ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 1488
Скачиваний: 5
34. Органы государственной власти, не входящие в систему органов исполнительной власти, но реализующие полномочия в сфере государственного управления (Банк России, Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Совет безопасности РФ и др.).
Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей -законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти.
Центральный банк Российской Федерации - государственный орган, осуществляющий полномочия по защите и обеспечению устойчивости рубля, развитию и укреплению банковской системы страны, обеспечению стабильности и развитию национальной платежной системы, развитию российского финансового рынка и обеспечению его стабильности. Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля. Также Центральный банк РФ осуществляет следующие функции: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством РФ политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка; 3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 4)утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; 5) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 6) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федераци и др.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. В качестве основных задач перед прокуратурой поставлено обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Для этого органы прокуратуры осуществляют: -надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; -уголовное преследование; -координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; -возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.
Счетная палата РФ - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию РФ. Задачами Счетной палаты РФ: - организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; - аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития России; - определение эффективности и соответствия российским нормативным правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в т.ч. для целей стратегического планирования в Российской Федерации; - анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции; - оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ; -определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов российских государственных внебюджетных фондов и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; -контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных российских кредитных организациях; - обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции
Центральная избирательная комиссия РФ - федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение выборов и референдумов в России. К основным полномочиям Центральной избирательной комиссии РФ можно отнести: -осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России; -организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ; -обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием российской избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; -осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в т.ч. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; -осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; -оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям и др.
35. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Нижегородской области).
В систему органов исполнительной власти области входят Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти области, формируемые Правительством. Структура органов исполнительной власти области определяется Губернатором области. Правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Губернатор возглавляет Правительство, определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Членами Правительства являются Губернатор, Вице-губернатор, заместители Губернатора, министры. Вице-губернатор, заместители Губернатора назначаются на должность Губернатором по согласованию с Законодательным Собранием. До согласования с Законодательным Собранием соответствующие лица могут исполнять свои обязанности на указанных должностях не более трех месяцев. Правительство является коллегиальным органом. Решения по осуществлению своих полномочий принимаются Правительством на его заседаниях в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства. Правительство обеспечивает на территории области исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области. Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области экономики и прогнозирования, промышленности, финансов, внешнеэкономических связей, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорог и связи, образования, науки, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и туризма, социальной защиты населения, охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия, формирования и содержания архивных фондов области и других сфер жизнедеятельности области.
Структура органов исполнительной власти Нижегородской области.
Указом Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года № 6 утверждена новая структура органов исполнительной власти Нижегородской области.
Председатель Правительства, губернатор Нижегородской области- Никитин Глеб Сергеевич. 6 заместителей. 11 министерств. 5 департаментов. 3 комитета. 4 управления. 3 инспекции. 1 служба и аппарат правительства.
36. Понятие и значение административно-правовых форм реализации исполнительной власти.
Реализация власти государством происходит посредством разнообразных и многочисленных действий, имеющих определенную направленность и реализуемых в разнообразных формах. Реализация компетенции органов исполнительной власти осуществляется в рамках административно-правовых форм.
Форма государственного управления – выражение содержания управления, которое реализуется в конкретных видах исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляемых в рамках их компетенции и вызывающих определенные последствия.
Функционирование органов исполнительной власти и их должностных лиц предполагает совершение множества действий - для реализации закрепленной за ними компетенции в целях решения управленческих задач и выполнения присущих им функций (по контролю и надзору, принятию НПА, оказанию гос. услуг и т.д.).
Поскольку указанные действия различны и варианты их внешнего выражения разнообразны, то это разнообразие делает исполнительную власть постоянно и непрерывно действующей, гибкой, оптимально реализующей свое предназначение.
Административно-правовая форма управления – внешний официальный способ выражения действий органа исполнительной власти или должностного лица для реализации их компетенции, вызывающей определённые юридически значимые последствия.
Признаки административно-правовых форм: 1) установление в нормативном акте; 2) наличие государственно-властной природы; 3) подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и должностных лиц; 4) исполнительно-распорядительная деятельность как главное содержание.
37. Основные функции административных форм.
Функции административных форм — это регулирующее воздействие на публичные управленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задач управления посредством издания административного акта. При издании административного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичное управление.
1. Функция обеспечения публичных интересов. Само административное право в первую очередь призвано выражать, защищать и обеспечивать публичные интересы. Акты управления как главная форма управления предназначены для реализации интересов всего общества, его социальных групп, интересов самого государства и граждан. Принимая административные акты, органы исполнительной власти прежде всего руководствуются интересами граждан, общества и государства в целом.
2. Материально-правовая регулирующая функция (функция регулирования). Административный акт на основе законов устанавливает конкретные отношения, предоставляет индивидуальным субъектам конкретные возможности и варианты поведения в сложившейся обстановке. Реализуя или применяя конкретные нормы закона, административный акт способствует достижению определенного результата. Регулирующая функция административного акта особенно ярко проявляется тогда, когда, например, администрация (орган управления, должностное лицо) с помощью акта управления налагает на гражданина не предусмотренную законами обязанность.
3. Управленческо-процессуальная функция. Российским законодателем в определенной степени уже установлена процедура подготовки, издания, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу административных актов. Но поскольку правила, касающиеся управленческих процедур, принимаются самыми различными органами публичной власти, которые по-разному понимают такие процедуры, то юридическая сила подобных актов ослабляется множеством проблем управленческого процесса, требующих кардинального разрешения.
4. Исполнительная функция административного акта заключается в том, что она обеспечивает практическое осуществление государственного управления посредством реализации управленческих действий и правового установления порядка их совершения.
5. Административно-процессуальная функция (в смысле оспаривания в суде незаконных действий и решений администрации). В данном случае речь фактически идет об охранительной функции, ибо современная теория административного акта устанавливает реальную возможность судебного оспаривания любого акта управления, нарушающего права и свободы как физических, так и юридических лиц. Выполняя данную функцию, правовые акты управления создают почву для формирования системы административной юстиции (административного судопроизводства) — важного правового средства устранения ошибок в административном правотворчестве.
38. Классификация и виды форм управленческих действий.
Как правило выделяют два вида форм управления: правовые формы управления и неправовые формы управления.
Правовые (такие ФУ, которые влекут за собой юридически значимые последствия). К ним можно отнести: 1) издание нормативных правовых актов; 2) издание ненормативных и индивидуальных правовых актов; 3) заключение публично-правовых договоров (например, административных договоров, международных соглашений); 4) совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления (составление административных протоколов, проведение государственной регистрации, осуществление властных распорядительных и контрольных мероприятий, выдача официальных документов, разрешающих осуществлять определенный вид деятельности). Правовые формы включают в себя правовые акты, которые в свою очередь делятся на нормативные акты управления и индивидуальные акты управления.
Неправовые (такие ФУ, которые не влекут за собой юридически значимые последствия). К ним можно отнести: 1 осуществление организационных действий; 2) выполнение материально-технических действий.
I. Правовые формы можно классифицировать:
1) По содержанию:
- Правоустановительная форма управления связана с созданием правовых норм, разработкой, обсуждением и принятием правовых актов управления.