Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы, способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий.

Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов. Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения.

На данном этапе своего развития экономика России все еще находится в поисках оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы быстрому пополнению бюджета страны. Налоговая политика государства – главное направление регулирования экономики, которое позволяет правительству достичь определенных целей. В развитии любого государства лежит его бюджет, пополнение которого связано, прежде всего, с фискальной политикой. Регулирование экономики осуществляется по средствам налогов, так как предоставление льгот или различные санкции сказываются на бюджете страны, следовательно, на всей экономике государства.

Актуальность темы исследования заключается еще и в том, что проблему налогового регулирования деятельности коммерческих банков необходимо рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости и стабильности банковской системы в целом, так и с позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политики.

Объект исследования данной работы является понятие налога и основные механизмы функционирования налоговой системы.


Предмет исследования – система налогообложения РФ и проблемы её функционирования в современной рыночной экономике России.

Цель курсовой работы - проанализировать систему налогообложения банков РФ.

Задачи:

  • Рассмотреть в теоретическом аспекте понятие налогообложения;
  • Изучить особенности налоговой системы РФ;
  • Рассмотреть механизмы действия системы налогообложения РФ;
  • Провести анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений;
  • Изучить налоговую нагрузку на банковскую систему;
  • Проанализировать проблемы функционирования налоговой системы банков РФ и пути их совершенствования.

В работе использованы различные материалы специальной, научной и периодической литературы, а также данные статистической отчетности. Использовались Налоговый кодекс Российской Федерации [2], учебники под. ред. профессора А.З. Дадашева (2012 г.) [16; 17], диссертация канд. экономических наук., С.В. Ключкова (защищена 13.12.2011) [22], научные статьи К. И. Попова ( за 2017 г.) [36; 37], С. А. Литвиновой [26; 27] ( за 2015г. и 2017 г.), а также Р.Н. Никулкина [33] (за 2016 г.), А.В. Бакунина [6] ( за 2016 г.) и многие другие издания научной и периодической литературы, которые являются надежным источником информации.

Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников.

В первой главе рассмотрены теоретические и методологические основы налоговой системы РФ и особенности налогообложения кредитных учреждений.

Во второй главе проводится анализ российской системы налогообложения кредитных учреждений. Изучена налоговая нагрузка на банковскую систему, а также наведены рекомендации для усовершенствования налогообложения банков РФ.

В заключении подведены итоги проведенного исследования темы данной работы.

РАЗДЕЛ І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ

1.1. Институциональная основа налоговой системы РФ

В финансовой науке до настоящего времени отсутствует единая характеристика одного из основных институциональных понятий налогообложения – понятия «налоговая система». Наряду с ним в научной литературе часто используются такие термины, как «система налогов», «система налогообложения», «налогообложение» [48].


Основной законодательный документ, регулирующий вопросы налогообложения в России – Налоговый кодекс РФ, также не раскрывает значение понятия «налоговая система». Прежде всего, рассмотрим мнения современных отечественных ученых-экономистов.

По мнению д.э.н., профессора Дадашева А.З., налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны [17, с. 39]. Вполне очевидно, что в налоговой системе выделяются два звена – налоги и их плательщики, которые, исходя из определения, равны между собой. Понятие системы же, как известно, предполагает наличие соподчиненных связей между ее элементами.

Богданов Е.П., прежде всего, дает определение понятию «система налогов»: «Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны» [9, с. 25]. Далее в своем труде он отмечает: «Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя». В этом мы с ним полностью согласны.

Налоговая система Российской Федерации, в трактовке Е. П. Богданова – «это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм». Таким образом, Е.П. Богданов пытаясь разделить термины «система налогов и сборов» и «налоговая система» фактически не делает этого. Большой экономический словарь под редакцией А.Б. Борисова дает следующее определение понятия «налоговая система» – совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [11, с. 418]. Вполне очевидно, что данная интерпретация отражает более широкую трактовку исследуемого нами термина.

В труде Пушкаревой В.М. «История финансовой мысли и политики налогов» приводится следующее определение налоговой системы: «Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль» [41, с. 190]. Также Пушкарева В.М. высказывает мнение о том, что обобщение опыта финансовой практики позволило финансовой науке сформулировать определение налоговой системы как комбинации налогов, «построенной, по возможности, по указанию высших принципов податного обложения для покрытия государственных расходов» [51, с. 24]. Под «высшими принципами» подразумеваются правила, сформулированные А. Смитом.


Применим основные системные принципы и принципы системного подхода к исследованию налоговой системы. Если брать за основу, что налоговая система – это устойчивая совокупность элементов, структурированных под воздействием процессов, функционирующих внутри нее и приводящих к определенным результатам в экономике страны, то согласно принципу целостности, элементами налоговой системы являются следующие:

  • налогоплательщики и налоговые агенты (физические и юридические лица);
  • государство в лице органов управления налоговой системой (Министерство финансов РФ, ФНС РФ, ФТС РФ);
  • налоги, сборы, пошлины;
  • органы, взимающие налоги и сборы (МРИ ФНС, ФСС, ПФР, ФОМС);
  • регулирующие (контролирующие) органы (МВД) [48].

Согласно принципу иерархичности, налоговую систему можно представить в виде следующей схемы (рис.1.1).

Налоговая система

Система налогоплательщиков и налоговых агентов

Система органов управления

Система налогов, сборы, пошлины

Органы, взимающие налоги

Регулирующие (контролирующие) органы

физические и юридические лица

МинФин, ФНС, ФТС

объект налогообложения, налоговая база, ставка и т. д.

ФСС, ПФР, ФОМС

МВД, Прокуратура

физ. лица, ИП, ООО, ОАО, ЗАО и т. д.

МРИ ФНС, региональные представительства

Рисунок 1.1. Структура налоговой системы

Источник: [48].

По мнению авторов, термины «налогообложение» и «система налогообложения» зачастую в экономической литературе употребляются как идентичные. Например, Борисов А.Б. полагает, что «налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами» [11, с. 306]. Система налогообложения, по мнению Борисова А.Б., есть некая объективная данность, которая модифицируется на практике, отдаляясь от подлинного смысла рационального и эластичного налогообложения или приближаясь к нему. Система налогообложения всегда и независимо ни от кого существовала, существует и будет существовать, ибо непреходящей остается необходимость обеспечивать недееспособных членов общества средствами существования, а само общество – атрибутами цивилизации и культуры [11, с. 218].

Основоположным элементом налоговой системы выступает законодательная база. Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.


Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов [21].

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах [21].

Анализируя основные изменения, внесенные в налоговое законодательство за период со дня принятия Налогового кодекса Российской Федерации, можно утверждать, что в основном эти изменения усиливали фискальную функцию налогов, направленную на повышение поступлений в бюджет.

Существующая налоговая система страны, не смотря на многочисленные изменения, требует серьезного реформирования, так как не выполняет возложенные на нее функции. С одной стороны, она должна обеспечивать достаточный для бюджета уровень сбора налогов, с другой стороны, налоговая система должна способствовать росту экономики.

А.Е. Викуленко 22 российскую налоговую систему характеризует как:

  • умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени от 30% до 40% ВВП);
  • косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов);
  • централизованную (наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджетов этого уровня).

В истории развития российской налоговой системы А.Е. Викуленко выделяет шесть этапов: