Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1-й этап (1990-1993 гг.) – государство вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попало в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки привело к снижению доходов бюджета.

2-й этап (1994-1998 гг.) – характеризуется глубокими кризисами в экономике, неплатежами, падением собираемости налогов.

3-й этап (1999-2001 гг.) – принятие части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации.

4-й этап (2002-2006 гг.) – характеризуется усилением сложности и эклектичности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом.

5-й этап (2007-2015 гг.) – налоговая политика на этом этапе связана с международным экономическим кризисом.

6-й этап (с 2015 г. по настоящее время) – принятое налоговое законодательство учитывает: пресечение налогового произвола властей; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц; совершенствование система налогового администрирования [22].

Основными функциями налоговой системы выступают:

- пополнение дохода государства (фискальная);

- перераспределение полученных денежных средств между физическими и юридическими лицами, государством, отраслями и сферами экономики (распределительная);

- взаимодействие государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе (регулирующая);

- наблюдение и соблюдение стоимостных пропорций в результате распределения и образования доходов у различных субъектов экономики (контрольная) [38, с.16].

С другой стороны, государство должно создавать и формировать экономическую среду, благоприятную для всех видов общественно полезного предпринимательства, в том числе и для физических лиц; пропагандировать невмешательство в процессы бизнес-деятельности с целью сохранения стимулов для выполнения основной экономической цели – получение прибыли.

Таким образом, на первый план должна выйти идея о максимизации общего благосостояния заданной экономической системы при наличии налогообложения. Государство, имея возможность выступать самостоятельным игроком и регулировать ситуацию при помощи использования налоговых инструментов, влияет на решение экономических субъектов, в том числе, посредством распределения ресурсов. Поэтому крайне важно найти такой формат поведения государства, когда налоговая политика не затрагивает принципы поведения экономических субъектов [43, с.44].

Кроме того, налоговая система подчиняется следующим принципам:


  • справедливости (распределение налога по уровню получаемого дохода),
  • единства налоговой системы (налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков);
  • однократности (один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз);
  • обязательности (все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги) [32].

Только при использовании данных принципов формируется оптимальная налоговая среда для налогоплательщика

Важной особенностью любой системы налогообложения является ее преобразование относительно возникающих экономических ситуаций, например, кризиса. В связи с этим государство обязано обеспечить четкость и однозначность принимаемых решений об изменении или введении новых «правил игры» в налоговой сфере. В то же время не должно происходить ужесточения экономического порядка, а, следовательно, внедряемые меры не должны приводить к росту транзакционных издержек агента.

Эффективность налоговой политики заключается в создании стимулов для оплаты налогов. Государство обязано формировать систему противодействия теневого рынка получения доходов, с помощью использования «жестких» и «мягких» институтов. «Жесткие» институты, представляют собой законы и законодательные акты, которые созданы для защиты правил налогового поведения. «Мягкие» институты направлены на поведение экономических агентов: уплата налогов сопровождается получением от государства социальных и транзакционных благ [32].

Таким образом, институциональные аспекты налоговой системы, заключающиеся в формировании оптимальной среды как для налогоплательщика, посредством применения законов, соблюдения определенных «правил игры» налоговой политики, эффективного порядка существования субъекта как экономического и налогового агента, так и для самого государства очень важны. С помощью институтов налогообложения государство имеет возможность влиять на систему в целом, регулируя экономические отношения между органами власти и налогоплательщиками.

1.2. Особенности налоговой системы РФ

Государство осуществляет контроль за развитием экономической системы, а также всеми процессами, протекающими в сфере рыночных отношений. Для этого используются различные инструменты и рычаги воздействия на экономическую систему. Система налогообложения является одним из главных регуляторов рыночной деятельности в современном мире. От того насколько верно выстроена налоговая система зависит и степень развития и функционирования народного хозяйства [44, с. 292].


Налог — «обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [2].

Налоговая система в России - это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса РФ. Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ и Налогового Кодекса РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды [50, с.117]

Каждый налог играет определенную роль в системе и выполняет определенную функцию. В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций:

1.Фискальная функция. Смысл этой функции заключается в том, что взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности.

2.Регулирующая функция. Данная функция связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а также направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения.

3.Социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства.

4.Контрольная функция. Данная функция создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция никак не связана с налоговым контролем, осуществляемым органами государственного контроля [7, c.164].


На данном этапе своего развития экономика России все еще находится в поисках оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы быстрому пополнению бюджета страны.

Налоговая политика государства – главное направление регулирования экономики, которое позволяет правительству достичь определенных целей. В развитии любого государства лежит его бюджет, пополнение которого связано, прежде всего, с фискальной политикой. Регулирование экономики осуществляется по средствам налогов, так как предоставление льгот или различные санкции сказываются на бюджете страны, следовательно, на всей экономике государства [6].

Важная составляющая экономической системы – это стабильное и непоколебимое налогообложение, поскольку благодаря ей осуществляется финансовое обеспечение страны, государственное регулирование экономики, а также влияет на социальную стабильность в государстве. В связи с этим, государству просто необходимо выработать конкретную, оптимальную налоговую систему. Но построение оптимальной налоговой системы требует продолжительного времени, так как нужно учесть все мелкие детали, которые могут привести к совершенно разным последствиям. Помимо всего прочего, в любом государстве экономика непрерывно изменяется, следовательно, налоговая система должна постоянно корректироваться и соответствовать ее уровню, а также способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию.

Российская налоговая система состоит:

а) налогового законодательства, в частности, кодекс, законы, приказы и нормативные акты;

б) налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль за правильностью исчисления налоговых платежей, и, тем самым, выполняя контрольную функцию налогов и сборов;

в) налоговые субъекты и налоговые агенты, которые должны в соответствии с законодательством рассчитать, удержать и перечислить в бюджетную систему налоговые платежи [16, с. 47].

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются (рис. 1.2.) [19]:

Законодательная база по налогам и сборам

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), его региональные и местные подразделения

1-й

Федеральные налоги и сборы (8 видов налогов)

Государственный таможенный комитет (ГТК РФ), его региональные подразделения (таможни)

2-й

Министерство финансов РФ: управление Минфина по налогам и сборам;

министерства республик и фин. управления субъектов РФ


Региональные налоги и сборы (3 вида)

Местные налоги и сборы (3 вида)

Органы государственных внебюджетных фондов

3-й

Государственные органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другие должностные лица

Субъекты налогообложения – налогоплательщики (юридические и физические лица)

Рис.1.2. Структура налоговой системы РФ

Источник: [19].

  • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Известно, что в федеративных государствах, к которым в том числе относится Российская Федерация, налоговая система трехуровневая (рис. 1.3). Иерархическая трехуровневая налоговая система Российской Федерации призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной власти посредством наделения их налоговой компетенцией и должна предусматривать четкое разделение компетенции органов власти каждого уровня в налоговых отношениях [5, с. 1025].

Налоговая система, таким образом, представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также комплекс налоговых отношений и налоговых мероприятий между государством, с одной стороны, налогоплательщиками, в том числе агентами (субъектами), с другой стороны. В первом случае подразумевается разработка и обеспечение экономико-правовой базой компетентными органами власти в области налогов и налогообложении я, а также осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, взаимоотношение финансово-экономических, кредитных и правоохранительных органов по поводу налогообложения. Во втором случае, имеются ввиду, организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые выступают участниками налоговых отношений в процессы уплаты налоговых платежей [5, с. 1025].