприятий отдельных отраслей народного хозяйства, о предоставлении права аренды промышленных предприятий, о праве организовывать мелкопромышленные предприятий и т.д. Поскольку проект кодекса в срок подготовить не смогли, 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР. Многие его положения вошли в Гражданский кодекс, принятый 4-й сессией ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. и вступивший в действие 1 января 1923 г. Кодекс состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Закон отразил многоукладность экономики, закрепив следующие виды собственности:, государственную, кооперативную, частную. В исключительной собственности государства могли находиться земля, недра, леса, горы, железные дороги, их подвижной состав и летательные аппараты. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, промышленные предприятия с числом рабочих, не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций. Кодекс установил определенные пределы частнособственнических отношений, представил государственным предприятиям преимущества и гарантии по сравнению с частным капиталом (ограничения имущественной ответственности, например), что являлось отражением приоритета государственной социалистической собственности. В этих же целях устанавливалось правило неотчуждаемости государственного имущества в пользу частных лиц или объединений. Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. Кодекс зафиксировал, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и других союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не запрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста. Закон уделял большое внимание регулированию обязательств, возникающих из договоров, регламентировал отдельные виды договоров (купли-продажи, имущественного найма, мены, займа, подряда, поручительства, поручению и страхованию), определял статус товариществ (простых, полных, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерных). Имелась глава, посвященная обязательствам, возникавшим вследствие неосновательного обогащения и причинения вреда.