ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 1490
Скачиваний: 5
2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.
3. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия обеспечивает учет коллективного мнения при решении основных вопросов государственно-управленческой деятельности. С этой целью широкое развитие получает система различного рода консультативных, координационных, совещательных советов, комиссий, комитетов и пр., образуемых при соответствующих органах исполнительной власти. При этом некоторые исполнительные органы (например, государственные комитеты) образуются в качестве коллегиальных. В других органах действуют коллегии (например, в министерствах). В то же время единоначалие является средством обеспечения должной дисциплины, необходимой для деятельности исполнительно-распорядительного характера, а также для установления режима ответственного управления под руководством единоначального руководителя. Коллегиальность полезна при выработке управленческих решений, а единоначалие – непременный атрибут собственно управленческой деятельности.
4. Ответственность органов исполнительной власти в целом и каждого государственного служащего за порученный им участок государственно-управленческой работы. Этот принцип закрепляется в положениях о конкретных органах исполнительной власти. Так, Положением о Министерстве природных ресурсов РФ на него возложена ответственность за управление государственным фондом недр, использование и управление водным фондом. Министр при этом несет персональную ответственность за выполнение руководимым им министерством возложенных на него задач.
5. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в названных актах сведений, составляющих государственную тайну. Право граждан обращаться в органы исполнительной власти.
30. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
Президент РФ находится вне системы разделения властей. Является неким координатором. По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти. Являясь главой государства, он наделен существенными полномочиями, дающими ему возможность активно влиять на организацию и функционирование механизма исполнительной власти.
Прежде всего речь пойдет о его полномочиях по формированию структуры и системы федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров. Можно к полномочиям президента в сфере исполнительной власти отнести то, что Президент формирует и возглавляет Совета Безопасности РФ, утверждает военную доктрину РФ, является верховным главнокомандующим (т.к. управление в сфере обороны является одной из функций и направлений управленческой деятельности). Формирует Администрацию Президента РФ (осуществляет координационную деятельность в отношении органов исполнительной власти, осуществляет помощь в организации деятельности Президента РФ, контроль за исполнением распоряжений и указов Президента). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент РФ назначает на должность ВДЛ СРФ, назначает судей, Председателя КС, ВС и т.д., назначает Генерального прокурора. Указом «О системе федеральных органов исполнительно власти» формирует органы. Может заново создать указом какой-либо новый орган. В прямом ведении Президента находятся Рос. гвардия, МИД, иные силовые структуры. Президент определяет внешнюю и внутреннюю политику государства, которую реализует Правительство, издает акты помилования, награждает государственными наградами присваивает почетные звания, решает вопросы гражданства
31. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав и основные полномочия.
Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ.
Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. + аппарат правительства (Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания. Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата Правительства - Заместитель Председателя Правительства или федеральный министр. Положение об Аппарате Правительства утверждается Правительством).
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; представляет ГД ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности, реализации внешней политики РФ;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Согласно ФЗ «О Правительстве РФ», полномочия правительства делятся на:
-
общие (те же, что и в КРФ, организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы).
-
В сфере экономики (осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью и т.д.);
-
в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен);
-
в социальной сфере (принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы и т.д.);
-
в сфере науки, культуры, образования (разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации и т.д.);
-
в сфере природопользования и охраны окружающей среды (обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и т.д.);
-
в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти и т.д.);
-
по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации (осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной и т.д.);
-
в сфере внешней политики и международных отношений (осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; и т.д.);
-
иные полномочия (Особенности деятельности Правительства РФ при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются ФКЗ. Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами Президента РФ).
32. Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
Конституция РФ не закрепляет понятие, систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Это закрепляется Указом Президента РФ.
Указом президента от 9 марта 2004 года № 314 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерства (органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (издание НПА)). Службы (органы исполнительно власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности , либо осуществляющие специальные функции по охране общественного порядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью). Агентства (органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом и предоставляющие государственные услуги). (федеральное агентство связи (Россвязь), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).
Министерства самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗК, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.
Агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Руководители (заместители руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.
33. Порядок организации и функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти в субъектах РФ, которые получили наименование территориальных органов исполнительной власти. Территориальный орган ФОИВ создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию гос. услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными актами РФ задач и функций соответствующего ФОИВ. Территориальный орган является гос. органом, находящимся в подчинении соответствующего ФОИВ.
Руководитель ФОИВ вносит в Правительство или в соответствующее фед. министерство подготовленную в ФОИВ схему размещения территориального органа ФОИВ. Руководитель территориального органа: -организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление территориальным органом возложенных на него функций; -издает в установленном порядке правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции;
-представляет руководителю ФОИВ информацию: по финансированию территориального органа; предельной численности и фонду оплаты труда работников территориального органа; и тд.
Территориальный орган ФОИВ осуществляет деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о ФОИВ и положением об этом территориальном органе.
Некоторые территориальные органы ФОИВ могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов. Поэтому границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ. Территориальные органы ФОИВ входят в единую систему органов исп. власти РФ и осуществляют деятельность под руководством соответствующих ФОИВ. Территориальный орган осуществляет деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами ФОИВ. При решении различных совместных задач территориальные органы обеспечивают необходимое взаимодействие с органами исп. власти субъекта, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, территориальные органы исп. власти не входят в систему органов исп. власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями ФОИВ и непосредственно подчиняются им.
Структура территориального органа исп. власти включает: -его руководство (начальник, его заместители); -помощники; -структурные подразделения (межрайонные отделы/отделения, отделы, отделения, территориальные пункты); Положения о структурных подразделениях территориального органа исп. власти утверждаются начальником этого территориального органа исп. власти.