Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ
1.1. Институциональная основа налоговой системы РФ
1.2. Особенности налоговой системы РФ
1.3. Особенности налогообложения кредитных учреждений
РАЗДЕЛ ІІ. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Налоговая нагрузка на банковскую систему
2.2. Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики
Роль коммерческих банков в условиях инновационной экономики трудно переоценить, от того, как они будут функционировать и развиваться зависит и реальное производство, а, следовательно, увеличение доходов бюджета.
В рамках налоговых отношений коммерческие банки могут выступать:
- в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);
- в качестве посредника между государством и другими налогоплательщиками;
- как агент налогового контроля [10].
Налоговая система России до сих пор находится на стадии реформирования. Остается много проблем в области налогообложения по ряду отраслей, в том числе и в банковской сфере. Одной из первостепенных задач на сегодняшний день выступает оптимизация налогообложения коммерческих банков.
Налогообложение коммерческих банков – это задача не из простых, так как коммерческие банки выступают не только в роли крупных налогоплательщиков, но и в качестве экономических агентов, оказывающих значительное влияние в экономической сфере.
Банки, как налогоплательщики, осуществляют уплату налогов, страховых взносов и сборов в бюджеты. Коммерческие банки уплачивают следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги [39, с.5].
Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с налоговым законодательством общей суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства) на сумму расходов, включаемых в соответствии с налоговым законодательством в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности [40, с. 760].
С точки зрения налогового регулирования деятельности коммерческих банков, особую роль играют НДС и налог на прибыль. А именно, возникает потребность в осуществлении наиболее эффективного налогообложения прибыли, которая увеличит количество и объем выдаваемых кредитов для реального сектора экономики, направленных на инвестирование в ценные бумаги предприятий и в валютный рынок, что в результате приведет к росту доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и бюджетов всех уровней [10].
В данном случае налогообложение будет выступать в качестве инструмента развития экономики и стимулятора процесса производства и реализации работ, товаров, услуг. Помимо этого, они могут выступать в качестве посредников между налогоплательщиками и государством, тем самым производят уплату налоговых платежей в пользу государства.
Так же, стоит отметить, что существующий механизм налогообложения банковской деятельности имеет определенные недостатки и государству необходимо более активно использовать передовой рыночный опыт для повышения эффективности налогообложения результатов деятельности отечественных банковских учреждений. На данный момент в России существует возможность введения налога на финансовые операции.
Модель новой системы была предложена американским экономистом Джеймсом Тобином и состояла в введении налога на сделки с иностранной валютой. Мнения экономистов по поводу введения этого налога разделяются: одна группа экономистов считает, что данный налог может защитить страну от финансовых кризисов, другая группа – полагает, что такой налог будет ограничивать эффективность глобальной экономической системы [42].
Джеймс Тобин неоднократно указывал на то, что модель данного налога чисто теоретическая и очевидно, что техническое внедрение данного налога может столкнуться с массой трудностей. Однако внешняя простота модели налога не позволяет многим экономистам отказаться от идей его внедрения в экономику. Мы полагаем, что введение данного налога в России несвоевременно. Страна не нуждается еще в одном косвенном налоге, способствующем повышению цены банковской услуги [47, с. 25].
Также необходимо отметить, что наметившиеся тенденции к реформированию системы региональных налогов, позволяют нам судить о том, что в ближайшее время транспортный налог, возможно, приобретет косвенный характер. Введение двух новых косвенных налогов еще больше повысит уровень косвенного обложения, что в основном характерно для стран с развивающейся налоговой системой и не желательно в РФ.
Современными учеными отмечается, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов [35].
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. На наш взгляд, налог не позволит достичь тех целей, которые ставит мировое сообщество и Российский законодатель, при этом налог будет иметь весьма негативный социальный и экономический эффект. Современный потребитель только учится пользоваться широким набором современных банковских услуг. Введение нового налога может способствовать задержке формирования массовой финансовой культуры населения и тормозить процессы легализации денежных потоков. Все вышесказанное предопределяет отсутствие реальных потребностей и желаемого эффекта от введения налога [47, с. 26].
На данный момент ряд перспективных направлений совершенствования налогообложения находятся в программах Министерства Финансов. На основании результатов деятельности государственного органа определены актуальные задачи налогообложения, а также наиболее перспективные сектора экономики и необходимые меры налогообложения для рационализации налоговых поступлений вкупе со структурным воздействием на банковскую отрасль [39, с. 16].
Но, к сожалению, не все эффективные направления находят свое отражение в программах. Например, в Министерстве Финансов обсуждалось предложение по разработке механизма снижения долгосрочного инвестиционного налогообложения для увеличения заинтересованности банков в предложениях по инвестированию на долгий срок (более 1 года) для развития производства реального сектора и инновационной сферы. Но чтобы данные кредиты пользовались спросом, необходимо изменение налогового законодательства, через которое коммерческие банки будут временно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль, причем уменьшение должно иметь долгосрочный характер.
