Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Нормативное регулирование налогового учета по НДС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление.

Финансовая идея не выработала до реального времени единого объяснения понятия налога, самостоятельного от политического и финансового строя сообщества, от природы и задачи страны. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как «неприметный платеж физических и юридических лиц, взыскиваемый государством», экономически надежное, но, недостаточно полное [40].

Во-первых, это понятие не устанавливает безвозмездность этого платежа, которое различает его от иных платежей и сборов, взыскиваемых государством с народонаселения и юридических лиц возмездно, и вовсе не являющихся вследствие этого налогом. На самом деле, налоги, в отличие от заемных средств, изымаются у налогоплательщика государством в отсутствии каких-то точных обязанностей перед ним. Потому они носят принудительный и безвозмездный характер. В связи с этим не в состоянии быть определены к налогам разного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не считаются также налогами штрафные наказания за несоблюдение налогового и иного законодательства.

Во-вторых, это понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.

И, в конце концов, в-третьих, не установлена особенность этого платежа, исключающая вероятность перенесения уплаты налога на иное лицо либо на категорию лиц.

Часто определение налога увязывается с его зачислением в бюджеты надлежащего значения или же во внебюджетные фонды. Думается, что собственно данного делать не стоит по следующим причинам. Во-первых, суть налога не находится в зависимости от того, куда он зачисляется. Во-вторых, понятие налога - группа справедливая, и она не имеет возможности изменяться исходя из того, куда субъективная воля законодателя отошлет налог для реализации им свойственных ему функций. Наименования фондов и направления зачисления налога имеют все шансы измениться. Правительство в лице законодательной власти имеет возможность зачислять налог и в иные внебюджетные фонды, потребность в образовании которых сможет появиться [43].

Абсолютное определение налога дано в 1 части Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) [2], хотя в данном определении есть довольно неоднозначные факторы. Статья 8 Кодекса описывает налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или же своевременного управления капитала в целях денежного обеспечения деятельности правительства и (или) муниципальных образований.


Данная формулировка справедливо подвергается разносторонней критике (В.А. Кашин, В.Г. Пансков, С.Д. Шаталов и др.), и действительно, она вызывает массу вопросов. Мало того, что в определении не упомянуто такое атрибутивное свойство налога, как «законность» (налог устанавливается только законом), - за исключением «обязательности» (т.е. принудительного в необходимых случаях взимания), все другие качественные признаки налога выглядят случайными или второстепенными.

Понятие налога в НК РФ оттеняет вводимое там же (ст.8) понятие сбора, под которым «понимается неотъемлемый вклад, взыскиваемый с организаций и физических лиц, уплата которого считается одним из критерий совершения в отношении плательщиков сборов муниципальными органами, органами районного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление явных прав или же выдачу разрешений (лицензий)». Сопоставление двух определений (налога и сбора) выявляет такие оттенки, которые еще более отдаляют рассматриваемые понятия от их понимания.

Перечень сборов, скажем налогов, в нашей стране интегрирован в Налоговый кодекс, вследствие этого на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.

Установленное в Налоговом кодексе определение достаточно полно определяет понятие налога. Тогда как в этой формулировке отсутствует одна существенная составная часть: этот платеж обязан быть законодательно установлен, то есть взимание налога сможет использоваться лишь на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Также это определение мучается очередным солидарным дефектом. Уплата налога жестко увязывается с валютной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает полномочия уплаты налога в иных формах.

Конечно, собственно валютная форма обязана быть и практически считаться главной формой уплаты налогов, в хоть какой налоговой системе. Хотя она не имеет возможности быть и фактически не классифицируется единственной. Теория и глобальная практика не отмечает способности уплаты налога в естественной форме. Например, это право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые выплачивают налог повторяющий вид доли добытых нужных полезных ископаемых [40].

Предусмотренное в этом определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве принадлежащей им собственности, хозяйственного ведения или же своевременного управления капитала противоречит Конституции РФ, так как согласно главному закону государства лишение имущества быть может сделано лишь по решению суда.


Следовательно, можно уяснить последующее определение налога: «Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, сравнительно постоянный и законодательно установленный государством платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц в целях денежного обеспечения работы страны и (или же) муниципальных образований».

Налог считается финансовой группой, потому что валютные отношения, складывающиеся у страны с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое социальное назначение - мобилизацию капитала в управлении страны.

Согласно ст. 12 НК РФ существует классификация налогов, которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним [17].

К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.

Они классифицируются:

- по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет:

- по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

- по объектам налогообложения (на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц), на имущество, на определенный вид деятельности);

- по целевому назначению налога (общие, специальные);

- по характеру налогообложения пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода); прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается); регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает);

- по источникам их покрытия: (налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг); налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг); налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты).


1.2 Нормативное регулирование налогового учета по НДС

Государственно-правовое регулирование представляет собой деятельность государства по упорядочению и организации разных сфер деятельности посредством использования различных правовых инструментов.

Для понимания организации государственно-правового регулирования самостоятельного направления аудита, которым является аудит налога на добавленную стоимость, необходимо начать с анализа правового регулирования аудита в целом [23].

К правовым и законодательным документам, регулирующим проведение аудита налогообложения в России относятся следующие:

- Конституция России (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). Конституция обладает высшей юридической силой в системе российского законодательства, закрепляя основные начала политической, социальной и экономической системы, распространяет свое действие на все существующие общественные системы. Согласно пп. “ж”, “р” ст. 71 Конституции РФ [1] к ведению Российской Федерации относятся: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, официальный бухгалтерский учет;

- «Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Он описывает правовое положение участников гражданского оборота, причины возникновения и порядок воплощения права собственности и иных прав, регулирует договорные и другие обещания, а еще иные имущественные и личные неимущественные отношения [4];

- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 31.05.2018). Центральное место в системе нормативного регулирования налогов занимает Налоговый кодекс РФ, в котором непосредственно закрепляется порядок исчисления и уплаты налогов. Также Налоговый кодекс [3] устанавливает налогоплательщиков, их постановку на учет, освобождение от исполнения обязанностей, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов в бюджет;

- «Уголовный кодекс РФ» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) [5], устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений;


- Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» занимает главное место в системе правого регулирования аудиторской деятельности;

Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. От 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» [7] устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета;

- Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций [8];

- Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 №154н (ред. от 09.11.2017) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)» устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций;

- Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» устанавливает правила формирования в 0бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации;

- Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»ПБУ 6/01» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации;

- Приказ Минфина РФ от 7 ноября 2006 г. N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (с изменениями и дополнениями). Утверждает форму налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения в соответствии с главой 21 части второй "Налог на добавленную стоимость;

- Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 746 "О порядке признания неисправными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость, числящимся за организациями системы казенного материального запаса" (с изменениями и дополнениями). Устанавливает, что признается неисправными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость, при наличии каких документов принимается решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности;