Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.  Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и прочие. Этот налог основан на том, что банковская организация в своем штате имеет работников, которым осуществляются выплаты по договорам трудового характера. Однако если данные выплаты не отнесены к расходам предприятия, они объектом налогообложения не считаются.

3.  Транспортный налог выплачивают, лишь если банк обладает хотя бы одним транспортным средством.

4.  Налог на имущество предприятий. Объект этого налога – это недвижимое и движимое имущество, которым обладает банк.

5.  Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются эмитенты ценных бумаг.

6.  Земельный налог. Банки платят данный налог только в двух случаях:

  • Если здание, в котором находится банк, являются собственность;
  • Или, когда банк осуществляет свою деятельность в арендованном помещении [24, c.34].

Реформирование налоговой системы продолжается, однако все еще остаются проблемы, связанные с налогообложением банковской деятельности.

В современных экономических условиях приоритетным является построение эффективной и стабильной системы налогообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъектов экономики в качестве одних из крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающих доходность бюджетов разных уровней страны.

РАЗДЕЛ ІІ. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1. Налоговая нагрузка на банковскую систему

Важно понимать, что вся деятельность коммерческого банка основывается на разного рода проблемах, в том числе налоговых, снижение которых связано с уменьшением вероятности получить высокую прибыль. По этой причине защищенность банка в сфере извлечения прибыли принято понимать, как оптимальное соотношение между уровнем существующих рисков и прибыльностью банковской деятельности. Такое соотношение позволяет банку извлекать достаточную прибыль и распределять ее в соответствии с установленными нормативами и договорами [36, с.27].


Основные налоги, уплачиваемые банком в РФ, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и прочие налоги. Отечественные авторы в своих статьях и монографиях большое внимание уделяют налогу на прибыль и НДС, так как именно они обеспечивают крупные поступлениям в бюджет [14, с. 57].

В основном, главными проблемами в налогообложении организаций банковского сектора являются внешние факторы. В банковском секторе России отдельная ситуация сложилась с внешними заимствованиями банков и промышленных предприятий. Внешние санкции являются секторальными и касаются напрямую деятельности крупнейших банков страны [46].

Вторым негативным фактором ослабления банковского сектора России и отсутствия дешевых источников кредитования явилось повышение ключевой ставки Банком России до 10,5% во втором полугодии 2014 года, а затем и до 17% годовых. Данное решение привело к еще большему сокращению рублевой ликвидности в банковской системе в условиях значительного оттока капитала [46].

В итоге российские банки оказались между «молотом и наковальней», вынужденные погашать свои долги и вести деятельность, не имея доступа к дешевым кредитам на внешнем валютном рынке и внутреннем рублевом. В совокупности из-за резко возросшей инфляции, падения покупательской способности рубля и снижения реальных доходов населения и предприятий, заемщики по текущим банковским кредитам снизили степень кредито- и платежеспособности. Это привело к снижению процентной маржи банковского сектора и чистой прибыли, что вызвало ухудшение финансового состояния коммерческих банков России и их неустойчивость (рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Динамика показателей финансового результата банковского сектора за период 2012-2016 гг., млрд. руб.

Источник: [27, с.10].

Острая ситуация в банковском секторе из-за введенных санкций и повышения ключевой ставки, привела к росту отрицательных финансовых результатов деятельности кредитных организаций. Общий объем прибыли сократился с 993,6 млрд. рублей с начала 2014 года до 191,9 млрд. рублей к началу 2016 года. При этом общий объем убытков составил 543 млрд. рублей. За 2 кризисных года общий объем прибыли банковского сектора снизился на 80%. Это объясняет рост убыточных кредитных организаций с 89 в 2013 до 211 в 2016 году [34].

Однако за 2016 год прослеживается увеличение прибыли в банковском секторе, что является положительным результатом до капитализации банков на 1 трлн. рублей в рамках антикризисного плана 2015 года, позволившей сформировать свыше 400 млрд. прибыли в первой половине 2016 года. Важно отметить, что рост объема прибыли не пропорционален сокращению убытков. За 2016 год размер прибыли вырос на 300%, однако, убытки сократились лишь на 44%. Подобные показатели свидетельствуют о неравномерной динамике основных налогов, взимаемых с кредитных учреждений [35, с. 27].


В 2016 г. налоговая нагрузка банковского сектора практически стабилизировалась на уровне предыдущего года (табл. 2.1). В то же время по отдельным компонентам налоговой нагрузки динамика была разнонаправленной. Виды налогов, поступающих преимущественно от банковского сектора, продолжили падение. При этом поступления НДФЛ, НДС и налога на прибыль выросли незначительно: в пределах 0,1–0,2 п.п. ВВП (на 1,0–2,0%). Поступления же по страховым взносам продемонстрировали более заметный рост – на 0,6 и 0,3 п.п. ВВП соответственно (на 7,1 и 20,4%).

Таблица 2.1

Поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации от учреждений банковского сектора в 2012–2016 гг., % ВВП

Показатель

2012 г.

