ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 2963

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно получившей широкое распространение в этот период теории социальных функций права, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь социалистическим правосознанием и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.

На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, стадиях совершения преступления, соучастии, видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на социальное чутье пролетарского суда: В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов.

Под правом кодекс понимал систему (порядок) общественных отношений. При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность. При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения.

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость в кодексе не расшифровывались. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника (принадлежащий к имущему классу или неимущий) и социальная направленность деяния (в интересах угнетающего класса). К смягчающим обстоятельствам относились: принадлежность к неимущему классу, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

При определении меры наказания суду следовало учитывать: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, такие мотивы, как жестокость, злоба, коварство, хитрость, запальчивость, легкомыслие и небрежность, а также другие обстоятельства.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии в законе конкретной нормы, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.


Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности,

конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы,

лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

В период военного коммунизма многие из этих мер применялись в административном и внесудебном порядке органами ВЧК. Такая мера, как объявление вне закона, применялась и к отдельным лицам, и к целым организациям (в ноябре 1917 г. партия конституционных демократов была объявлена партией врагов народа). Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.









70.Характеристика новой экономической политики. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.

В марте 1921 г. X съезд ВКП(б) принял решение о переходе от продразверстки к продналогу, о переходе к новой экономической политике. Цель которой заключалась в ликвидации капиталистических элементов и построении социализма с использованием различных форм собственности, рынка и торговли как основного звена.

Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" придал юридическую силу решению X съезда партии. Декрет установил размеры налога, который был почти в 2 раза меньше продразверстки. Декретом в экономику вводилось плановое начало.

В 1921 г. для работы по планированию народного хозяйства была создана Государственная плановая комиссия.

Прежде всего в связи с окончанием гражданской войны и военной интервенции упраздняется система главкизма. Предприятия получают определенную хозяйственную самостоятельность, и им предоставлялось право реализации части своей продукции, а также возможность частично самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем, в том числе и импортным. Ранее все это осуществляли главки ВСНК. Часть предприятий сдавалось в аренду. Ставилась задача кооперирования мелкой и кустарной промышленности. Общее руководство экономической политикой в РСФСР осуществлял Совет труда и обороны (СТО).

В 1923 г. при ВСНХ было создано 2 главных управления:

1. Главное экономическое управление;

2. Центральное управление государственной промышленностью.

Главное экономическое управление являлось для всей промышленности регулирующим и планирующим органом, а Центральное управление государственной промышленностью - органом оперативного управления. Оно имело отраслевые отделы. С образованием СССР создается ВСНХ СССР. В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. стали создаваться тресты, объединяющие родственные предприятия.

Сузился круг деятельности ВЧК. Более того, декретом от 6 февраля 1922 г. ВЦИК упразднил ВЧК, а ее обязанности возложил на судебные органы. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председателем наркома или его заместителя. В составе ГПУ и политотделов были Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.


Принятый на I Всесоюзном съезде Советов "Договор об образовании СССР" в статье 12 предусматривал создание при СНК СССР Особого Государственного политического управления (ОГПУ). В непосредственном распоряжении ОГПУ состояли особые войска. ОГПУ руководило работой ГПУ союзных республик через своих уполномоченных при СНК союзных республик. В Конституции СССР 1924г. ОГПУ была посвящена специальная девятая глава.

Произошла перестройка судебных органов. Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. создавался единый Верховный трибунал при ВЦИК. В состав единого Верховного трибунала входил Верховный революционный военный трибунал. Его функции передавались единому Верховному трибуналу.

При всех губернских трибуналах создавались отделения по военным и крупным должностным преступлениям. Упрочнение Советской власти, разгром основных сил контрреволюции, стабилизация положения страны на международной арене, успешное осуществление НЭПа - все это привело к реорганизации судебной реформы. 31 октября 1922г. ВЦИК принял "Положение о судоустройстве РСФСР", вводившееся в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. Согласно этой реформы упразднялись все революционные трибуналы на территории РСФСР.

Позднее в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. Глава 7 Конституции СССР 1924 г. была посвящена ему. К его компетенции относилось разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял нормативный акт об адвокатуре. Впервые после Октября 1917 г. в стране создавалась профессиональная адвокатура.

Подверглись реорганизации вооруженные силы страны. Параллельно с кадровыми частями создавались территориальные формирования. Такая система была экономически выгодна и давала возможность проводить военную подготовку населению. Устанавливалась всеобщая воинская повинность для трудящихся мужчин в возрасте от 19 до 40 лет. На военной службе могли быть и добровольцы из числа трудящихся.

Подвергся перестройке и аппарат РКИ, перед которым стала задача разработки методов научной организации труда в государственном аппарате. Аппарат РКИ был значительно сокращен.

В связи с переходом к НЭПу уделялось значительное внимание местным Советам, активизации их деятельности, поскольку в годы гражданской войны их активность значительно снизилась. В мае 1925 г. состоялся III съезд Советов СССР, который потребовал притока широких масс рабочих и крестьян, а также привлечения женщин к выборам в Советы. Ставилась задача приобщения в местные Советы малых народов из национальных регионов.

71.Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922 г. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.

Одним из знаковых событий советской истории 20-х годов явилось образование единого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР).


