Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ
1.1. Институциональная основа налоговой системы РФ
1.2. Особенности налоговой системы РФ
1.3. Особенности налогообложения кредитных учреждений
РАЗДЕЛ ІІ. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Налоговая нагрузка на банковскую систему
2.2. Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы, способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий.
Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов. Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения.
На данном этапе своего развития экономика России все еще находится в поисках оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы быстрому пополнению бюджета страны. Налоговая политика государства – главное направление регулирования экономики, которое позволяет правительству достичь определенных целей. В развитии любого государства лежит его бюджет, пополнение которого связано, прежде всего, с фискальной политикой. Регулирование экономики осуществляется по средствам налогов, так как предоставление льгот или различные санкции сказываются на бюджете страны, следовательно, на всей экономике государства.
Актуальность темы исследования заключается еще и в том, что проблему налогового регулирования деятельности коммерческих банков необходимо рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости и стабильности банковской системы в целом, так и с позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политики.
Объект исследования данной работы является понятие налога и основные механизмы функционирования налоговой системы.
Предмет исследования – система налогообложения РФ и проблемы её функционирования в современной рыночной экономике России.
Цель курсовой работы - проанализировать систему налогообложения банков РФ.
Задачи:
- Рассмотреть в теоретическом аспекте понятие налогообложения;
- Изучить особенности налоговой системы РФ;
- Рассмотреть механизмы действия системы налогообложения РФ;
- Провести анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений;
- Изучить налоговую нагрузку на банковскую систему;
- Проанализировать проблемы функционирования налоговой системы банков РФ и пути их совершенствования.
В работе использованы различные материалы специальной, научной и периодической литературы, а также данные статистической отчетности. Использовались Налоговый кодекс Российской Федерации [2], учебники под. ред. профессора А.З. Дадашева (2012 г.) [16; 17], диссертация канд. экономических наук., С.В. Ключкова (защищена 13.12.2011) [22], научные статьи К. И. Попова ( за 2017 г.) [36; 37], С. А. Литвиновой [26; 27] ( за 2015г. и 2017 г.), а также Р.Н. Никулкина [33] (за 2016 г.), А.В. Бакунина [6] ( за 2016 г.) и многие другие издания научной и периодической литературы, которые являются надежным источником информации.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников.
В первой главе рассмотрены теоретические и методологические основы налоговой системы РФ и особенности налогообложения кредитных учреждений.
Во второй главе проводится анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений. Изучена налоговая нагрузка на банковскую систему, а также наведены рекомендации для усовершенствования налогообложения банков РФ.
В заключении подведены итоги проведенного исследования темы данной работы.
РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ
1.1. Институциональная основа налоговой системы РФ
В финансовой науке до настоящего времени отсутствует единая характеристика одного из основных институциональных понятий налогообложения – понятия «налоговая система». Наряду с ним в научной литературе часто используются такие термины, как «система налогов», «система налогообложения», «налогообложение» [48].
Основной законодательный документ, регулирующий вопросы налогообложения в России – Налоговый кодекс РФ, также не раскрывает значение понятия «налоговая система». Прежде всего, рассмотрим мнения современных отечественных ученых-экономистов.
По мнению д.э.н., профессора Дадашева А.З., налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны [17, с. 39]. Вполне очевидно, что в налоговой системе выделяются два звена – налоги и их плательщики, которые, исходя из определения, равны между собой. Понятие системы же, как известно, предполагает наличие соподчиненных связей между ее элементами.
Богданов Е.П., прежде всего, дает определение понятию «система налогов»: «Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны» [9, с. 25]. Далее в своем труде он отмечает: «Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя». В этом мы с ним полностью согласны.
Налоговая система Российской Федерации, в трактовке Е. П. Богданова – «это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм». Таким образом, Е.П. Богданов пытаясь разделить термины «система налогов и сборов» и «налоговая система» фактически не делает этого. Большой экономический словарь под редакцией А.Б. Борисова дает следующее определение понятия «налоговая система» – совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [11, с. 418]. Вполне очевидно, что данная интерпретация отражает более широкую трактовку исследуемого нами термина.
В труде Пушкаревой В.М. «История финансовой мысли и политики налогов» приводится следующее определение налоговой системы: «Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль» [41, с. 190]. Также Пушкарева В.М. высказывает мнение о том, что обобщение опыта финансовой практики позволило финансовой науке сформулировать определение налоговой системы как комбинации налогов, «построенной, по возможности, по указанию высших принципов податного обложения для покрытия государственных расходов» [51, с. 24]. Под «высшими принципами» подразумеваются правила, сформулированные А. Смитом.
Применим основные системные принципы и принципы системного подхода к исследованию налоговой системы. Если брать за основу, что налоговая система – это устойчивая совокупность элементов, структурированных под воздействием процессов, функционирующих внутри нее и приводящих к определенным результатам в экономике страны, то согласно принципу целостности, элементами налоговой системы являются следующие:
- налогоплательщики и налоговые агенты (физические и юридические лица);
- государство в лице органов управления налоговой системой (Министерство финансов РФ, ФНС РФ, ФТС РФ);
- налоги, сборы, пошлины;
- органы, взимающие налоги и сборы (МРИ ФНС, ФСС, ПФР, ФОМС);
- регулирующие (контролирующие) органы (МВД) [48].
Согласно принципу иерархичности, налоговую систему можно представить в виде следующей схемы (рис.1.1).
Налоговая система
Система налогоплательщиков и налоговых агентов
Система органов управления
Система налогов, сборы, пошлины
Органы, взимающие налоги
Регулирующие (контролирующие) органы
физические и юридические лица
МинФин, ФНС, ФТС
объект налогообложения, налоговая база, ставка и т. д.
ФСС, ПФР, ФОМС
МВД, Прокуратура
физ. лица, ИП, ООО, ОАО, ЗАО и т. д.
МРИ ФНС, региональные представительства
Рисунок 1.1. Структура налоговой системы
Источник: [48].
По мнению авторов, термины «налогообложение» и «система налогообложения» зачастую в экономической литературе употребляются как идентичные. Например, Борисов А.Б. полагает, что «налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами» [11, с. 306]. Система налогообложения, по мнению Борисова А.Б., есть некая объективная данность, которая модифицируется на практике, отдаляясь от подлинного смысла рационального и эластичного налогообложения или приближаясь к нему. Система налогообложения всегда и независимо ни от кого существовала, существует и будет существовать, ибо непреходящей остается необходимость обеспечивать недееспособных членов общества средствами существования, а само общество – атрибутами цивилизации и культуры [11, с. 218].
Основоположным элементом налоговой системы выступает законодательная база. Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов [21].
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах [21].
Анализируя основные изменения, внесенные в налоговое законодательство за период со дня принятия Налогового кодекса Российской Федерации, можно утверждать, что в основном эти изменения усиливали фискальную функцию налогов, направленную на повышение поступлений в бюджет.
Существующая налоговая система страны, не смотря на многочисленные изменения, требует серьезного реформирования, так как не выполняет возложенные на нее функции. С одной стороны, она должна обеспечивать достаточный для бюджета уровень сбора налогов, с другой стороны, налоговая система должна способствовать росту экономики.
А.Е. Викуленко 22 российскую налоговую систему характеризует как:
- умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени от 30% до 40% ВВП);
- косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов);
- централизованную (наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджетов этого уровня).
В истории развития российской налоговой системы А.Е. Викуленко выделяет шесть этапов: