ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 1487
Скачиваний: 5
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.). Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами.
Акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т.е. в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами, не носят нормативного характера.
Акты федеральных министерств и ведомств. Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел. Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут быть нормативными и ненормативными. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами. Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений). Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести: 1) приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения; 2) решения коллегиальных органов управления.
45. Легитимность административных актов органов исполнительной власти.
Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создаёт возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Легитимность связана с тем, что общество участвует в процессе управления. Это происходить путем предоставления права обращения в органы государственной власти, главным образом с предложениями (петициями) – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Мнение граждан учитывается также путем проведения референдума. Рефере́ндум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Также мнение учитывается путем проведения мониторингов. Также при органах исполнительной власти создаются общественные советы. выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах.
46. Эффективность административных актов.
Главный критерий, которому должна удовлетворять деятельность органов исполнительной власти, а значит и решений - это эффективность. Качество управленческих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты. Общими важнейшими требованиями, предъявляемыми к управленческим актам, являются их законность и целесообразность.
Законность актов означает, что
всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа. Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан и негосударственных организаций;
предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти.
Целесообразность акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов, а не личных и аппаратных. Поэтому акты управления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамотными по форме. Чтобы акт был целесообразным, он должен соответствовать реальной обстановке и быть своевременно принятым. Очень важно обеспечить также комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые акты. Принимая сложные и уникальные решения, субъекты административной власти часто не имеют ни времени, ни возможности получить, обработать всю необходимую информацию, просчитать все возможные варианты действий и последствий. В ряде случаев решения принимаются в условиях дефицита информации, большей или меньшей неопределенности, связаны с управленческим риском. Поэтому огромное значение имеют квалификация, профессионализм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство. Нецелесообразность акта может сделать его эффективность нулевой. Более того, исполнение такого решения может причинить огромный вред обществу, несравнимый с затратами на подготовку, принятие и исполнение решения.
45.Понятие, значение и сущность административного нормотворчества.
Административное нормотворчество – юридический процесс и деятельность уполномоченных ОИВ, их должностных лиц, органов МСУ и их должностных лиц, иных государственных органов по принятию и изданию подзаконных НПА в сфере публичного управления. Предметом АН являются подзаконные административные акты, которые издаются в соответствии, на основе и во исполнение КРФ, ФКЗ и ФЗ. Значение АН: 1) в процессе АН принимаются административные акты, которые носят вспомогательный характер для законов, конкретизируют положения законов; 2) АН позволяет проявить инициативу субъектам АН; 3) Направлено на защиту прав и интересов граждан. Сущность: Определяя сущностную характеристику понятия «административное нормотворчество» необходимо отметить, что данная категория в современной юридической литературе до сих пор однозначно не определена:
-
В.С. Рыжов считает, что с точки зрения содержания процесс административного нормотворчества включает ряд последовательно выполняемых работ: -выявление проблемы, которой продиктована необходимость акта; - оценка его значимости в решении задач, поставленных перед органом; - создание вариантов акта и установление наиболее предпочтительного; - анализ его сильных и слабых сторон; -прогнозирование возникновения возможных негативных последствий от введения в действие. Процесс административного нормотворчества в федеральных органах исполнительной власти достаточно разнообразен и организуется в самых различных формах. Наиболее характерными из них являются: - участие в законодательной деятельности, имея в виду, что право законодательной инициативы принадлежит Правительству РФ; - разработка проектов нормативных указов Президента РФ по своей инициативе или по поручению главы государства; - издание собственных нормативных актов, правила, подготовки которых утверждаются Правительством РФ, а разъяснения о применении правил даются Минюстом РФ.
-
Административное нормотворчество – общественный процесс. В соответствие с данной точкой зрения АН можно рассматривать в широком (социальном), либо узком (юридическом) смысле. Социальное (широкое) понимание нормотворчества - это средство достижения (моделирование) определенного состояния, конкретного поведения и действия человека. Юридическо-техническое (узкое) понимание административного нормотворчества - это формальный процесс создания правового предписания, который сам урегулирован правом.
Таким образом, сделаем следующие выводы, что, несмотря на достаточное количество различных точек зрения по вопросу сущностной характеристики понятия «административное нормотворчество» все исследователи едины во мнении, что административное нормотворчество представляет собой процесс создания правового предписания, который регулируется административным правом.
46.Основные субъекты административного нормотворчества.
Субъекты административного нормотворчества – государственные органы и их должностные лица, государственные организации наделенные законом правом законодательной инициативы. к субъектам относятся: 1) Президент РФ; 2) Правительство РФ; 3) Федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица; 4) Иные федеральные органы (ЦИК), Руководители федеральных органов (Генеральный Прокурор); 5) Государственные социальные фонды; 6) Государственные корпорации (Росатом); 7) Высшие должностные лица субъектов РФ; 8) Органы исполнительной власти субъектов РФ и иные органы субъектов РФ; 9) Главы муниципальных образований и местная администрация.
Согласно КРФ нормотворчество осуществляется: 1) народом (путем референдума, через органы государственной власти, органы МСУ путем обращения); 2) гражданами (непосредственно в случае избрания в орган государственной власти, орган МСУ в качестве гос. служащего); 3) высшими органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ.
47.Формы административного нормотворчества.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в форме указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Указ - нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение, издаваемый Президентом РФ и главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию. (Правительство РФ, Правительства субъектов РФ)
Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. (руководители ОИВ).
Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.
Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности (утверждаются постановлениями правительства, либо приказами федеральных министров).
Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений. (утверждаются руководителями различного ранга федеральных органов исполнительной власти).
Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами и т.д. (утверждаются Постановлением Правительства, приказами федеральных министров).
48.Административное регламентирование как вид административного нормотворчества.
Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти — это принятые в установленном порядке компетентными федеральными исполнительными органами в целях оптимизации управленческой деятельности нормативные административные акты, закрепляющие как общие правила организации деятельности соответствующих исполнительных органов в установленной сфере ведения (в том числе правила, процедуры внутренней организации деятельности органов), так и сроки и последовательность действий (административные процедуры) этих органов, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия самих федеральных органов исполнительной власти и организаций при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг.
Признаки АР: 1) это НПА особого рода, утвержденный в особом порядке, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности; 2) Регламент регулирует процессуальные стороны деятельности органов государственной власти. 3) регламент устанавливает сроки и последствия административных процедур.4) регламент устанавливает порядок разрешения споров.
Административные регламенты в зависимости от направленности содержащихся в них административных процедур делятся на: 1) внутриорганизационные (определяющие порядок действий в отношении структурных подразделений данного органа и в отношении других органов, которые входят с ним в одну систему отраслевого или территориального управления); 2) внешнеуправленческие, устанавливающие административные процедуры в отношении иных субъектов административного права, которые не входят с ним в одну систему отраслевого или территориального управления).