Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Нормативное регулирование налогового учета по НДС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884 "Об утверждении ассортимента товаров, реализация которых не не пригодно освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а еще при производстве и (или же) реализации которых исполняющие их организации не пригодны освобождению от уплаты единого общественного налога (взноса)" Признает прилагаемый ассортимент товаров, реализация которых не пригодного освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а еще при производстве и (или же) реализации которых исполняющие их организации не пригодны освобождению от уплаты единого общественного налога (вклада) согласно с пунктом 3 статьи 149 и статьей 239 Налогового кодекса РФ Правительство Российской Федерации;

- Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2006 г. N 455 "Об утверждении Правил использования налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального применения интернациональными организациями и их представительствами, исполняющими деятельность на территории Российской Федерации". Характеризует согласно с международными договорами Российской Федерации порядок использования налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального применения международными организациями и их представительствами, исполняющими деятельность на территории РФ.

2 Практические основы применения НДС

2.1 НДС: переход на 20%.

С 1 января 2019 года плательщики НДС в общем случае применяют ставку НДС 20% вместо так уже всем привычной ставки 18%. Так как хозяйственная деятельность налогоплательщика не делится на до и после, а протекает непрерывно, у многих налогоплательщиков немало переходящих на 2019 год договоров. В них значится всем привычные 18%. Поэтому такое увеличение ставки НДС вызывает немало вопросов.

Например, поставщик получил аванс в 2018 году, а отгрузка только в 2019 году. По какой ставке в этом случае исчислить НДС с аванса, а по какой ставке НДС - с отгрузки? Какую сумму НДС принять к вычету и восстановить покупателям по таким поставкам, а какую сумму НДС - поставщикам?

Что делать, если покупатель доплатил разницу НДС в 2% в 2018 году? Что предпринять, если покупатель разницу в сумме налога доплатил в 2019 году? Как быть со счетами-фактурами при таких доплатах? И как, если уже в 2019 году решили изменить стоимость отгруженных в 2018 году и ранее товаров? Ответим на эти и другие вопросы.


С 1 января 2019 года при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, применяется ставка по НДС 20%. Соответствующие изменения в п. 3 ст. 164 НК РФ внесены пп. "в" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ). При этом ставка НДС 20% применяется по отгруженным или переданным с 01.01.2019 товарам, работам, услугам и имущественным правам. Это прописано в п. 4 ст. 5 Закона N 303-ФЗ.

Закон N 303-ФЗ каких-либо переходных положений для договоров, заключенных до 01.01.2019, не содержит. Поэтому при отгрузке в 2019 году по договорам, заключенным до 01.01.2019, надо применять ставку НДС 20%. При этом ставка НДС, указанная в таком договоре, значения не имеет. Ведь п. 1 ст. 168 НК РФ обязывает продавца дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров, работ, услуг и передаваемых имущественных прав предъявить к уплате покупателю сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20%.

По поводу применения налоговой ставки по НДС налогоплательщиком есть позиция КС РФ, которая отражена в Определении от 15.05.2007 N 372-О-П. КС РФ указал, что налогоплательщик не может произвольно менять налоговую ставку по НДС или отказаться от его применения, так как налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения.

Поэтому Минфин России в Письме ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ разъясняет, что изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договор с целью изменения размера ставки НДС. Но стороны по обоюдному согласию могут внести изменения в договор в части уточнения размера ставки НДС с 01.01.2019.

Также следует иметь в виду, что изменение ставки НДС не меняет момент и порядок определения налоговой базы. Налоговая база по НДС, как и прежде, определяется на дату получения аванса, а также на дату отгрузки товаров, работ, услуг и имущественных прав.

2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты

Порядок исчисления налога производится в соответствии со статьей 166 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При совершении облагаемых НДС операций сумма налога исчисляется следующим образом:

Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (п.1 ст.166 НК РФ).


Налог исчисляется так:

НДС = НБ x С

Где, НБ - налоговая база;

С - ставка налога.

Если же осуществляются операции, которые облагаются по разным ставкам НДС, то учитываются такие операции раздельно.

Для этого необходимо:

определить налоговую базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам;

исчислить отдельно суммы налога по каждому виду операций;

суммировать результаты.

Следовательно, при раздельном учете налог исчисляется так:

НДС = (НБ1 x С1) + (НБ2 x С2) + (НБ3 x С3)

Где, НБ1, НБ2, НБ3 - налоговая база по каждому виду операций, которые облагаются НДС по разным ставкам;

С1, С2, С3 - ставки налога, например 20%.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом, момент определения налоговой базы которых, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством.

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Особый порядок налогообложения установлен при перемещении товаров через российскую таможенную границу при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления в соответствии с международным договором. В этом случае взимание налога с товаров, ввозимых из такого государства, должны осуществлять налоговые органы. Объектом налогообложения в этом случае считается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на российскую территорию, включая затраты на их доставку до границы. Налог должен быть уплачен в бюджет одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после ввоза товаров в Россию.

Определенные особенности исчисления и уплаты налога имеются у организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные в другом регионе России и не являющиеся самостоятельными плательщиками налога. Эта организация уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. При этом важно установить, какую долю суммы налога следует уплатить по месту нахождения обособленного подразделения.


Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется следующим образом. Общая сумма налога, подлежащая уплате организацией, умножается на сумму удельного веса среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Полученная величина налога делится на два.

При этом организациям, имеющим обособленные подразделения, предоставлено право самостоятельно определить, какой показатель они хотят применять: среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Вместе с тем законодательство определило, что выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение всего календарного года.

Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ и услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом на основании документа.

Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислениями уплатой НДС, и освобожденные от налогообложения операций, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Конкретные сроки установлены российским налоговым законодательством для возмещения, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога. Эти суммы направляются в течение трех календарных месяцев, следующих за отчетным налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки или сумм санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговым органам предоставлено право, осуществлять зачет самостоятельно, но они должны в течение 10 дней сообщить о проведенном зачете налогоплательщику. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена налогоплательщику на его счет в банке по его заявлению. В течение двух недель после получения указанного заявления налоговый орган должен принять решение о возврате указанной суммы налогоплательщику и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат указанных сумм в течение двух недель. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной 360-ой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.


Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% является обязательным для всех организаций. Документы представляются налогоплательщиками для обоснованности применения ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации. Документы, подтверждающие обоснованность применения, налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт, представляются налогоплательщиками в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. Столь длительный срок возмещения объясняется тем, что в течение его налоговый орган должен осуществить проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

В случае если налоговым органом принято решение об отказе в возмещении всей суммы или ее части, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

Если в течение установленного срока такое решение не вынесено или оно не представлено налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении части суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

В том случае, если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по налогам, а также задолженность по штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке. Это решение налоговые органы принимают самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

2.3 Новые формы документов по НДС

29.03.2019 вступил в силу Приказ ФНС России от 28.12.2018 N СА-7-3/853@, который вносит изменения в форму, Порядок заполнения и Формат представления налоговой декларации по НДС, утвержденные Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@. Обновленная декларация по НДС применяется начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2019 года.