Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 629
Скачиваний: 7
Значительный вклад в развитие тестологии внес Г. И. Россолимо (1910). Он разработал графическую систему представления измерений психологического профиля, когда решал задачу количественной оценки психических процессов применительно к норме и патологии.
Наибольший экспериментально-теоретический подъем тестологии в России наблюдался в 1920-е и 1930-е гг.. Расширительное развитие психодиагностики все же принесло плоды. Хотя некоторые советские психологи отмечали относительно низкую достоверность тестовых процедур. Именно в это время определился широкий круг русских исследователей, получивших мировое признание – Л. А. Орбели, Л. С. Выготский, А. А. Ухтомский, Б. М. Теплов и многие другие. Ими и их единомышленниками были заложены основные, фундаментальные блоки отечественной экспериментальной психологической мысли.
Известный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования в России представляла разработанная А. П. Болтуновым "измерительная шкала ума" (1928). Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине – Симона, методика Болтунова имела ряд определенных особенностей, состоящих из разработки новых оригинальных субтестов оценки умственного развития человека. Была предложена новая инструкция, изменен хронометраж, применена групповая форма использования теста, а также определены возрастные ступени его применения.
Особое место в истории отечественной психологии занимают работы М. Ю. Сыркина (1929), в которых было экспериментально подтверждено предположение А. Бине о наличии линейной, относительно стабильной статистической связи между показателями тестов и социальными признаками людей (по развитию речи, по положению в социальной и классовой структуре общества и пр.). Также была поднята проблема двойственности и неопределенности объяснения тестовых показателей в рамках психологии индивидуальных различий.
В России в 1920 – 1930 годах были задачи восстановить экономику, укрепить обороноспособность. Это послужило мощным толчком к развитию науки в целом и психотехники в частности.
Зарождение и развитие психологии труда и психотехники в России тесно связано с именем И. М. Сеченова, уделявшего большое внимание прикладным сторонам психологии. К основателям психотехники и психологии труда в полной мере можно отнести отечественных ученых А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева, П. М. Керженцева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Н. А. Бернштейна, А. К. Гастева, С. Г. Геллерштейна, И. Н. Шпильрейна и др.
В этот период было основано более 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по экспериментальной психологии и проблематике психологии и организации труда, издавалось большое количество методической литературы. Была принята программа научно-исследовательской и практической работы, в которой отмечались три основных направления исследований: изучение человека ("субъективный момент труда"); изучение и приспособление орудий труда и "материальной обстановки труда"; изучение рациональных методов организации труда.
В середине 1930-х гг. "стало ясно", что зарубежные психотехнические наработки "носят архибуржуазный характер", так как известная формула "все имеют равные возможности" подверглась научно обоснованной критике со стороны психологов.
Нейтральность и объективность, вне классовость и внепартийность психологии поставили психотехнику и психологию труда в очень сложное положение. С одной стороны, можно говорить о том, что произошло столкновение результатов исследований с партийными установками. Критики практической психологии активно подчеркивали, что "тестологическая процедура становилась орудием расовой дискриминации" и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее "о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установлениями".
С другой стороны, в психологических исследованиях того времени, возможно, стал проявляться "особый “акцент души”". Это, видимо, и послужило причиной принятия в 1936 г. памятного документа ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Вследствие этого в короткий срок были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, была значительно закрыта работа институтов труда, уничтожалась или сдавалась в закрытые фонды архивов психотехническая литература. Немногочисленные труды ученых - психотехников 1920–1930-х гг. и сейчас хранятся лишь в личных библиотеках и труднодоступны для широкого круга читателей. Молодое поколение психологов знает "о них лишь понаслышке, а иногда и вообще находится в неведении об их существовании".
В 1940-е гг. психологические исследования перешли в военную сферу. В 1941 г. А. Н. Леонтьев в сотрудничестве с К. X. Кекчеевым исследовал проблему приспособления зрительного анализатора. Позже, в 1942 г., аналогичная задача решалась учеными в пограничных войсках. В 1945 г. увидела свет книга "Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения", где были подведены итоги работ по данной теме А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца за годы Великой Отечественной войны.
Для периода 1940–1950-х гг. были характерны экспериментальные наработки в области анализа отдельных высших психических функций – мышления, речи, эмоций, также наметился значительный прогресс в исследовании проблем детской психологии.
Только к концу 1950-х гг. российская психология вновь вышла на научно-исследовательскую область. В частности, в 1958 г. под руководством К. К. Платонова началась первая научно-исследовательская работа по психотехнической проблематике.
Вторая половина XX в. была отмечена сильным ростом количества и качества психологических исследований.
Все громче заявляли о себе формализованные компьютерные психологические методики. Появилась и начала развиваться компьютерная или "адаптивная" психодиагностика, где главное место заняли компьютеры и математические методы. Психологическое экспериментирование заполнялось электронно-вычислительной техникой, превращаясь в пробы искусственного интеллекта. Между философами, психологами и кибернетиками усилились споры о возможности создания "искусственного интеллекта", подобного "естественному".
Этот период называют также традиционным, или позитивистским, т.к. он означает период преобладания позитивизма и фундаментализма в социальных науках. Это период возникновения первых качественных исследований в социологии, антропологии и психологии. Качественные методы возникли как методы благоприятных социальных наук, как методы, ориентированные на строгость, точность, объективность получаемых данных. Они возникли как необходимое дополнение к количественным методам, как своего рода их «содержательное наполнение» и были направлены на получение развернутых описаний и объяснений изучаемых явлений. Этот период – период торжества «объективных» отчетов и «реалистических рассказов» о поведении и переживании испытуемых.
