Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о реорганизации юридических лиц в гражданском праве.
1.1. Общая процедура для различных форм реорганизации юридических лиц.
1.2. Особенности защиты прав кредиторов при проведении реорганизации.
1.3. Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации.
1.4. Регистрация реорганизации в государственных органах.
2. Характеристика отдельных форм реорганизации.
2.1. Особенности слияния и присоединения как формы реорганизации.
2.2. Особенности разделения и выделения как формы реорганизации.
2.3. Преобразование как форма реорганизации юридических лиц.
- В случае, если юридическое тело, созданное реорганизацией, является акционерным обществом, документ, подтверждающий прием государственного регистрационного номера или выпуска акций с государственным регистрационным номером или идентификационным номером (выполненный согласно Заказу федерального обслуживания на Финансовые рынки 09.07.2013 № 13-57 / углубление-n [11]);
- Если реорганизованное юридическое тело - эмитент ценных бумаг (кроме действий) и в результате реорганизация его остановки деятельности - документ, подтверждающий модификацию решения относительно выпуска облигаций или других (за исключением действий), капитал Ценных бумаг в процедуре замены эмитента выделен согласно Заказу федерального обслуживания на финансовые рынки от 09.07.2013 № 13-57 / углубление-n).
После государственной регистрации нового юридического человека и завершения существования его предшественника реорганизованная организация обязана принять заказ удаления от счета за чек федерального налогового обслуживания, фондов вне бюджета, статистических агентств. Также это необходимо, чтобы закрыть урегулирование и счета валюты в организациях кредита и разрушить прессу организации, которая прекратила существовать. Тогда руководящий предмет, кто закончился преобразование, должен сделать новую печать, открыть новый счет урегулирования, быть зарегистрирован в соответствующих государственных телах, и затем продолжать реализацию финансовой и экономической деятельности.
Результат: ООО «А» = ООО «А» + ООО «А-1»
По итогам реорганизации в форме выделения создается новая компания (ООО «А-1»), которой передается часть прав и обязанностей действующего юридического лица (ООО «А»).
В отличии от других форм реорганизации, выделение выступает не как способ прекращения юридического лица, а один из способов его возникновения. Второе отличие заключается в том, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в других же формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере хотя бы одного юридического лица. Экономическая сущность реорганизации юридического лица в форме выделения заключается в разделении бизнеса, при котором исчезает зависимость вновь созданного общества (обществ) от реорганизуемого и участники (учредители) становятся владельцами собственной фирмы с самостоятельным уставом и расчетным счетом.
Реорганизация в форме выделения может осуществляться в принудительном и добровольном порядке.
В первом случае вступает в действие Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (редакция от 05.10.2015) «О защите конкуренции». Для коммерческой организации причиной принудительного выделения является систематическое осуществление монополистической деятельности на фоне занятия доминирующего положения на соответствующем рынке, а для некоммерческой – осуществление деятельности, приносящей ей доход. Разделение коммерческой организации происходит в целях развития конкуренции и требует соблюдения следующих условий:
1) существование возможности обособления структурных подразделений коммерческой организации;
2) отсутствие технологически обусловленной взаимосвязи структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
3) существование возможности самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме выделения.
Решение суда о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в срок, который определяется в указанном решении и не может быть меньше шести месяцев.
Причинами добровольного выделения могут выступать разнообразные факторы:
1) это стремление собственников (участников, учредителей) к самостоятельности в ведении дел.
2) оптимизация менеджмента и диверсификация финансово-хозяйственной деятельности в обособленных структурных подразделениях.
3) возможность на законных основаниях избежать ликвидации всей компании.
Для этого реорганизуемая компания в ходе выделения «освобождается» от нежелательных долгов, передавая их значительную часть правопреемнику, к которому в дальнейшем будет применена процедура банкротства. Наиболее ликвидные активы и незначительные обязательства остаются собственностью компании, на базе которой произошла реорганизация, что позволит ей впоследствии продолжать и развивать свой бизнес.
Более того, в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 50 НК РФ реорганизация в форме выделения не влечет за собой в отношении выделившегося юридического лица обязанностей по уплате налогов, пеней и штрафов [5]. Иными словами, правопреемник не отвечает по налоговым задолженностям общества, из которого он выделился. Существует одно исключение: если реорганизация изначально была направлена на неисполнение соответствующих обязательств, то по решению суда выделившуюся организацию могут обязать уплатить налоги. Однако существующая арбитражная практика показывает, что продемонстрировать подобные доказательства практически невозможно. Также по результатам выделения при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со статьей 251 НК РФ не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества и обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства [6].
