Файл: Специфика маркетинговых исследований на рынке труда, (на примере ЧУТП «Ромгиль»).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Маркетинговая деятельность предприятия
1.1 Виды, цели, функции и принципы маркетинга
1.2 Маркетинговая деятельность предприятия
Глава 2. Исследование маркетинговой деятельности ЧУТП «Ромгиль» и пути ее совершенствования
2.1 Оценка маркетинговой деятельности предприятия
2.2 Ярмарочная и выставочная работа предприятия
2.3 Направления совершенствования маркетинговой деятельности
Главное преимущество функциональной организации маркетинга - ее простота. Вместе с тем применение такой организации снижает эффективность организационной структуры из-за ряда существенных недостатков. Во-первых, это проявляется в отсутствии в блоке маркетинга специалистов по каким-либо товарам (товарным группам), что затрудняет управление их реализацией. Во-вторых, наблюдается конфликтность на стыке функций, отсутствует обратная связь; кроме того, как правило, каждая функциональная служба считает приоритетной свою деятельность[10].
Организация по товарам применяется на предприятиях, выпускающих широкую номенклатуру товаров или их групп для различных условий работы (например, насосы для перекачки разных жидкостей: простых, ядовитых, химических и т.п.). Поэтому в отделе маркетинга выделяют сотрудников, которые занимаются только своим товаром.
Товарная ориентация особенно проявляет свои положительные свойства, когда требования к рекламе, упаковке, организации сбыта и сервиса и другому существенно различаются для каждого товара. Некоторым недостатком этой организации является дублирование друг друга (в функциональном смысле). Однако преимущества этой ориентации существенно превышают ее недостатки, поскольку крупные транснациональные корпорации цивилизованных стран организованы именно по этому принципу[11]. Организация «по рынкам» означает, что товар предприятия предназначен только определенному сегменту покупателей (например, дизельные двигатели для автомобилей, тракторов, небольших судов, локомотивов, передвижных электростанций и т.д.); здесь каждая группа потребителей очень специфична и их требования нужно учесть для этого сегмента рынка. При такой, весьма сложной по исполнению организации можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия, поэтому работники службы маркетинга сгруппированы по различным сегментам рынка, независимо от того, где они территориально расположены: блок маркетинга имеет столько отделов, сколько рынков сбыта у предприятия[12].
Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (как сумма сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и прогнозирование, опирающееся на отчеты статистических бюро и политику правительства в отношении данной категории покупателей или другие характеристики внешней среды. Как отмечают исследователи такой ориентации, в этой структуре затрудняется специализация сотрудников по отдельным товарам, от работников требуется универсализация, что делает подбор специалистов непростым делом. Однако широкий кругозор работников и подвижность их деятельности с лихвой искупают указанный недостаток[13]. Организация «по регионам» по своей структуре аналогична товарной, только разделение деятельности подразделений маркетинга осуществляется по территориям. Работники службы маркетинга должны учитывать специфику потребления товара в каждом из регионов (нужно знать, что мусульмане свинину не едят и т.п.). Сегментная ориентация позволяет более углубленно изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона вследствие национальных, политических, экономических и иных отличий, более адекватно формировать рекламу и стимулирование сбыта, учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров и их упаковки и т.д. Недостатки данной организации маркетинга, в общем, те же, что и при товарной ориентации. Зарубежный опыт показывает, что могут использоваться и другие организационные структуры маркетинга, например: по каналам товародвижения (для предприятий, которые занимаются как оптовой, так и розничной торговлей своей продукции) и т.д. В целом для предприятий схемы организационных структур маркетинга могут использоваться в зависимости от производства товара на внутренний или внешний рынки, при этом учитывается главное: конечная цель производственно-сбытовой деятельности предприятия, а именно: - направленность на вскрытие существующих и перспективных потребностей покупателей; - предложение продукции, удовлетворяющей эти потребности лучше, нежели продукция конкурентов. Для всех организационных структур маркетинга нужно соблюдать принципы их формирования: - создание условий для приближения рынка к производству (обратная связь); - стабильность и гибкость; - готовность структуры к постоянной реорганизации; - обеспечение оптимальных условий для работы всех подразделений предприятия по вертикали и горизонтали.
Строгих стандартов организации службы маркетинга не существует, поэтому каждое предприятие самостоятельно подходит к решению этой задачи, понимая, что основное требование к структуре управления маркетингом – ее эффективность, гибкость и экономичность.
Как и любая управленческая деятельность в компании, управление маркетингом может делиться на три уровня[14]
На стратегическом уровне (концепция управления) маркетинг ставит производство в функциональную зависимость от объемов и структуры спроса. На уровне высшего менеджмента предприятию необходимо понимание основных законов развития рынка, глобальных тенденций изменения спроса, циклических колебаний конъюнктуры рынка. Важность деятельности маркетинга для топ-менеджмента предприятия подчеркивает тот факт, что в крупнейших транснациональных фирмах, ориентированных на рынок потребительских товаров, генеральным управляющим может стать только маркетолог.
На тактическом уровне (функция управления) маркетинг означает выбор оптимальных способов производства и сбыта (специализации фирмы, посредников, формы продажи, уровень сервиса и т. д.). На уровне менеджеров по деятельности маркетингу предприятия уже необходимо знание методик и концептуальных подходов к решению конкретных маркетинговых задач.
На оперативном уровне маркетинговая деятельность предприятия – это система изучения рынка и воздействия на него. На уровне рядовых маркетологов фирмы требуется умение применять специфические методы, например, формирования анкеты, организации и проведения выставки и т.п.
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль проведения мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как, получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.[15] Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Процесс управления маркетингом состоит из анализа рыночных возможностёй отбора целевых рынков, разработки комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. Выявление открывающихся рыночных возможностей — цель любой компании. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Большая часть продаж и прибыли многих фирм приходится на товары, которых они еще каких-нибудь лет назад или не производили вообще, или не продавали. Часто может показаться, что возможности компании очень ограничены, но это всего лишь неумение мысленно увидеть будущее того дела, которым они занимаются, и осознать свои сильные стороны. Предприятия или организации могут заниматься поисками новых возможностей либо время от времени, либо систематически. Некоторые отыскивают новые идеи, просто следя за переменами на рынке, другие выделяют новые рынки, пользуясь формальными приемами, например, используя сетку развития товара и рынка. Очень важно выяснить, какие возможности подходят для фирмы. Маркетинговая возможность для фирмы — привлекательное направление маркетинговых усилий на рынке, на котором предприятие может добиться конкурентного преимущества. Ориентация на потребителя заключается в том, чтобы на основе выявленных качественных и количественных характеристик текущего и перспективного потребительского спроса организовать деятельность всех подразделений и служб таким образом, чтобы требуемая продукция была доставлена в нужном количестве, вовремя, в нужное место, по соответствующей цене и в требуемой упаковке (таре). Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах и соответствующего качества по существу означает овладение определенной долей рынка согласно долговременной цели, намеченной предприятием[16].
Глава 2. Исследование маркетинговой деятельности ЧУТП «Ромгиль» и пути ее совершенствования
2.1 Оценка маркетинговой деятельности предприятия
Частное унитарное трикотажное предприятие (ЧТУП) «Ромгиль» зарегистрировано решением Гродненского облисполкома № 179 от 14 апреля 2003 года. Учредителем предприятия является физическое лицо: Гиль Роман Леонидович. Основными видами деятельности предприятия, согласно уставу, являются: производство трикотажных изделий, оптовая и розничная торговля, оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям и населению, строительство. На все виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), лицензии получены. Основной продукцией, производимой предприятием является верхний трикотаж для взрослых и детей, выполненный из различных видов пряжи и трикотажного полотна. Ежегодно на предприятии выпускается две коллекции: «Весна-лето» и «Осень-зима».
Изделия детского ассортимента включают ясельную и школьную группы. Ясельная группа представлена костюмами, платьями, рейтузами, джемперами. Школьный ассортимент включает жакеты, джемперы, свитеры, сарафаны, платья и другие изделия. Основным сырьем для производства продукции детского ассортимента являются льносодержащая, полушерстяная, хлопчатобумажная и акриловая пряжи, а также трикотажное полотно.
Мужской ассортимент выполняется в классическом стиле и представлен джемперами, свитерами и жакетами различных конструкций выполненных из льносодержащей или полушерстяной пряжи.
Наиболее широкий ассортимент имеют женские коллекции: джемперы, свитеры, жакеты, юбки, платья, сарафаны и т.д. Коллекция отличается модным дизайном, современными конструкциями и разнообразной цветовой гаммой. Ассортимент женской коллекции рассчитан на женщин разных возрастов. Сырьем для производства продукции женского ассортимента являются льносодержащая, полушерстяная, и акриловая пряжи, а также трикотажное полотно.
Ежегодно предприятие выпускает более 300 тысяч единиц продукции, ежемесячно ЧТУП «Ромгиль» производит более 70 артикулов изделий. Новая продукция составляет ежемесячно не менее 20% всего ассортимента.
Высокое содержание шерсти от 50 до 80 % в изделиях ЧУТП «Ромгиль» дарит тепло и комфорт в холодное время года. Трикотаж обладает высокой растяжимостью и способностью восстанавливать первоначальные размеры. Подвергаясь многократным стиркам, он не теряет форму и цвет. Широкая ассортиментная шкала позволяет сделать выбор самым привередливым покупателям. Предприятие производит изделия, как для офиса, так и для отдыха. Каждая модель представлена в нескольких расцветках. В зависимости от конструктивных особенностей модели, изделия выпускаются: для женщин с 84 по 120 размеры при росте 158/164 и 170/176 см; для мужчин с 88 по 120 размеры при росте 170/176 и 182/188 см.
Конструктивные особенности трикотажных изделий ЧУТП «Ромгиль» обеспечивают правильную посадку на фигуре. Трикотаж мягок, эластичен, не стесняет движений. Все новые модели выпускаются пробными партиями, при этом устраняются имеющиеся конструктивные недоработки. При внедрении новых видов сырья, модели проходят пробную носку, в ходе которой выявляются возможные замечания относительно потребительских свойств изделия. В массовое производство запускаются модели, не имеющие замечаний.
Одежда формирует внешний облик человека, поэтому в комплексе требований, предъявляемых к ней, эстетические требования занимают особое место. Трикотаж и вязаные вещи никогда не выходят из моды. Создавая новое – ЧУТП «Ромгиль» берёт все лучшее от старого, непрерывно осуществляя поиск и улучшение своих моделей, как в сырье, так и в крое.
Качество продукции является важным показателем деятельности ЧТУП «Ромгиль». Повышение качества производимой продукции является одной из форм конкурентной борьбы, способом завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию, увеличению прибыльности и рентабельности.
Изделия трикотажные верхние для мужчин и мальчиков выпускаются в соответствии с Государственным отраслевым стандартом (ГОСТ) 28039-89, для женщин и девочек в соответствии с ГОСТ 7474-88.
Качество продукции ЧТУП «Ромгиль» подтверждается установленными в Республике Беларусь и в Российской Федерации нормативными документами. Так, например, на всю выпускаемую предприятием продукцию получены удостоверения о государственной гигиенической регистрации и сертификаты соответствия.
Республиканское унитарное предприятие «Центр испытаний и сертификации» осуществляет постоянный контроль качества выпускаемой продукции и технологического процесса ее производства.
Для поддержания качества выпускаемой продукции на ЧТУП «Ромгиль» строго контролируется выполнение следующих условий:
- использование отечественного и импортного сырья, качество которого подтверждено необходимыми документами: сертификатами соответствия и гигиенические удостоверения;
- технология изготовления трикотажных изделий осуществляется в строгом соответствии с технологической картой процесса;
- осуществление постоянного контроля качества прикладных и вспомогательных материалов, применяемых в производстве.
Для исключения случаев производства дефектных изделий в ЧУТП «Ромгиль» организован операционный и приемочный контроль изделий. Операционный контроль осуществляется контролером или технологом во время выполнения отдельных операций, а приемочный контроль выполняется контролерами согласно требованиям ГОСТ -1115-81 и параметрам, указанным в нормативной документации на модель.
Проектирование, разработка и производство продукции соответствует требованиям СТБ ISO 9001-2015. Предприятию выдан сертификат соответствия СТБ, который зарегистрирован в Реестре национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь за № ВУ/112 05.01.019 0636 от 29.12.2005 г.
Помимо предусмотренных ГОСТ требований, предприятие в обязательном порядке учитывает требования потребителей. Стандартом СТП СМК ОП 7.2.0-01 «Маркетинг и связь с потребителями» разработан механизм, начиная с выявления ожиданий потребителей, ориентации на их удовлетворения производства, сбыта и заканчивая приведением ценовых ожиданий потребителей и ценовых показателей товара. Основными этапами данного процесса являются: определение тенденций моды, анализ жизнеспособности предложенных тенденций, составление планов выпуска коллекций, разработка моделей и их тестирование, формирование коллекции, определение цены возможной реализации, определение объемов продаж и производства.
Структура ассортимента продукции ЧУТП «Ромгиль» представлена в таблице 1. Таблица 1 Структура ассортимента продукции
№ п.п |
Ассортиментная группа |
Ед. изм. |
Объем производства |
|||
2016 г., тыс. шт. |
Уд. вес, % |
2017 г., тыс. шт. |
Уд. вес, % |
|||
1 |
Женский трикотаж |
т. шт. |
238891 |
75,4 |
283002 |
72,5 |
2 |
Мужской трикотаж |
т. шт. |
48471 |
15,3 |
69872 |
17,9 |
3 |
Детский трикотаж (ясельная группа) |
т. шт. |
11722 |
3,7 |
13662 |
3,5 |
4 |
Детс Детский трикотаж (школьная груп группа) |
т. шт. |
17741 |
5,6 |
23811 |
6,1 |
Итого |
т. шт. |
316805 |
100 |
390347 |
100 |