Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ
1.1. Институциональная основа налоговой системы РФ
1.2. Особенности налоговой системы РФ
1.3. Особенности налогообложения кредитных учреждений
РАЗДЕЛ ІІ. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Налоговая нагрузка на банковскую систему
2.2. Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики
Налоговая система РФ
Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги и сборы
Местные налоги и сборы
Водный налог
Налог на добавленную стоимость (НДВ)
Налог на имущество организации
Налог на имущество физических лиц
Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на доходы физ. лиц.
Транспортный налог
Земельный налог
Государственная пошлина
Налог на прибыль организаций
Налог на игорный бизнес
Торговый налог
сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов
Акцизы
Рис. 1.3. Система налогов в России
Источник: [15].
Перечень федеральных налогов и сборов определяется положениями Налогового кодекса (п. п. 2, 5 ст. 12 НК РФ).
К федеральным налогам и сборам также относят специальные налоговые режимы, которые могут допускать освобождение от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ). Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:
- федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ. То есть такие налоги платят все лица, обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).
- региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.
- местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории [2].
Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2018 год (ст. 13 НК РФ):
- налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
- налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
- налог на прибыль организаций; акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
- сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например, медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
- государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).
- Полный список региональных налогов и сборов на 2018 год (ст. 14 НК РФ):
- налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
- транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
- налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).
Перечень всех местных налогов и сборов на 2018 год (ст. 15 НК РФ):
- налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
- земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
- торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).
Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.
Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый сельскохозяйственный налог;
- единый налог на вмененный доход;
- патентная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Субъекты налога. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством [19].
Налоговые органы. Налоговые органы в России представлены Министерством РФ по налогам и сборам с его подразделениями, Государственным таможенным комитетом РФ с его подразделениями, органами государственных внебюджетных фондов, Управлением Министерства финансов РФ, министерствами и финансовыми управлениями субъектов РФ, Федеральной службой налоговой полиции с ее подразделениями, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами [19].
Представленная на рис. 1.1 структура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
1.3. Особенности налогообложения кредитных учреждений
Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства, в связи, с чем система налогообложения должна строиться на выборе наиболее эффективных концепций [23, с. 20].
Воздействие государства на банки, в реализуемой смешанной модели, осуществляется различными методами (рис.1.4): изменением налоговых ставок, налоговых баз, предоставлением или отменой льгот [23, с. 20].
Коммерческие банки могут выступать в качестве:
1. самостоятельных налогоплательщиков;
2. налоговых агентов;
3. посредников между государством и налогоплательщиками [51].
Банки являются плательщиками следующих налогов: Банки несут обязанность по уплате некоторых видов местных, региональных и федеральных налогов. Согласно обновлению налоговой системы, российские кредитные организации на сегодня уплачивают такие налоги федерального уровня, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и прочие; региональные налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций и прочие; местные налоги: налог на операции с ценными бумагами и земельный налог. Рассмотрим кратко каждый из указанных налогов.
Методы налогового воздействия
законодательный
судебный
административный
Формы проявления налогового воздействия
изменение налоговой базы
изменение налоговых ставок
контроль поступления налогов
налоговые проверки
льготы
изменение системы
налогообложения
санкции за нарушение законов
Разъяснение налогового законодательства
обязательные аудиторские проверки
Рисунок 1.4. Схема налогового воздействия государства на
банковскую деятельность и формы их проявления
Источник: [23, с. 27]
По налогу на прибыль для банковских организаций конкретизируются расходы и доходы, учитывая особенности, которые характерны для деятельности банков. При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, банками в доходах, которые указаны в статьях 249 и 250 НК РФ, учитываются доходы, которые указаны в статье 290 НК РФ, являющиеся характерными именно для банков [51].
Полученные доходы банками уменьшаются на сумму осуществленных расходов по статьям 254-269 НК РФ, помимо этого, учитываются расходы по статье 291 НК РФ.
Сейчас одна из проблем – это вопрос отнесения расходов или доходов банковских организаций к расходам или доходам от реализации или внереализационным расходам, или доходам, которые относятся или не относятся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Ведется существенное число споров по этому вопросу, который связан с несогласием банковских организаций с трактовкой и содержанием разных расходов [37].
Причина кроется в том, что в статьях 290 и 291 НК РФ не конкретизируется то, какие доходы для банковских организаций представляют собой доходы от реализации, а какие являются внереализационными. В результате этого появляются вопросы: к какому виду для налогообложения прибыли стоит относить расходы и доходы, а от этой классификации во многом имеет зависимость правильность определения прибыли.
Например, согласно ст.265 НК РФ, часть рекламных расходов относится на расходы при определении прибыли в размере, который не превышает 1% выручки от реализации, а не внереализационных расходов [24, c.19].
Другая важная особенность обложения налогом на прибыль предприятий, которая установлена в статье 273 НК РФ, это механизм признания расходов и доходов, в соответствии с которым банковские организации не обладают правом на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Итак, банковский сектор не располагает правом на применение метода начисления [24, c.19].
Для банков, как особенной группы налогоплательщиков, также предусматривается создание дополнительного резерва - на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности и задолженности, которая приравнена к ней, в том числе по межбанковским депозитам и кредитам. Суммы отчислений в резерв, в соответствии с пунктом 2 статьи 292 НК РФ, банк имеет право учитывать или включать в состав расходов внереализационного характера, учитывая нормативы в течение налогового или отчетного периода. Размеры отчислений в резерв формируются согласно «Положению о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России от 28 июня 2017 г. № 590-П). Создание резерва вызвано тем, что помимо существующих для банков рисков, государство имеет заинтересованность в стабильной банковской системе [25, c.33].
Но государством выполняется регулирующая функция, оно влияет на кредитную деятельность банковских организаций, устанавливает ограничения по включению в резервы на возможные потери по ссудам. Это положение дает возможность конкретным образом оптимизировать банковское налогообложение в пределах действующего законодательства.
Трудоемкость расчета налога на прибыль и его контроля объясняет то, что этот налог представляет собой один из самых важных налогов, уплачиваемых банками. Значение этого налога обусловлено тем, что налогом на прибыль оказывается максимальное воздействие на процесс, а также результаты коммерческой деятельности банковских организаций.
Специфика механизма порядка уплаты и исчисления банковскими организациями и другими кредитными организациями НДС регламентирована Главой 21 НК РФ. В банковских организациях НДС облагается незначительная доля услуг. Большая часть услуг финансового характера, в том числе банковских освобождаются от обложения НДС. Это обусловлено тем, что в банковской услуге отсутствует добавочная цена, так как не имеет зависимости от оплаты труда работников банков, амортизации и прочих показателей. На уровень тарифов по операциям банковского характера влияют кредитные, валютные и процентные риски, а также значительная конкуренция в области банковской деятельности. Относительно механизма налогообложения банков НДС предусмотрено две базовые обязанности [24, c.18]:
1. Банк обладает правом на освобождение от уплаты НДС согласно статье 149 НК РФ;
2. Банкам предоставляется возможность применения способа входного НДС, не предусмотренного для иных налогоплательщиков. Статья 149 НК РФ устанавливает банковские операции, не подлежащие налогообложению НДС и на осуществление которых необходима лицензия Центробанка. Невзирая на то, что Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. № 395-1 инкассация относится к банковским услугам, согласно НК РФ, эта операция представляет собой исключение и подлежит обложению НДС, так как перевозка денег обладает реальной стоимостью, являющейся объектом налогообложения по НДС [36].
Но зачастую объемы этого налога у банковских организаций составляют существенные величины, так как многие банки помимо операций, которые освобождаются от НДС, оказывают значительный объем услуг и операций, которые не относятся к характерным именно для этих экономических субъектов, и которые подлежат обложению этим налогом. К примеру, операции по продаже имущества, операции факторинга, лизинга, форфейтинга облагаются НДС [51].
Также в структуре налогообложения следует выделить такие налоги как:
1. Налог на добавленную стоимость. Требуется обратить внимание на то, что большая доля услуг банковских организаций освобождается от уплаты этого налога, это можно объяснить тем, что определенные тарифы банков не базируются на себестоимости услуг. На их размер влияет конкуренция и риски.