Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о реорганизации юридических лиц в гражданском праве.
1.1. Общая процедура для различных форм реорганизации юридических лиц.
1.2. Особенности защиты прав кредиторов при проведении реорганизации.
1.3. Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации.
1.4. Регистрация реорганизации в государственных органах.
2. Характеристика отдельных форм реорганизации.
2.1. Особенности слияния и присоединения как формы реорганизации.
2.2. Особенности разделения и выделения как формы реорганизации.
2.3. Преобразование как форма реорганизации юридических лиц.
Так в первой редакции общей нормы на момент принятия ГК РФ в 1994 году необходимо было только письменно уведомить об этом имеющихся кредиторов, но уже с внесением изменений в ФЗ от 30 декабря 2008 г.появилась обязанность ЮЛ сообщить в регистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры регистрации. Далее, после того как регистрирующий орган сделает запись в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), уведомление о реорганизации также должно быть опубликовано в СМИ «Вестник государственной регистрации юридических лиц». Данное сообщение публикуется дважды, с периодичностью один раз в месяц. Эта особенность позволяет решить сразу три задачи:
1) позволяет обеспечить соблюдение интересов кредиторов по обязательствам, которые могут возникнуть еще до начала процедуры реорганизации. Так кредиторы, не имеющее влияние на принятие решения об реорганизации, все же могут повлиять на дальнейшую судьбу юридического лица, участниками которого они являются.
2) гарантирует также соблюдение интересов кредиторов юридического лица по обязательствам, которые могут возникнуть уже после начала процедуры реорганизации. Это позволяет потенциальным кредиторам, будучи заранее уведомленными о начале процедуры реорганизации, принять более взвешенное и обдуманное решение о дальнейших взаимоотношениях с этом ЮЛ.
3) именно публичное уведомление в наибольшей степени гарантирует кредиторам получение нужной информации. Это в некоторой степени позволяет исключить такие «случайные» факторы, как, например, недобросовестность должника – отправка пустого конверта, либо ненадлежащее оказание услуг связи.
До сих пор остался только один основной способ защиты прав кредиторов неизменным. Согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ заключается он в возможности требовать досрочного исполнения обязательств по долгу, а при невозможности такового, требовать прекращения обязательств и возмещения причиненных этим убытков. Наличие такого способа позволяет сказать, что законодатель в качестве общего правила не позволяет переводить долг без непосредственного согласия кредитора, так как от него зависит дальнейшее существование обязательств с измененным юридическим лицом либо прекратится.
1.3. Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации.
Правопреемство подразумевает под собой переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому. Правопреемник же при этом становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство.
Согласно определению, описанным Толстым В.С. «правопреемство – это прекращение прав и обязанностей у одних лиц и прочносвязанное возникновение их у других в том же или ином объеме» [15, c. 173].
Если представить правопреемство в более развернутом виде, то правопреемство – это «юридическое явление, представляющее собой не связанное с личностью субъекта правоотношения и не запрещенное законодательством изменение субъектного состава правоотношения, при котором в порядке производного приобретения субъективных прав и (или) юридических обязанностей осуществляется их переход от одного лица (право предшественника) к другому (правопреемнику) в отношении одного объекта правоотношения. При правопреемстве происходит изменение субъекта (одной из сторон) правоотношения путем его замены на другой субъект, обладающего необходимым для участия в правоотношении объемом правоспособности, что влечет за собой изменение (но не прекращение) правоотношения».
При реорганизации для организации передачи прав и обязательств участвуют две стороны – два юридических лица: право предшественник и правопреемник.
Для осуществления правильной процедуры реорганизации право предшественник должен обладать необходимыми условиями: обладает правоспособностью юридического лица;
– у него не должно быть наложено законных ограничений на проведение реорганизации;
– все соответствующие права и обязанности должны ему принадлежать на законном основании;
– все его участники (учредители, уполномоченный орган) в установленном законом порядке должны выразить волю на переход прав и обязанностей к правопреемнику.
Другая сторона процесса реорганизации, участвующая в передаче прав и обязанностей, – правопреемник. Должен иметь правоспособность юридического лица, а также строго определенную организационно-правовую форму.
Правопреемство является производным приобретением гражданского права или гражданско-правовой обязанности. Это определено тем, что все личное имущество юридического лица не может делится между его участниками, так же как это происходит при осуществлении ликвидации, а в таком случае оно остается функционировать в гражданском обороте. В этом же случае, права и обязанности перейдут к правопреемникам реорганизуемого юридического лица именно в том виде, в котором они и существовали на дату завершения реорганизации.
