ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 1489
Скачиваний: 5
- Правоприменительная форма управления связана с исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов в целях применения нормы права в конкретном случае, т. е. в рамках этой формы происходит рассмотрение и разрешение управленческих дел и споров.
- Регулятивная форма управления направлена на создание необходимых условий для осуществления так называемого позитивного публичного управления, обеспечивающего благосостояние общества и государства, реализацию функций управления в области экономического строительства, государственного регулирования, административно-политического и социально-культурного развития.
- Правоохранительная форма управления связана с осуществлением контрольно-надзорной управленческой функции. В рамках этой формы защищаются права и свободы граждан и других субъектов права, рассматриваются возникающие в области управления правовые споры, применяются меры административного правового принуждения к физическим и юридическим лицам, используются особые принудительные средства и методы воздействия.
2) По направленности:
- Внутренние формы (направлены на решение вопросов внутриорганизационной деятельности одного органа исполнительной власти).
- Внешние формы (направленны на урегулирование отношений, возникающих между несколькими разными государственными органами)
II. Неправовые формы управления. Отличительная особенность заключается в том, что они не влекут юридических последствий, направленны на внутреннюю организационную деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц. Эти формы можно классифицировать на:
1) Действия организационно-распорядительного характера (понимается проведение совещаний, составление отчетов, организация приёма граждан и т.д.);
2) Действия материально-технического характера (организация обеспечения управленческих процессов техническими средствами, финансами и имуществом).
39. Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти.
Правовой акт управления – это подзаконное, юридически властное одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления, осуществляется в пределах его компетенции в соответствии с принятым порядком, в установленной форме и направленный на урегулирование общественных отношений в целях реализации исполнительной власти.
Правовые акты являются основной формой государственного управления. Они обладают следующими признаками: 1) Подзаконность; 2) Властно-волевой характер; 3) Правовой характер (вызывают юридические последствия); 4) Императивность (выражается в обязательности его исполнения независимо от согласия исполнителя и подчиненности субъекта); 5) полномочность (издание акта только в пределах компетенции).
Административно-правовые акты имеют четко определенный порядок принятия (именуемый «процедурой»):
1) подготовка проекта (Обычно подготовка акта исполнительной власти производится самим органом, в компетенцию которого входит его издание, или, по его поручению, одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями, должностными лицами), 2) обсуждение проекта; 3) проведение экспертизы по проекту; 4) утверждение акта; 5) регистрация (Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания представляются в Минюст России. Государственная регистрация в Министерстве юстиции производится в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости этот срок может быть продлен до одного месяца); 6) опубликование (Акты Правительства РФ подлежат опубликованию в течение 10 дней после дня их подписания. Акты иных федеральных органов исполнительной власти публикуются в те же сроки со дня их регистрации в Министерстве юстиции РФ).
Акты могут быть выражены в виде письменного юридического документа. Реже могут быть выражены в виде действий (жест регулировщика).
ЗНАЧЕНИЕ:
1) выступают в качестве юридических фактов, т. е. являются фактическими основаниями для формирования новых правоотношений, изменения или отмены старых отношений, создания нового правового статуса различных субъектов права.
2) будучи нормативными актами, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний. Нормативные или индивидуальные акты управления могут регламентировать поведение того или иного субъекта, причем часто возлагая на него конкретные обязанности или предоставляя определенные права (или же устанавливая и то и другое);
3) могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов;
4) могут выступать и в качестве юридических документов — доказательств в юридическом процессе;
5) могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц;
6) являются правовыми средствами: осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере; проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; юридической защиты прав и свобод граждан; улучшения качества многообразной российской правовой жизни.
40. Принципы принятия административных актов.
Принципы принятия административных актов – основополагающие начала, идеи в соответствии с которыми происходит принятие административных актов.
1.Законность – принятие акта в соответствии с требованиями НПА.
2.Приоритет прав и свобод человека – при принятии акта необходимо на первое место ставить интересы и права граждан. Принимать акты без ущемления и ограничения законных прав и свобод граждан.
3.Федерализм – разграничение компетенций между РФ и субъектами РФ.
