Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Нормативное регулирование налогового учета по НДС).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость
1.1 Сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета
1.2 Нормативное регулирование налогового учета по НДС
2 Практические основы применения НДС
2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты
ВВЕДЕНИЕ
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.
Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).
Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.
Вместе с тем, налог на добавленную стоимость получил широкое распространение в современном мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития. В частности, налог на добавленную стоимость является ключевым налогом в пятнадцати странах Европейского союза. Из стран с наиболее развитыми экономическими системами только США и Австралия не взимают НДС на федеральном уровне (что отчасти обусловлено трудностями, связанными с введением любой новой формы налогообложения в государствах с федеративным устройством), однако обе страны подробно рассматривали возможность перехода к взиманию этого налога.
Все это объясняет актуальность темы курсовой работы – особенности исчисления налога на добавленную стоимость (НДС).
Цель работы состоит в изучении особенности исчисления НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Исходя из цели работы, были сформулированы задачи исследования:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ
- рассмотрение взимания налога на добавленную стоимость.
НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).
Предметом курсовой работы выступает налог на добавленную стоимость.
Объектом курсовой работы выступает особенности учета и применение НДС.
1 Теоретические аспекты аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость
1.1 Сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета
Налог на добавленную стоимость (далее также – налог, НДС) введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992 – 1 «О налоге на добавленную стоимость», в ст. 1 которого было определено, что налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров (работ и услуг), и вносится в бюджет по мере их реализации.
НДС является одним из основных видов косвенных налогов, изъятие которого происходит неявно. Он играет значительную роль в формировании доходной части бюджета. Фактически НДС - это универсальный акциз, содержащийся в цене всех товаров.
НДС является одним из основных видов косвенных налогов, изъятие которого происходит неявно. Он играет значительную роль в формировании доходной части бюджета. Фактически НДС - это универсальный акциз, содержащейся в цене всех товаров.
Первоначально идея налога на добавленную стоимость родилась у немецкого предпринимателя фон Сименса в 20 - х гг. XX ст. Тогда же появились и некоторые предложения по организации его взимания, в частности метод счетов - фактур, автором которого является Адамс. Современная форма этого налога была разработана и описана французским экономистом М. Лоре, который считается «отцом НДС» [45].
В странах ЕС НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком.
Первые попытки ввести налог были сделаны во Франции и в Японии (американской миссией Карла Шоупа).
Российский автор В. И. Сорокин отмечает, что первой европейской страной, которая ввела НДС была Дания.
Механизм взимания НДС во всех странах примерно одинаков: налог уплачивается предпринимателем, когда он покупает какие-то товары. Одновременно предприниматель получает этот налог тогда, когда продает свои товары. Разница между полученным и уплаченным НДС передается в бюджет государства. Поскольку НДС закладывается в цену товаров, их покупают конечные потребители, то именно они становятся фактическими плательщиками этого налога.
Соответственно налог уплачивается на каждой стадии производства и обращения. Налог на НДС имеет широкую налоговую базу, охватывает большинство видов товаров и услуг. Продавец включает налог на добавленную стоимость в стоимость товаров и оказанных услуг. Но и сам он уплачивает налог на добавленную стоимость за приобретенные им товары, работы, услуги [44].
Таким образом, сумма уплаченного им налога составляет разницу между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары и услуги и суммами налога, уплаченными поставщикам при приобретении тех товаров и услуг, которые необходимы в процессе производства облагаемых товаров и услуг. Налогоплательщик имеет право на вычет налога, уплаченного им поставщикам. На этом, собственно и базируется механизм действия налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость введен в налоговую систему РФ в 1992 году, заменив собой налог с оборота. Налог на добавленную стоимость является самым значительным для бюджетной системы после доходов от Внешнеэкономической деятельности. Он составил в 2011 году 23% всех доходов бюджетной системы и 32% всех доходов без учета доходов от внешней экономической деятельности. По налогу на добавленную стоимость десять регионов сформировали 63.5%, из которых 48,0% - г. Москва. Среди остальных входящих в эту группу регионов наиболее заметна доля Ханты-Мансийского АО (3,5%), Московской области (3,3%). Ямало-Ненецкого АО (2,1%) и Санкт-Петербурга (2,0%). В данную группу попали также Самарская, Свердловская, Калининградская и Иркутская области.
Ставки налога на добавленную стоимость, которые непосредственно применяются к налоговой базе:
- основная 20 %;
- пониженная 10%;
- специальная 0%.
Необходимость введения НДС обозначена следующими факторами:
- пополнение доходов бюджета, испытывающий острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
- создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономике;
- присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
В зарубежных странах законодательство по налогу на добавленную стоимость постоянно эволюционирует, правительство стран стремится, с одной стороны, усилить чисто фискальную функцию НДС, а с другой использовать его для стимулирования экономического роста.
Проанализируем влияние НДС на формирование бюджета Российской Федерации. Согласно основным показателям федерального бюджета по доходам за 2017 год, общие доходы бюджета страны составили 13 019,9 млрд. рублей. При этом, поступления от налога на добавленную стоимость составили 3 539,0 млрд. рублей. Покажем долю поступлений от налога на добавленную стоимость в общей структуре доходов бюджета Российской Федерации (табл.1.1).
Таблица 1.1 – Структура доходов Федерального бюджета в 2015 - 2017 гг
Виды доходов |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
млрд. руб |
% к ВВП |
млрд. руб |
% к ВВП |
млрд. руб |
% к ВВП |
|
Всего доходов |
11 366,0 |
20,3 |
12853,7 |
20,7 |
13019,9 |
19,5 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4 664,7 |
8,3 |
4962,7 |
8,0 |
5011,0 |
7,5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 046,9 |
3,7 |
2442,8 |
3,9 |
2554,8 |
3,8 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 985,0 |
3,5 |
2228,0 |
3,6 |
2329,3 |
3,5 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1 543,8 |
2,8 |
1713,0 |
2,8 |
1734,2 |
2,6 |
Доходы от использования имущества, находящегося в Государственной и Муниципальной собственности |
380,1 |
0,7 |
543,9 |
0,9 |
352,2 |
0,5 |
Прочее |
745,5 |
1,3 |
963,8 |
4,5 |
1038,5 |
1,6 |
Роль налогов в доходной части бюджета в современных условиях значительна [21].
В бюджете страны ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
Мобилизуемые налоговые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства.
Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета заключается в их двух главных функциях – фискальной и регулирующей.
Фискальная функция является основной функцией налога. Основное предназначение налога - образование государственного денежного фонда методом изъятия доли доходов фирм и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - защиты страны и охраны правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда иных задач. Благодаря конкретно фискальной функции создаются объективные предпосылки для вмешательства страны в финансовые отношения, то есть в процесс перераспределения доли стоимости ВВП [40].
Сущность регулирующей функции содержится в том, что при помощи налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды страна перераспределяет денежные ресурсы из производственной сферы в общественную, исполняет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов гос. власти субъектов Федерации и районного самоуправления по их установлению, а также экономическая система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.
Таким образом, налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависят успех государственных реформ, их социальная направленность, а также уровень жизни и благосостояния населения страны. В настоящее время особую актуальность для руководителей и собственников организаций приобретают вопросы правильности исчисления и уплаты налогов. В этой связи очевидна необходимость как надлежащей организации самоконтроля в указанной сфере отношений, так и государственного регулирования этих процессов.