Революционные события 1917 г. привели к распаду Российской империи. Вновь образовавшиеся национальные республики использовали опыт советского строительства РСФСР. Общее управление хозяйством в советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР. В состав ВЦИК РСФСР были включены представители республик, создавались объединенные наркоматы в ведущих отраслях промышленности. Органам власти РСФСР делегировались управленческие функции соответствующих органов республик. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало па их территориях. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

Тесное сотрудничество республик поставило на повестку дня вопрос о создании единого государства, но приемлемая форма государственного единства была найдена не сразу. Большинство поддержало идею В.И. Ленина о создании единого федеративного государства, представляющего из себя союз равноправных республик.

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР, па котором присутствовали представители четырех республик: РСФСР, Белоруссии, Украины и ЗСФСР. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и передал эти документы на рассмотрение руководящих органов республик.

В начале 1923 г. началась работа по подготовке проекта Конституции СССР. Вместе с тем ЦИК решил внести текст Конституции на утверждение Съезда Советов СССР. Состоявшийся в январе 1924 г. II съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил Конституцию СССР, которая предварительно была ратифицирована съездами Советов союзных республик.

Конституция СССР состояла из 2 разделов (Декларации и Договора об образовании СССР), 11 глав, 72 статей. СССР определялся как единое союзное государство, созданное на федеративных началах. К компетенции Союза ССР относились вопросы руководства вооруженными силами, объявления войны и заключения мира, международных отношений, изменения внешних границ Союза, ратификации международных договоров, руководства внешней торговлей, утверждения единого государственного бюджета, формирования денежной и кредитной системы, принятия основ судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и трудового законодательства, обших начал землеустройства и землепользования. Руководство экономикой, за исключением важнейших отраслей, находилось в совместном ведении союзного центра и республик. Гарантировались суверенные права республик: право свободного выхода из Союза (ст. 4), на неизменяемость территории без собственного согласия, на собственное гражданство, а также на собственные Конституции. С другой стороны, конкретный механизм реализации суверенных нрав республик не был разработан.


Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В исключительной компетенции Съезда находились утверждение и изменение основных начал Конституции.

В перерывах между съездами верховная власть принадлежала Центральному Исполнительному Комитету СССР (ЦИК СССР), который являлся законодательным и исполнительным органом. В перерывах между сессиями ЦИК функции высшего органа власти осуществлял Президиум ЦИК, избиравшийся на совместном заседании палат. Деятельностью ЦИК руководили четыре председателя - по одному от каждого субъекта федерации. Органами отраслевого управления являлись народные комиссариаты. Они делились на общесоюзные, объединенные и республиканские.

Итак, с принятием Конституции СССР окончательно оформилось единое союзное государство. Достаточно скоро количество субъектов федерации увеличилось с 4 до 7: в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии образованы Узбекская ССР (1924 г.), Туркменская ССР (1924 г.) и Таджикская ССР (1929 г.). Проведенное в 20-е гг. районирование СССР упразднило архаичное деление на губернии и уезды и создало новое административное деление, отвечающее потребностям развития народного хозяйства. В РСФСР утвердилась трехзвенная система: район, округ, область (край). В остальных республиках создана двухзвенная система: район, округ. Образование СССР обусловило определенную реорганизацию судебных органов. Был создан Верховный суд СССР, который выполнял функции конституционного надзора и осуществлял руководство органами юстиции в СССР. Сформировалась единая система органов государственной безопасности: образованное в 1924 г. Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК Союза ССР (ОГПУ) руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД.

72.Кодификация материального права в годы НЭПа. Гражданский и земельный кодексы, КЗОТ 1922 г., уголовные кодексы 1922 и 1926 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.

Гражданское право. Принятию Гражданского кодекса РСФСР предшествовала подготовительная работа, выразившаяся в подготовке ряда законопроектов и в принятии серии актов, внедрявших принципы нэпа в имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Такими актами стали принятые в 1921 г. декреты «О замене продовольственной разверстки натуральным налогом», «Об обмене», Наказ СНК РСФСР о проведении новой экономической политики, постановления о переводе на хозрасчет предприятий отдельных отраслей народного хозяйства, о предоставлении права аренды промышленных предприятий, о праве организовывать мелкопромышленные предприятий и т.д. Поскольку проект кодекса в срок подготовить не смогли, 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР. Многие его положения вошли в Гражданский кодекс, принятый 4-й сессией ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. и вступивший в действие 1 января 1923 г. Кодекс состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Закон отразил многоукладность экономики, закрепив следующие виды собственности:, государственную, кооперативную, частную. В исключительной собственности государства могли находиться земля, недра, леса, горы, железные дороги, их подвижной состав и летательные аппараты. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, промышленные предприятия с числом рабочих, не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций. Кодекс установил определенные пределы частнособственнических отношений, представил государственным предприятиям преимущества и гарантии по сравнению с частным капиталом (ограничения имущественной ответственности, например), что являлось отражением приоритета государственной социалистической собственности. В этих же целях устанавливалось правило неотчуждаемости государственного имущества в пользу частных лиц или объединений. Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. Кодекс зафиксировал, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и других союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не запрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста. Закон уделял большое внимание регулированию обязательств, возникающих из договоров, регламентировал отдельные виды договоров (купли-продажи, имущественного найма, мены, займа, подряда, поручительства, поручению и страхованию), определял статус товариществ (простых, полных, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерных). Имелась глава, посвященная обязательствам, возникавшим вследствие неосновательного обогащения и причинения вреда.