4.Демократизм – принятие акта на началах демократизма.
5.Правовая регламентация процедуры принятия и издания административного акта.
6.Согласованность - согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики).
7.Легитимность – согласие народа на принятие данного правового акта, который соответствует законам.
8.Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.
41. Классификация и виды административных актов органов исполнительной власти.
Акты управления можно разделить на нормативные, индивидуальные.
Нормативные акты – это важнейшие источники административного права. В них содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения, не имеющие персонифицированного характера, рассчитанные на длительный срок действия. К ним относятся: ПДД, правила пользования транспортным средством, санитарно-технические правила и т.д.
Виды:
1) по органу, издающему эти акты:
а) акты Президента; б) акты Правительства; в) акты федеральных органов исполнительной власти; г) акты органов исполнительной власти СРФ;
2) по количеству издающих субъектов: а) издаются одним государственным органом; б) издаются двумя и более органами;
3) по охвату территории: А) на территории РФ, б) на территории СРФ, в) на территории административно-территориальной единицы;
4) в зависимости от документально установленной формы:
а) указы (только Президентом, главами исполнительной власти СРФ);
б) постановления (правительством и правительствами СРФ);
в) приказы (руководителями органов исполнительной власти);
г) правила (утверждаются постановлениями правительства, либо приказами федеральных министров);
д) положения (утверждаются Постановлением Правительства, приказами федеральных министров);
е) инструкции (утверждаются руководителями различного ранга федеральных органов исполнительной власти).
5) В зависимости от степени соответствия законам (соблюдение требований принципа законности), юридической значимости и действительности:
а) правомерные акты управления — это административные акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним, с тем чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность.
б) оспоримые акты управления — акты спорного характера, или неправомерные (незаконные).
в) ничтожные административные акты (противоправные; недействующие) — это акты, которые недействительны и незаконные с момента их издания или принятия. С формальной точки зрения ничтожными будут являться административные акты, которые: не имеют законных оснований и предпосылок для издания административных актов, т. е. их социальная значимость и необходимость не вытекает из каких-либо документов или нормативных актов; были приняты лицом или органом публичной власти, не имеющими на то полномочий и компетенции; содержат требования о совершении правонарушения.
6) В зависимости от формы выражения выделяются акты управления:
а) словесные (письменные и устные);
б) конклюдентные. дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения, звуковой и шумовые сигналы и др. В данном случае волеизъявление властвующего субъекта находит свое выражение в конкретных жестах, знаках, сигналах.
7) В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:
а) бессрочные, т. е. когда срок действия актов точно не установлен, их можно применять в течение неограниченного срока; они действуют до того момента, пока не будут в законном порядке отменены;
б) срочные, т. е. акты, в которых установлен срок их действия. По истечении данного срока акт управления утрачивает силу;
в) временные, т. е. акты управления, действующие в течение неопределенного, но, как правило, непродолжительного времени.
8) В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:
а) немедленно, т. е. с момента их подписания;
б) с даты, указанной в самом акте;
в) в срок, указанный в другом административном акте;
г) с момента государственной регистрации и опубликования в нормативно установленном порядке.
Индивидуальные акты управления – акты, в которых содержится указание на конкретный субъект их применения. Т.е. они имеют персонифицированный характер и рассчитаны на однократное применение. Виды:
1) в зависимости от способа властного воздействия:
а) правоустанавливающие (приказ о назначении на должность);
б) обязывающие (решение о призыве граждан на военную службу);
в) удостоверяющие (решение об аттестации лица);
г) поощрительные (приказ о поощрении гос. служащего).
2) по характеру властного воздействия на лиц:
а) акты предписания (властное требование об исполнении обязанностей);
б) акты запрета (требование о прекращении нарушения установленных правил);
в) акты, устанавливающие ограничения (ограничение совершения каких-либо действий);
г) акты санкции (постановление о назначении административного наказания).
44. Компетенция органов исполнительной власти по принятию административных актов.
Одной из функций органов исполнительной власти является нормотворческая. Она означает, что органы исполнительной власти могут принимать нормативно правовые акты. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию.
Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.
Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.
Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.
Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.
Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.