Файл: Специфика маркетинговых исследований на рынке труда, (на примере ЧУТП «Ромгиль»).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Маркетинговая деятельность предприятия
1.1 Виды, цели, функции и принципы маркетинга
1.2 Маркетинговая деятельность предприятия
Глава 2. Исследование маркетинговой деятельности ЧУТП «Ромгиль» и пути ее совершенствования
2.1 Оценка маркетинговой деятельности предприятия
2.2 Ярмарочная и выставочная работа предприятия
2.3 Направления совершенствования маркетинговой деятельности
Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод, что в 2016-2017 годах структура ассортимента продукции ЧУТП «Ромгиль» существенно не изменилась. Как в 2016 году, так и в 2017 году наибольший удельный вес в структуре производства продукции занимает женский трикотаж. В 2017 году доля женского трикотажа в общем объеме производства незначительно снизилась за счет увеличения объемов производства трикотажных изделий для мужчин и детей школьного возраста. Доля трикотажа для детей ясельного возраста в течение анализируемого периода практически не изменилась.
Основным рынком сбыта продукции является внутренний рынок Республики Беларусь, на нем реализуется примерно 90 % продукции, 10% произведенной продукции составляет экспорт в Российскую Федерацию.
Сведения об объемах сбыта продукции ЧУТП «Ромгиль» за 2015-2016 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Объем реализации продукции по рынкам сбыта, тыс. руб.
Наименование региона |
2016 год, тыс. руб. |
2017 год, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Всего реализовано продукции, всего |
11668,3 |
16612,7 |
142,4 |
в том числе |
|||
На экспорт |
941,8 |
1692,4 |
179,7 |
На внутренний рынок, всего |
10726,5 |
14920,3 |
139,1 |
в том числе |
|||
г. Минск |
4641,9 |
6443,8 |
138,8 |
Минская область |
972,4 |
1277,9 |
131,4 |
Витебская область |
1596,7 |
2183,1 |
136,7 |
Гомельская область |
842,4 |
1461,1 |
173,4 |
Гродненская область |
912,2 |
1137,5 |
124,7 |
Брестская область |
922,9 |
1391,3 |
150,8 |
Могилевская область, всего |
838,0 |
1025,6 |
122,4 |
Анализ объемов продаж по рынкам сбыта за 2016-2017 годы позволяет сделать вывод, что в 2017 году ЧУТП «Ромгиль» увеличил объемы продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На внутреннем рынке предприятие также увеличило объемы сбыта производимой продукции во всех регионах.
В 2017 году ЧУТП «Ромгиль» проводил активную политику по продвижению производимой продукции на рынок Российской Федерации. Темп роста экспортных продаж в 2017 году к уровню 2016 года составил 179,7%, что значительно выше темпа роста продаж на внутреннем рынке.
Значительного увеличения продаж в 2017 году предприятие добилось и на рынке Гомельской области, темп роста продаж в данном регионе составил 173,4%. Данная ситуация обусловлена тем, что рынки Гомельской области и Российской Федерации являются наиболее удаленными рынками и в предыдущие годы отдел маркетинга и сбыта уделял данным рынкам недостаточное внимание.
Увеличению объемов реализации продукции во всех регионах Республики Беларусь и в Российской Федерации способствовали мероприятия по продвижению товара, которые осуществлялись в соответствии с планом маркетинга. Данные мероприятия были нацелены на то, чтобы у покупателей (оптовых и конечных) сформировалось мнение о том, что продукция ЧУТП «Ромгиль» соответствует их ожиданиям (качественные, модные изделия в широком ассортименте).
По информации Министерства Статистики и анализа Республики Беларусь в 2017 году по всем каналам реализации продано изделий верхнего трикотажа на сумму 1282,3 млрд. рублей, таким образом, удельный вес продаж продукции ЧУТП «Ромгиль» на внутреннем рынке составляет 1,3%.
Трикотаж позволяет выглядеть современно, уверенно, привлекательно. Частая сменяемость ассортимента и широкий модельный ряд позволяют сделать выбор самым требовательным покупателям. На этапе выбора товара предприятие обеспечивает покупателям: - присутствие широкого ассортимента в торговле;
- фирменное оборудование, манекены и POS-материалы в местах продаж ;
- консультации продавцов в основных местах продажи (универмаги города Минска);
- проведение рекламных акций;
- предоставление сезонных скидок.
Продукция частного унитарного трикотажного предприятия «Ромгиль» в сравнении с аналогичной продукцией других производителей является конкурентоспособной как по цене, так и по качеству. Подтверждением высокой конкурентоспособности продукции ЧУТП «Ромгиль» является постоянный рост объемов продаж.