Среди важных работ этого времени, давших сильный толчок для развития качественных исследований, следует особо отметить работы Чикагской школы в социологии 1920–1930-х гг. Эта школа сделала упор на анализ жизненных историй людей, объяснительный подход и кейс-стади как основной свой метод. Классической работой этого периода является масштабное исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого установок польских мигрантов на основании анализа свыше 700 личных писем, газетных материалов, архивных документов и серии глубинных интервью.
Сильное влияние на образование новой методологии оказал Р. Парк, исследования которого основывались на прямом наблюдении и нарративных отчетах.
Другим влиятельным центром разработки качественной методологии стала Франкфуртская школа в лице Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе и др., где активно применялись интервью, анализ биографических материалов и индивидуальных случаев для исследования авторитарности, доминирования, расизма и социальных предубеждений. В это время появляются также исследования Ф. Боаса, М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Бейтсона, Э. Эванса-Притчарда, А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновски, задавшие образец полевого этнографического исследования и ставшие классическими в этнографии, культурной антропологии, этнопсихологии, социальной психологии и социологии.
З. Фрейд своим психоанализом оказал свою роль на разработку качественной методологии, толкнувший на активное использование глубинных психоаналитических (терапевтических) интервью, клинических бесед, биографических материалов, кейс-стади, проективных методов и общего объяснительного подхода к исследованию поведения, переживаний и речевой продукции человека. Среди наиболее известных психологических исследований индивидуальных случаев можно назвать исследование Л. Бинсвангера «Случай Эллен Вест».
Так же, следует отметить важнейшую книгу Г. Олпорта, посвященную методу анализа личных документов в психологии.
Это время созревания ключевых подходов и теорий, ставших в дальнейшем основными для качественного исследования. Этот период отмечается сильным влиянием пост позитивистской ориентации в социальных науках. В это время получили свою активную разработку феноменология, герменевтика, этно методология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Для этого времени характерно стремление к формализации качественных методов и придание им большей строгости, сравнимой со строгостью количественных методов. Н. Дензин и И. Линкольн называют этот период «золотым веком» строгого качественного анализа.
Исследователи соединяли открытые и квазиструктурированные интервью с включенным наблюдением, стандартными, статистическими формами анализа данных, квазистатистикой. Предпринимались попытки применить традиционную модель внешней и внутренней истинности к конструктивистским исследованиям и качественным данным.
Вторая половина 1960-х гг. – значительный момент истории качественных исследований. С разницей в несколько лет в свет выходят сразу несколько монографий, ставших позднее основными учебниками этого направления: книга Б. Глазера и А. Страусса «Обоснованная теория» (1967), книга Г. Гарфинкеля «Исследования в этнометодологии» (1967) и книга Г. Блумера «Символический интеракционизм» (1969). Примерно в это же время А. Маслоу публикует свою работу «Психология науки» (1966), в которой он вводит различие между механистическим и гуманистическим типами науки, говоря о том, что наиболее широкомасштабная концепция науки – та, которая включала бы в себя идиографические, холистические, личностные, трансцендентные взгляды, моменты человеческого переживания и понимания. Маслоу пишет, что лучший способ узнать о том, что из себя представляют люди, – позволить им тем или иным способом рассказать нам именно в форме вопросов и ответов или непосредственно через общение, рисунки, сны, истории, жесты и пр., которые мы можем объяснить.
Надо отметить также работы К. Роджерса, который, хотя и не предложил каких-либо конкретных методов, оказал сильное влияние на развитие непозитивистских исследований в психологии и педагогике.
В 1958 г А. Ван Каам проводит оригинальное феноменологическое исследование (посвященное феномену «чувства понятости»), в котором подробно изложил процедуры сбора и анализа данных. Отталкиваясь от роджерианского ориентированного на работу с клиентом подхода и базовых феноменологических представлений, идеи А. Ван Каама привлекли к себе внимание целого ряда психологов-исследователей (А. Джорджи, П. Колайци, В. и К. Фишер, Р. фон Экартсберг), которые позже сформулировали принципы феноменологического исследования в психологии.
Это время отступления от единых стандартов, одной теории и каких-то общепринятых философских оснований исследования и время утверждения целого ряда противоположных подходов и стратегий качественного исследования. В этот период стало доступным множество способов сбора и анализа опытных материалов, стали использоваться компьютеры для анализа качественных данных, наряду с нарративными, семиотическими и контент -методами чтения интервью и культурных текстов. Этот период отмечается резким возрастанием числа качественных исследований. Стратегии и методы исследования, а также форматы исследовательских отчетов начинают довольно сильно различаться: от методов «обоснованной теории» до исследований индивидуальных случаев, методов биографического, этнографического, клинического исследования и исследования действием. Появляется несколько журналов качественно-исследовательской направленности в самых разных областях социальных наук. Примерно в это же время появляется ряд новых направлений, оказавших позже сильное влияние на эпистемологию и методологию качественного исследования:
- постструктурализм (Р. Барт),
- неопозитивизм (Д. Филипс),
- нео марксизм (Л. Альтюссер),
- микро - макродескриптивизм (К. Гирц),
- ритуальные теории драмы и культуры (В. Тернер),
- деконструкционизм (Ж. Деррида).
Н. Дензин и И. Линкольн называют это время «периодом размывания жанров», наступлением «века смешанных интерпретативных жанров».