В результате доходы, которые поступают в бюджет в виде налогов, заметно увеличатся, так как предприятия будут развиваться, появятся и другие налоги для уплаты, такие как налог на добавленную стоимость, налоговой базой которого служит объем реализации, а не прибыль. Но не все банковские операции облагаются налогом на добавленную стоимость, из-за чего бюджет теряет большую сумму налоговых платежей. Необходимо [33, с. 146]:
- временно освободить банки от уплаты налога на прибыль, производящие выдачу долгосрочных кредитов для промышленных и строительных предприятий;
- временно освободить банки от уплаты налога на прибыль, производящие выдачу долгосрочных кредитов в дорожные фонды;
- освободить от уплаты налога на прибыль и дорожные фонды, на время строительства;
- ввести дифференцированные ставки налогообложения для отдельных банков, в частности на первоначальном этапе их деятельности;
- предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающихся переработкой сельхозпродукции, на более выгодных для них условиях, т.к. данные процессы становятся более востребованы в результате введения политических санкций со стороны других государств. Немаловажным моментом для данного предложения является снижение Центральным Банком ключевой ставки до 12,5%, что увеличит конкурентоспособность и ликвидность реального сектора экономики;
- следует уделить внимание в отношении налога на прибыль совершенствованию амортизационной политики, которая является инструментом стимулирования роста объемов производства, а также инвестиций в банковской сфере;
- необходимо пересмотреть ряд положений, которые регламентируют перечень расходов, относимых на издержки банков [33, с. 148].
Подобные предложения могут поспособствовать увеличению числа рабочих мест, что в результате увеличит доход бюджета за счет налогов на доходы физических лиц и страховых взносов, а также и налоговых выплат по налогу на прибыль организаций, но уже со стороны налогоплательщиков реального сектора и других секторов экономики. Данная «корректировка» могла бы быть эффективной в случае существования не менее эффективной службы мониторинга и контроля за действительностью целевого назначения долгосрочных кредитов. Банки должны заботиться не только о своей прибыли, но и о выгоде предприятия от приобретения кредитов [46].
Создание эффективной системы налогового администрирования банковской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов. Структурные изменения в банковском секторе предопределили отнесение кредитных организаций к крупнейшим налогоплательщикам, в этом аспекте от налоговых органов потребуется более качественный уровень контрольной работы. Успех налогового администрирования во многом зависит от 2 факторов: совершенства налогового законодательства, уровня информационной взаимосвязи внутри налоговой системы [33, с. 150].
Для осуществления первого направления мониторинга банковской деятельности необходимо устранить те неоднозначные и противоречивые нормы, которые существуют на сегодняшний день, а затем следовать по пути совершенствования норм НК РФ. В рамках второго направления следует сказать, что современная налоговая система оснащена инновационными технологиями, позволяющими быстро получать и обрабатывать информацию, а также предоставлять ее для других участников налоговых отношений.
Банки заключают сделки, в основном, на длительные периоды времени – как по приему вкладов, так и в выдаче кредитов. Соответственно, у них выявление доходов по таким сделкам может происходить со значительным отставанием – не в данном отчетном периоде, а по окончанию нескольких налоговых периодов. В этом состоит сложность уплаты налога на прибыль банками [30, с. 862].
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Если в сфере бизнеса субъект сначала оказывает услугу или производит товар и затем получает за это деньги, то в банковской сфере наоборот – прежде чем оказать услугу, банк сначала получает деньги, о потом начинает свою деятельность, он, таким образом, авансируется своими клиентами и осуществляет расходы из их денежных средств. Средства от клиентов банк может использовать и в своих собственных интересах [26, с. 11].
Еще одной проблемой налогообложения банков является то, что многие их филиалы зарегистрированы в оффшорных зонах (так называемых «налоговых гаванях»), где ставка по налогу на прибыль является «нулевой»[27].
Для того, чтобы обличить реальные доходы банков, могут быть использованы следующие методы:
1. Отмена льгот по НДС. Большинство кредитных операций не облагаются НДС на основании пп.3 п.3 ст.149 НК РФ. Также банк может воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма доходов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. (п.1.ст.145);
2. Введение новых налогов для банков по опыту Евросоюза - налог на банки, налог на международные финансовые операции (переводы), налог на чистые активы банков. Налог на финансовые операции был впервые введен во Франции в августе 2012 года. Налог взымается со всех сделок с акциями и облигациями между финансовыми учреждениями, если, по крайней мере, одна сторона сделки находится в Евросоюзе. Ставка налога установлена минимальна и равна 0,1 процента. Введение данного налога позволило сократить бюджетный дефицит [12].
В отношении банков в развитых странах существует две модели налогообложения. Первая модель «американская» предполагает уплату налога на чистую прибыль банком, однако банки настолько оптимизировали данную систему, что сводят налог «к нулю». Банки, которые получают государственную поддержку, не имеют права выплачивать дивиденды, а их служащие лишены премий.
Другая модель «европейская» предполагает уплату как НДС, так и налога на прибыль. Необходимо отметить, что налоговую базу по НДС составляют также фонд заработной платы и прибыль банка [44].
3. Установление повышенных ставок для банкиров. Государство уже сделало шаг в этом направлении – с 2015 года поднята ставка НДФЛ для держателей акций с 9% до 13%.
Таким образом, роль налогового регулирования банковской деятельности существенно возрастает, в связи с тем, что возникает необходимость в проведении налогового стимулирования и в неэффективности и трудно реализуемости определенных банковских операций. Так процесс совершенствования налогообложения коммерческих банков увеличит налоговые доходы бюджета, что в конечном итоге, скажется на улучшении экономики и государства в целом. Причем государство, путем перераспределения полученных доходов, решит проблемы необеспеченных слоев населения, ослабит социальную напряженность общества и т.д.