Основанием правопреемства является перечень необходимых документов, в который входит:
– решение о реорганизации;
– договор;
– передаточный акт;
– устав создаваемых в результате реорганизации лиц), принятое каждым участвующим в реорганизации юридическим лицом;
– административный акт (государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц (внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Существует классическое деление правопреемства на два вида: универсальное и сингулярное. Универсальное правопреемство происходит при переходе всех прав и обязанностей (за исключением тех, которые не могут перейти в силу ограничений, установленных законов) от право предшественника к одному или нескольким правопреемникам, а сингулярное – при переходе отдельных прав и обязанностей или отдельной совокупности прав и обязанностей [13, c. 128].
1.4. Регистрация реорганизации в государственных органах.
В существующем законодательстве установлена общая для всех обязанность по регистрации юридических лиц. Так вся деятельность организации, которое не было должным образом зарегистрировано, запрещена, доходы же, полученные в результате данной деятельности, взыскиваются через суд. Право предъявить иск о признании недействительной регистрации организации закреплено за налоговым органом.
Согласно тексту статьи 15 главы 5 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [8], государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации».
Установлен общий для всех обязательный срок, в течении которого, учредитель обязан уведомить соответствующие органы, зарегистрировавшему организацию, о проведенном изменении организационно-правовой формы этой организации, либо о внесении изменений или дополнений в учредительные документы. Этот срок установлен одной неделей.
Все государственные органы, налоговые и регистрирующие, постоянно тесно взаимодействуют и обмениваются необходимой информацией, таким образом государство может контролировать процедуру реорганизации юридических лиц. Все эти меры контроля направленны на соблюдение четкого порядка процедуры, что необходимо для обеспечения гарантии соблюдения прав кредиторов реорганизуемой организации.
Для обеспечения такой гарантии, учредители реорганизуемого общества обязаны предоставить ряд документов, необходимых для регистрации вновь возникшего юридического лица, в органы государственной регистрации. Среди которых:
– учредительные документы вновь возникающего юридического лица, а также их копии;
– решение о реорганизации юридического лица и о создании нового юридического лица либо нескольких лиц;
– копии учредительных документов с учетом всех изменений, проводимых над юридическим лицом, из которого выделяется другое юридическое лицо;
– передаточный акт, с содержанием необходимого перечня обязательств, переходящих к правопреемнику;
– представить документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала;
– иные документы в соответствии с действующим законодательством.
При проведении процедуры реорганизации посредством выделения, для
получения постоянного свидетельства о регистрации выделившегося общества, необходимо предоставить также справку о постановке на учет реорганизованного общества. Для этого предоставляется информационное письмо о внесении изменений учетных документов в государственные регистрирующие органы.
За соблюдением установленной законом государственной процедуры реорганизации также осуществляет контроль Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
За созданием, реорганизацией, ликвидацией крупных коммерческих и некоммерческих организаций также осуществляется государственный контроль. В одних случаях перед совершением таких действий необходимо получить согласие антимонопольного органа, в других – требуется уведомить антимонопольный орган после их совершения (однако разрешается и запросить согласие заранее, перед их совершением). Данное положение регулирует ФЗ «О защите конкуренции» [9]. Нарушение требований антимонопольного законодательства является основанием для наложения штрафных санкций. Это требование необходимо выполнить при реорганизации по форме слияния либо присоединения организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов МРОТ. В этих случаях для государственной регистрации необходимо представлять в регистрирующий орган документ о согласии антимонопольного органа. Если же согласие не было получено, то регистрация может быть признана в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа (пункт 8 статьи 17).
Согласно тому же ФЗ о регистрации и реорганизации, в нем содержится перечень оснований по которому возможен отказ от государственной регистрации реорганизации юридического лица. Можно выделить несколько основных и часто применяемых причин отказа органов, в основном это нарушение регистрационных действий, а также не соблюдение сроков подачи документов или уведомлений, или же не было проведено уведомление кредиторов организации в должном порядке, либо отсутствие вообще таких действий, недостоверность предоставленной информации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде, данное право прописано в части 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Характеристика отдельных форм реорганизации.
2.1. Особенности слияния и присоединения как формы реорганизации.
Среди возможных методов реорганизации наибольшее распространение получило объединение компаний. После окончания Перестройки российский рынок стал все чаще использовать процедуру слияния. Причины, побудившие предприятия приходить к такому важному шагу, могли быть самые разные. Желание компаний объединить свои капиталы и активы для продолжения продуктивной деятельности объясняется возросшей конкуренцией и стремлением выбить себе лучшее место под солнцем. В большинстве случаев укрупнение компаний путем слияния дало возможность сохранить наработки отдельных фирм и не потерять существующий бизнес. В некоторых случаях слияние капитала и активов позволяет более успешно бороться с конкурентами и выполнять хозяйственную деятельность. Независимо от нюансов «начала процедуры слияния усилия нескольких предприятий обычно направлены на увеличение размеров прибыли и конкурентоспособности». Также за последнее время участились случаи слияний ООО для уменьшения налогового бремени. Ни для кого не секрет, что наложенные санкции и штрафы могут стать причиной значительного ухудшения работы, а часто и полной остановки предприятия.