В соответствии со статьей 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным в форме выделения с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Гражданский кодекс РФ предусматривает принудительную реорганизацию юридического лица в форме выделения по решению уполномоченных государственных органов или решению суда. Таким органом является ФАС. Сделано это в целях предупреждения возможного злоупотребления коммерческими организациями занимать доминирующее положение, а также для предотвращения конкуренции. Примером принудительной реорганизации может быть случай, когда коммерческие организации и не коммерческие, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующе положение, и при этом совершили нарушение антимонопольного законодательства. Если данная ситуация приведет к конкуренции, ФАС вправе принять решение об их принудительной реорганизации. Для этого необходимы следующие условия:
1) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
2) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической связи;
3) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального антимонопольного органа об обязательном присвоении подлежит исполнению собственником либо уполномоченным им органом с учетом требований, которые предусмотрены в этом решении, и в установленное в нем время, которое не может быть менее шести месяцев.
Если учредители (участники) уполномоченного ими юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного реорганизовать его своими учредительными документами, не реорганизуют юридическое лицо в сроки, указанные в решении уполномоченного государственного органа, суд назначает внешнего управляющего и поручает ему провести реорганизацию этого юридического лица.
С момента назначения внешнего управляющего ему передается право управлять делами юридического лица. Внешний управляющий действует от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и представляет его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникшими в результате реорганизации. Утверждение судом этих документов представляет собой основание для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (пункт 2 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ниже представлен пример реорганизации по форме выделения в качестве правоприменительной практики. В качестве примера, рассмотрено постановление арбитражного суда северо-западного округа от 10 мая 2016 г. по делу № А56-28758/2015, где рассмотрен случай неправомерного выделения организации из другой с целю ухода от уплаты задолженности [12].
По истории судебного процесса общество с ограниченной ответственностью «Особые экономические зоны» (далее – ООО «Особые экономические зоны») обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СтройНефтеГазСервис»(далее – ООО«СтройНефтеГазСервис») о взыскании 68 505 182,53 руб.
«... В ходе рассмотрения дела общество с ограниченной ответственностью «ГазСтройЭнерго» (далее – ООО «ГазСтройЭнерго») заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просило произвести замену ответчика ООО«СтройНефтеГазСервис» на ООО «ГазСтройЭнерго», в связи с выделением последнего из ООО «СтройНефтеГ азСервис».
Определением суда от 03.12.2015 указанное ходатайство удовлетворено, процессуальное правопреемство произведено, ответчик заменен на ООО«ГазСтройЭнерго».
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует что, «если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами». Такие же последствия (солидарная ответственность реорганизуемого лица и вновь созданного в результате выделения лица) возникают и в том случае, «если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества».
Таким образом, необходимо учитывать, что целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица и данная процедура не должна создавать правовую основу для затруднения реализации прав взыскателя.
Из представленных ответчиком документов следует, что согласно передаточному акту от 17.09.2015, утвержденному ООО «СтройНефтеГазСервис», ООО «ГазСтройЭнерго» передана дебиторская задолженность на сумму 10 394 642,33 руб. (из существующей в сумме 203 870 604,81 руб.) и денежные средства в размере 11 793 835,76 руб., а также запасы на сумму 85 808 060,03 руб. (из существующих запасов стоимостью 191 374 620,34 руб.).
Таким образом, ООО «СтройНефтеГазСервис» не передало имущества (имущественных прав), стоимость которого соизмерима с долговыми обязательствами и которого достаточно для ведения хозяйственной деятельности вновь образованному юридическому лицу.
ООО «ГазСтройЭнерго» никакого реального имущества для полного и своевременного исполнения обязательств перед АО «Особые экономические зоны» не получило. Реальные имущественные права для исполнения долговых обязательств и ведения хозяйственной деятельности остались у ООО«СтройНефтеГазСервис».
Из материалов дела следует, что до момента завершения своей реорганизации ООО«СтройНефтеГазСервис» знало о наличии имущественных требований АО «Особые экономические зоны» и сама реорганизация общества (ответчика по делу) проходила в период судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При разрешении вопроса о проведении замены ответчика суды не учли, что реорганизация юридического лица не должна быть использована недобросовестными участниками гражданского оборота как способ ухода от исполнения обязательств.
Тот факт, что спорная задолженность по настоящему делу до сих пор не погашена ни реорганизованным должником, ни его правопреемником, которому передана дебиторская задолженность, свидетельствует об отсутствии у должников намерений добросовестно исполнить свои обязательства.
2.3. Преобразование как форма реорганизации юридических лиц.
Преобразование, как и слияние, присоединение, разделение и выделение является одной из форм реорганизации юридического лица. Согласно пункту 5 статьи 57 ГК РФ реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (представленных на схеме), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.