Файл: "Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция".pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Конкуренция в рыночной экономике
Понятие и условия возникновения конкуренции
Функции экономической конкуренции
Добросовестная и недобросовестная конкуренция на финансовых рынках
3. Анализ конкурентной среды фирмы «Чакона»
3.1 Анализ конкурентоспособности фирмы «Чакона»
− возможность показать все достоинства и выгоду для покупателей;
− привлечение дополнительного числа покупателей;
− повышение интереса к магазину среди жителей города.
Также можно выделить минусы проведения рекламных мероприятий:
− отсутствие гарантий в запланированных результатах;
− большие затраты.
Немаловажным фактором успешной деятельности книжного магазина на данный момент является выгодная дисконтная система.
Годовая дисконтная система очень неудобна в применении на практике, это зачастую приводит к недовольству покупателей и их оттоку к конкурентам.
На данном этапе своей деятельности и развития, фирме требуется пересмотреть и изменить интерьеры своих магазинов на более современные. Необходимо изменить оформление и обустройство торговых залов. Заменить стеллажи с металлических на деревянные, они более удобны в использовании и интересные, приобрести нестандартные полки и тумбы, оформить отделы с книгами яркими вывесками, которые будут привлекать внимание, разместить в зале удобные стулья для покупателей и создать зоны для чтения. Создать приятную и дружелюбную атмосферу, находясь в которой покупатель захочет возвращаться сюда снова и снова.
Для книжного магазина важно стремиться к тому, чтобы посетители как можно дольше и чаще проводили в нем своё свободное время, а для этого помимо всего перечисленного требуется хорошее освещение, чтобы не перенапрягать глаза и надёжная система кондиционирования. Важно угодить желаниям и не упустить каждого покупателя.
Обучение персонала и предложенные ранее презентации консультантами продаваемого товара в магазине будут способствовать улучшению качества обслуживания, повышению благоприятного имиджа фирмы. Компетентные сотрудники магазина всегда оставляют положительное впечатление у покупателей.
В третьей главе были рассмотрены варианты проведения всевозможных мероприятий по повышению конкурентоспособности книжного магазина «Чакона», такие как реклама в СМИ, печатных изданий города, на радио, реклама на телевидении, в общественном транспорте и аудиореклама в торговых центрах.
Также были предложены варианты по расширению ассортимента магазина, это продажа электронных и аудиокниг. Представлены возможности проведения презентаций, детских праздников, акций и конкурсов с подарками, приуроченных к какому-либо празднику или событийному мероприятию.
Помимо этого книжному магазину рекомендуется изменить дисконтную систему, оформление интерьеров торговых залов магазинов, и повышение качества обучение персонала.
Применение на практике каких-либо из предложенных мероприятий будет способствовать повышению имиджа фирмы и привлечению большого внимания покупателей к данному книжному магазину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всех странах мира. Ещё недавно конкуренция отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и лидирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь выраженным и ожесточенным.
Целью курсовой работы являлось рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике.
В ходе курсовой работы были решены следующие задачи:
- изучены понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции;
- охарактеризовано понятие и условия возникновения конкуренции;
- рассмотрена конкурентоспособность фирмы ООО “Чакона” и конкурентной среды на книжном рынке;
- разработаны методы повышения конкурентоспособности и оценена эффективность разработанных предложений;
- оформлены выводы по результатам изучения видов конкуренции.
В ходе курсовой работы были рассмотрены понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции.
Добросовестная конкуренция - это признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает потребитель.
Основными методами добросовестной конкуренции являются: ценовые и неценовые.
Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.
Положительное влияние конкуренции на рыночную экономику заключается в следующем:
1. Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя производителя, предпринимателя или продавца применять лучшие технологии производства, управления или продажи, рационально использовать ресурсы;
2. Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
3. В известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу отрицательных сторон можно отнести:
1. Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства фирм, предприятий;
2. Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3. Её следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Современная жизнь – это жизнь в конкурентной среде, реализуемая или в полноте участия, или под «обстоятельствами». Все мы участники глобальной конкуренции, целью которой является развитие и получение прибыли.
Книжный бизнес является частью общей экономической системы, живёт по законам рынка и подвержен всем колебаниям, присущим в конкурентной среде. Поэтому для эффективного осуществления экономической деятельности в книжном бизнесе необходимо учитывать среду, в которой реализуется бизнес.
Современная Россия это сложная социально-психологическая среда с растущим объёмом информации, с нестабильными и неопределёнными деловыми процессами. При этом культурная и образовательная сфера не развиваются системно и целостно. Книжный магазин «Чакона» организовывался и функционирует как хороший магазин со средним уровнем цен, хорошим качеством обслуживания, высокой плотностью ассортимента и открытым доступом к книгам.
В ходе данной курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты конкуренции. Выявлены результаты деятельности объекта исследования. Проведён анализ конкурентной ситуации на книжном рынке г. Тольятти и рассмотрены основные конкуренты книжного магазина «Чакона». Также были приведены перечень возможных мероприятий по повышению конкурентоспособности для данного книжного магазина, такие как:
- реклама в СМИ, на ТВ и радио;
- изменение действующей дисконтной системы;
-проведение акций, событийных мероприятий, презентаций предназначенных для привлечения внимания потенциальных покупателей к магазину;
- улучшение качества обслуживания, путём обучения сотрудников;
- изменение в оформлении интерьера и дизайна магазинов;
- расширение представленного ассортимента и др.