Работа на рынке модной одежды имеет ряд своих особенностей: - жизненный цикл коллекций составляет всего один сезон; - покупатели не могут заранее сформулировать свои предпочтения и то, как они воспримут товары-новинки (цветовая гамма, состав сырья, силуэты, конструктивные детали). В то же время, западная мода приходит на отечественный рынок гораздо быстрее, чем это было несколько лет назад и для эффективной работы предприятие должно своевременно отражать модные тенденции предстоящих сезонов в своих новых коллекциях.
В связи с этим, при расширении и изменении ассортимента ЧУТП «Ромгиль» в первую очередь основывается на удовлетворенности потребителей новым ассортиментом, который оценивается на этапе его испытания в рыночных условиях и учитывается при планировании объемов производства по каждой модели. По каждой из сезонных коллекций проводятся расширенные художественно-технические советы с приглашением представителей торговли. При этом у них имеется возможность увидеть и оценить первые единицы моделей-новинок, высказать замечания и предложения. Тем самым, заранее спланировать свою закупочную деятельность. Открытие региональных складов позволяет оптовикам своевременно получать и осуществлять подсортировку товара по размерно-ростовой шкале и цветовой гамме, присутствовать при отборке товара.
Основными конкурентами ЧУТП «Ромгиль» по трикотажной продукции являются такие торговые марки как: ООО «Еlsi» (Конте), ОАО «8 Марта», ОАО «Любава» и ОАО «Купалинка».
Наиболее высокая конкуренция наблюдается среди производителей джемперной группы. Количество производителей джемперной группы из полотна увеличивается с каждым годом. Ряд производителей, которые ранее специализировались на производстве швейных изделий, стали включать в свои коллекции джемперы из вискозы, подходящие по стилевому и цветовому решению к основному ассортименту.
Торговая марка ООО« Esli» (Конте) наиболее близка к ЧУТП «Ромгиль» по используемому сырью, сложности моделей. По уровню цен на простые изделия, а так же топы и безрукавки цены ниже у данных производителей. Преимуществом ЧУТП «Ромгиль» по отношению к указанным конкурентам является использование фирменных стоек в крупных магазинах.
Торговые марки ОАО «8 Марта», ОАО «Любава» и ОАО «Купалинка» в свих коллекциях имеют, в основном, несложные модели с невысоким уровнем отпускных цен. Широко используют хлопчатобумажное полотно. ОАО «Любава» в последнее время все больше переключается на бельевой трикотаж.
По вязаным изделиям основные конкуренты ЧУТП «Ромгиль» следующие торговые марки: ОАО «Алеся», УП «Ареола», ОАО «Полесье», УП «Элма». Данный сегмент не претерпел существенных изменений за последний год. В основном производители используют отечественную пряжу (100 % ПАН, 70% ПАН+30% шерсть), что делает их продукцию однотипной. Причинами являются: недостаток финансовых средств у данных конкурентов для закупки сырья за рубежом; отсутствие в Республике Беларусь производителей пряжи, которая бы могла конкурировать с зарубежными аналогами по потребительским свойствам.
Учитывая объемы производства и, соответственно, большие доведенные квоты поставки продукции на внутренний рынок, в торговых залах крупных магазинов преобладает продукция ОАО «Полесья». Так, на 2017 год им доведены квоты на 887 тыс. шт. продукции, для сравнения ЧУТП «Ромгиль» - 120,5 тыс. шт. Подавляющее большинство моделей ОАО «Полесья» предназначено для старшей возрастной группы с невысоким уровнем доходов.
ОАО «Алеся» предпринимаются эффективные действия по повышению конкурентоспособности (используется импортная пряжа, разрабатываются интересные модели). Таким образом, ОАО «Алеся» имеет хороший потенциал, и является основным конкурентом ЧУТП «Ромгиль».
Продукция УП «Элма» представлена костюмной и джемперной группами. Сокращено присутствие в торговле изделий УП «Ареола». Модели соответствуют последним тенденциям моды, при производстве продукции используется качественное сырье, в том числе, и импортная пряжа, цены – в среднем и высоком ценовом диапазоне.
Объемы реализации УП «Элма» и УП «Ареола» небольшие, в среднем в месяц данные предприятия продают от 100 до 300 единиц (в зависимости от сезона) продукции. Дорогая продукция данных предприятий рассчитана на покупателя с доходом выше среднего уровня по республике, поэтому спрос на нее значительно ниже, чем на продукцию ЧУТП «Ромгиль».
Все вышеперечисленные предприятия входят в концерн «Беллегпром».
Сравнительный анализ конкурентоспособности трикотажных предприятий концерна «Беллегпром» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий концерна «Беллегпром» в 2017 году
Наименование показателя |
ЧУТП «Ромгиль» |
ОАО «Алеся» |
ОАО «Полесье» |
УП «Ареола» |
УП «Элма» |
Темп роста объема производства в 2017г. к 2016г., % |
143,6 |
117,1 |
100,2 |
105,5 |
104,7 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
30 |
6,5 |
2,5 |
9 |
8.1 |
Прибыль от реализации продукции на 1 работающего, тыс. руб. |
5,87 |
1,14 |
0,57 |
3,82 |
1,8 |
Доля рынка в РБ по данным Министерства статистики и анализа РБ, % |
1,3 |
0,92 |
2,4 |
0,26 |
0,34 |
Доля рынка по важным для предприятия покупателям, |
15 |
5,8 |
7 |
0,9 |
2 |
Данные таблицы свидетельствуют о высокой конкурентоспособности как предприятия, так и производимой им продукции.
В 2017 году предприятие развивалось более динамично, чем его конкуренты, об этом свидетельствует самый высокий темп роста объема производства продукции и низкие запасы готовой продукции на складе (менее среднемесячного объема производства).
Для более глубокого анализа конкурентоспособности изделий предприятия в центральных универмагах города Минска: ГУМ, ЦУМ, торговый дом на Немиге, среди покупателей трикотажных было проведено анкетирование (Приложение Б)
Основные конкуренты в целевом сегменте:
По изделиям из трикотажного полотна – торговые марки ООО«Еlsi» (Конте), ОАО «8 Марта»,ОАО «Любава» и ОАО «Купалинка».
По вязаным изделиям основные конкуренты ЧУТП «Ромгиль» следующие торговые марки: ОАО«Алеся», УП «Ареола», ОАО «Полесье», УП «Элма».
По результатам анкетирования построим карты восприятия торговых марок по трикотажным и вязаным изделиям (Приложения В-Е).
В анкете было необходимо оценить важность различных характеристик товара, которые влияли на покупку, по 10-ти бальной шкале. Где 10 баллов значило - очень важно, а 0- не имеет значение. А также соотнести и оценить в баллах характеристики товара с различными торговыми марками, также по 10-ти бальной шкале (10 баллов - соответствует полностью, 0- не соответствует).
В приложениях В и Г представлены карты восприятия торговых марок по следующим соотношениям: - «цена-качество сырья»;
- «дизайн-качество сырья»;
- «соответствие моде - качество сырья».
Карта «цена-качество сырья» (приложение В). Торговая марка «Ромгиль» занимает положение ближе всех к лидеру ООО «Еlsi» («Конте») т.е. находиться в благоприятной позиции, но в качестве основного преимущества выделять цену не стоит в виду растущей неценовой конкуренции.
Карта «дизайн-качество сырья» (приложение В). Неплохие позиции у ЧУТП «Ромгиль» и в плане дизайна изделий, но не лидирующие. Однако, на карте хорошо видно, что другие торговые марки, помимо ООО «Еlsi» («Конте»), сильно отстают по данной позиции.
Карта «соответствие моде - качество сырья» (приложение Г). Позиция ЧУТП «Ромгиль» на карте «соответствие моде - качество сырья» - наиболее привлекательная. Это обусловлено тем, что для производства своей продукции предприятие закупает высококачественное, не имеющее аналогов у отечественных конкурентов, сырье. А коллекции разрабатываются с учетом тенденций мировой моды.
Из построенных карт восприятия видно, что ЧУТП «Ромгиль» занимает достаточно хорошие позиции по отношению к конкурентам, но наиболее привлекательной для предприятия является карта «соответствие моде - качество сырья». Предприятию следует акцентировать свое внимание на именно этом атрибуте при позиционировании.
В приложениях Д и Е представлены карты восприятия торговых марок вязаных изделий по тем же атрибутам, что и у трикотажных.
Карта «цена-качество сырья» (приложение Д). На данной карте все торговые марки расположены очень близко друг к другу, это свидетельствует о том, что позиционирование по атрибуту «цена» будет невыгодным для продукции ЧУТП «Ромгиль», т.к. практически все производители работают в одном ценовом сегменте.
Карта «дизайн-качество сырья» (приложение Д). На данной карте восприятия торговая марка ЧУТП «Ромгиль» является лидером, но ее позиция расположена очень близко в отношении остальных производителей вязаных изделий. И, соответственно, атрибут «дизайн» не будет являться выгодным для позиционирования продукции предприятия;