2013г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменение в 2016 г относительно 2015 г

п. п. ВВП

реальный прирост, %

Уровень налоговой нагрузки

32,1

31,6

31,1

29,0

29,1

0,1

-2,0

Налог на прибыль

3,5

2,9

3,0

3,1

3,2

0,1

1,1

НДФЛ

3,4

3,5

3,4

3,4

3,5

0,1

2,0

Страховые взносы

5,8

6,2

6,0

6,4

7,0

0,6

7,1

НДС

5,3

5,0

5,0

5,1

5,3

0,2

2,4

Прочие

12,4

12,0

12,0

9,2

8,0

-1,0

-25,0

Источник: [26, с. 11].

Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ («внутренний НДС»), несколько увеличился в 2016 г. в долях ВВП (на 0,2 п. п.). Для России остается характерной большая собираемость НДС по финансовой сфере внутри страны, а также тенденция к увеличению эффективной ставки НДС, которая постепенно возвращается к уровню 2012г.

Повышение в сочетании с ростом фонда оплаты труда (ФОТ, оценка по средней начисленной заработной плате) на 2,8 п.п. ВВП в 2016 г. привело к тому, что страховые взносы выросли. В 2016 г. денежные доходы банковских работников без социальных выплат упали, однако поступления НДФЛ все же незначительно выросли – на 0,1 п. п. ВВП. Это произошло в условиях, когда ФОТ в целом по экономике вырос в долях ВВП и, соответственно, увеличилась его доля в денежных доходах населения. Дополнительным фактором также могло стать повышение доли «белой» зарплаты, что привело к увеличению налогооблагаемой базы по НДФЛ и в меньшей степени повлияло на макропоказатели Росстата, уже рассчитываемые с учетом теневого сектора экономики [20, с. 38].


В 2016 г. поступления по налогу на прибыль незначительно выросли (на 0,1 п.п. ВВП), поскольку увеличилась прибыль прибыльных банков. Отчасти это вызвано девальвацией, позволившей засчет ослабления конкуренции с иностранными производителями частично нивелировать эффект от падения совокупного спроса, а также получить «дополнительные» доходы. Кроме того, продолжалось снижение доли убыточных кредитных организаций.

Таким образом, рассмотрев динамику основных налогов, взимаемых с организаций банковской сферы, можно выделить ряд проблем, возникающих в процессе управления проблемами в сфере налогообложения банковской деятельности [46]:

а) несовершенство законодательной базы. Налоговый кодекс мало освещает особенности налогового учета банков, тем самым возникают разногласия между налогоплательщиком (банком) и налоговыми органами, решением которых занимаются суды.

б) высокая доля применения разных методов уклонения от уплаты налога с желанием руководителей кредитных организаций получить больший(скрываемый) доход.

Решение указанных выше проблем заключается во внешнем контроле деятельности банков налоговыми органами, реформирования в налоговом законодательстве и в применении самими банками грамотного управления налоговыми рисками. Управление рисками подразумевает не только снижение налогового риска, но и его распределение (перенос или частичная передача третьим лицам), а также полное устранение, которое возможно при выборе альтернативных действий, полностью устраняющих риск. В табл. 2.2 наглядно представлены основные стратегии управления налоговыми рисками, применяемые банками и основные показатели, которые характеризуют ту или иную стратегию для банковской сферы [20, с. 38].

Таблица 2.2

Использование вероятностных показателей оценки риска изменения параметров налогообложения при выборе стратегии управления

налоговыми рисками

Стратегия управления налоговыми рисками

Позиция, с которой осуществляется сравнение вариантов

Название вероятностного показателя оценки налоговых рисков

Значение показателя по оптимальному варианту

агрессивная

максимизация выгоды без учета риска

средняя доходность изменения параметров налогообложения

максимально

консервативная

минимизация риска без учета выгоды

риск изменения параметров налогообложения

минимально

смешанная

оптимизация соотношения риска и выгоды (экономии)

соотношение риска и доходности воздействия на параметры налогообложения


Источник: [46].

Результатом всех вышеуказанных действий должен стать реестр налоговых рисков банка, который включает список основных рисков и основные характеристики по управлению, структуре, вероятности возникновения. Данный реестр определяется индивидуально для каждого банка, с учетом специфических особенностей деятельности и степени влияния тех или иных налоговых рисков. Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков [40, с. 759].

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо: внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения; постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства. Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

2.2. Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики

Банковая система России с точки зрения отношений, складывающихся между входящими в нее институтами, является двухуровневой. Первый уровень представлен Центральным Банком РФ, второй основными участниками – коммерческими банками. Именно коммерчески банки обеспечивают жизнеспособность национальной экономки, выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, участвуют в эффективном перераспределении инвестиций, обеспечивают стабильность всей банковской системы. Коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, а также организациями, платежеспособность которых имеет огромное общественное значение [42].

На банковских счетах находятся безналичные средства организаций, с этих счетов они рассчитываются с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами, переводят заработную плату своим работникам, кроме того в банках хранятся накопления граждан в виде вкладов, банки финансируют потребности ФЛ и ЮЛ, которые опережают возможности их денежного обеспечения. Именно поэтому неплатежеспособность коммерческих банков приводит к значительным экономическим и социальным затруднениям [10].