Современный книжный магазин должен стремиться стать для покупателей не просто коммерческой организацией, где покупают книги, но и культурно-досуговым центром, альтернативой телевизору и интернету. Местом, где хочется проводить как можно больше свободного времени, получать новую полезную информацию, общаться с единомышленниками, в этом может помочь организация клубов по увлечениям внутри магазина, организованные мастер-классы, встречи с авторами. Выгодные акции и викторины к праздникам будут способствовать формированию у покупателей благоприятного мнения о магазине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ковалева О.В. Экономика организации предприятия : Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 – 372стр.
2. Шакова А.Е. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 3-е издание – СПб.: Питер, 2014 – 304стр.
3. Григорьев К.В. Управление рисками в предпринимательстве: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2016 – 482стр.
4. Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2016 – 416стр.
5. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебник – М.:ИНФРА- М,2016 - 237стр.
6. Городецкий А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / А.Френкель // Вопросы экономики. - 2013. - N 11. - С.48-57.
7. Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле: Учебное пособие – М.: МГУП, 2016 – 284стр.
8. Макаров, А.В. Применение теорий и моделей конкурентоспособности при разработке стратегии диверсификации предприятия / А.В. Макаров, А.Р. Гарифулин // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2011. - № 6. - С. 22-35.
9. Болотнов И. В. Недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама // Корпоративный юрист. - М.: Волтерс Клувер, 2013, № 5. - С. 56-59
10. Илышев А.М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России / А.М.Илышев- М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2014. - 479с.
11. Писенко К.А. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации / К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаев., - Курс Лекций - 2015 - 414 с.
12. Рахимов Т.Р. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Томский политехнический университет - Томск: Изд-во Томского политехнического университета , 2014 – 264стр
13. Терентьева Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие – М.: Эксмо, 2014 – 432стр.
14. Варламова А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие – Омск.: ООО «Омскбланкиздат», 2015 -254стр
15. Исаев, А.А. Конкурентоспособность предприятия: проблемы теории / А.А. Исаев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2015. - № 4 (4). - С. 165-172.
16. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 2 –е изд., переработано и дополнено - М.: Проспект, 2014- 544стр.
17. Дудкова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2015 – 120стр.
18. Слагода В.Г. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: Форум, 2016 – 368стр.
19. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник. 5-е издание – М.: Юнити – Дана,2015 -504стр.
20. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ
Максимов В.А. Экономика фирмы: Учебник – Ростов н/Д : Феникс, 2017 – 576стр.
21.Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М.: Издательство РДЛ, 2015. 352 с.
22. Харитонова С.М. Недобросовестная конкуренция: понятие и отличия от монополистической деятельности // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Московского университета, 2015, № 6. - С. 52-63
23. Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. – С. 118-121.
24. Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е. А. Стародубцева // Известия ИГЭА. - 2011. - №4. – С. 132-135
25. Тер-Газарян А. Книжный рынок как самовластье маркетинговых программ // Книжная индустрия - М.: 2014. - №3
26. Интернет-магазин «Лабиринт». Код доступа: http://www.labirint.ru/
27. Интернет-магазин «Ozon.ru». Код доступа: http://www.ozon.ru/
28.Книготорговая фирма «Чакона». Код доступа: http://www.chaconne.ru/
29.Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции / Л. Е, Гукасян // Экономика и законодательство, 2014., - №5., - С.21
Приложение А
Таблица 1
Сравнительная характеристика книжных магазинов г. Тольятти
Категории |
Чакона |
Метида |
Новый Книжный |
Срок существования на рынке г. Тольятти |
Более 20 лет |
Около 17 лет |
Около 7 лет |
Ассортимент |
Художественная литература, учебная, деловая; товары для хобби и детского творчества, канцтовары, настольные игры. |
Художественная литература, учебная, деловая; игрушки, канцтовары. |
Художественная литература, учебная, деловая; канцтовары. |
Цены |
Средние по городу |
Выше, чем у конкурентов |
Средние по городу |
Частота пополнения ассортимента |
1-2 недели |
1 раз в неделю |
1 раз в две недели |
Наличие компьютерной базы данных |
есть |
есть |
есть |
Дополнительные услуги |
Доставка по городу, работа с индивидуальными заказами, распечатка документов с флэш- карт, ксерокопия формата А4, упаковка подарков, подарочные сертификаты |
работа с индивидуальными заказами, ксерокопия формата А4, подарочные сертификаты |
работа с индивидуальными заказами, ксерокопия формата А4 |
Система скидок |
От 1000 руб.-5%, от 2000 руб.-10%; библиотекам г. Тольятти на любую сумму предоставляется скидка 10%. |
От 500 руб.-5%, от 2000 руб.-10%, , от 3000 руб.-15%, библиотекам от 1000 руб. предоставляется скидка 20%; |
до 5 000 руб. -5% |