Файл: "Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Функция санации. С помощью конкуренции рынок очищается для жизнеспособных и экономически сильных производителей. Другими словами, с рынка вытесняются неконкурентоспособные предприятия и остаются самые эффективные. Этот механизм санации как правило непредвзятый и справедливый.

6. Контролирующая функция. Призвана не допустить установления монополистического диктата одних производителей рынка над другими.

7. Аллокационная функция (или иначе функция размещения). Выражается в эффективном размещении факторов производства (земли и капитала), в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу [9].

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом схожи и даже практически совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики. Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов [7]. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило ему выделить несколько основных факторов, определяющих экономический успех в рыночной конкуренции[8].

Ниже приведены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, компании:

При производстве:

  • Размеры прибыли предприятия;
  • Уровень налогообложения;
  • Величина оплаты труда;
  • Производительность труда;
  • Внедрение научно-технических разработок.

При потреблении:

- Новизна;

- Качество;

- Цена товара;

- Уровень предпродажной подготовки;

- Послепродажное обслуживание.

Конкуренция, являясь необходимым и определяющим условием нормального функционирования рынка, обладает как положительными, так и отрицательными чертами [9].

Положительные стороны конкуренции:

1.Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

2. Конкуренция заставляет производителей снижать производственные затраты;

3. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый ими товар;

4. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

5. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новшества, искать новые возможности, современные инструменты в производстве и в продаже;

6. Конкуренция стимулирует производителей повышать качество производимого товара;


  1. Конкуренция вводит новые формы управления [9].

Отрицательные стороны конкуренции:

1.”Победа” одних производителей на рынке и, как следствие, «поражение» других;

2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы в случае “поражения” одного из субъектов рынка;

3. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к своему конкуренту;

4. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов;

5. Экологические нарушения;

6. Нечестные приёмы завоевания рынка (недобросовестная конкуренция, понятие и смысл которой будет более подробно рассмотрен в следующей главе) [10].

В целом конкуренция несёт больше позитивного, чем негативного [11].

Можно сделать вывод, что вся совокупность перечисленных функций, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики. Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

Основные виды конкуренции

Чтобы правильно понять сущность и понятие конкуренции, следует также рассмотреть классификацию ее видов.

По масштабам развития различают следующие виды конкуренции [11]:

- отраслевая (в одной определенной отрасли происходит соперничество за получение наибольшей прибыли);

- межотраслевая (борьба между производителями разных отраслей, которые стремятся перехватить покупателя на свою сторону и получить наибольшую выгоду);

- индивидуальная (один субъект рынка пытается подобрать для себя лучшие условия ведения торговли);

- местная (соперничество между производителями на какой-то определенной территории);

- национальная (производители соревнуются между собой внутри одного государства);

- глобальная (соперничество на мировом уровне между предприятиями и даже странами) [12].

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на:

- ценовую (основывается на снижении себестоимости продукции, и производитель добивается успеха за счет снижения цены, при этом искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента не допускается. Производитель снижает издержки производства, либо сознательно идёт на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка);

- неценовую (основывается на использовании любых законных средств, кроме снижения цен). Например, продаже товаров более высокого качества, техническому превосходству, новизне, дизайну, удобству обслуживания, рекламе, маркетингу и инновациям (обновлению) продукта. Конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной [11].


По степени свободы конкуренцию подразделяют на:

- совершенную (свободную)- это свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование, свободный вход и выход на рынок и другое. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Достигается максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах. Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции» [12].

- несовершенную (монополистическую) – это присутствие нескольких десятков фирм, каждая из которых выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждым производителем, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими производителями. Это, например, товары или услуги одного назначения - напитки, шампуни, лекарства, бензин т.п. Товары являются близкими заменителями, но отличаются друг от друга товарным знаком, качеством, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием и практически не различаются ценой.

Несовершенная конкуренция представлена следующими типами: олигополистическая и монополистическая конкуренция[8].

Олигополистическая конкуренция состоит из небольшого числа продавцов, что объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на рынок. В основном подобный рынок присутствует в химической отрасли, а также машиностроительной промышленности, металлообрабатывающей и т.д. Каждый производитель или продавец чётко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо машиностроительная компания снизит свои цены на 15%, то покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цены. С другой стороны, если Олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов [9].


Монополистическая конкуренция характеризуются множеством соперничающих сторон на рынке, примерно равные силы, дифференцированность продукции. Формируется рынок монопольного характера там, где затруднена конкуренция по причине технических особенностей. Примером могут служить транспортные перевозки, энергетика, телефонная связь и пр. [12].

Э. Х. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта.» «Монополистическая конкуренция это, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции [13].»

Итак, мы видим, что образуется видовое многообразие в понятии конкуренция вследствие существования различных моделей рынка и от условий классификации.

Добросовестная и недобросовестная конкуренция на финансовых рынках

Добросовестная конкуренция

Добросовестной конкуренцией на рынке является ситуация, при которой не формальными, а реальными методами обеспечиваются такие условия, при которых равно функционируют все без исключения субъекты рыночных отношений. При добросовестной конкуренции производители используют повышение качества продукции, маркетинговые стратегии и мощную рекламу, и создание более улучшенной группы товаров и услуг [13]. Но самым популярным инструментом добросовестной конкуренции является  «война цен», т.е. манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания своей позиции на рынке и нейтрализации влияния конкурентов. Для этого производители используют снижение цен, распродажи, акции, всевозможные способы кредитования, рассрочки и т.д. «Война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов на рынке [14].


Не менее эффективным является метод конкурентной борьбы, который предполагает улучшение качества реализуемого товара. Качественная продукция способствует не только привлечению новых покупателей, но и имеет долгосрочный эффект в борьбе с конкурентами. Это объясняется тем, что для того, чтобы компаниям-конкурентам принять ответное действие в противовес, необходимо достаточно много времени и материальных затрат на разработку и изготовление продукции, которая по качественным показателям не будет уступать качеству продукции конкурентов[15].

Не лишними для борьбы с конкуренцией будут различные маркетинговые исследования, которые на основании запросов потребителей к качеству и характеристикам продукта помогут при разработке товара. С их помощью возможно и прогнозирование ситуации на рынке, рисков и ответных стратегий компаний-конкурентов на введение на рынок нового товара [14].

Отдельного внимания в борьбе с конкурентами заслуживает качественная реклама в общественных средствах массовой информации. С ее помощью можно громко заявить о себе, сформировав до продажное мнение потребителей, корректировать имидж отдельного товара и всей торговой марки в целом.

Добросовестная конкуренция - это признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает потребитель.

Основными методами добросовестной конкуренции являются: ценовые и неценовые [16].

Кроме снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.

Не ценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира [17]. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, до продажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:

  1. Удобству в использовании товара и качественном обслуживании;
  2. Надежности товаров, их безопасности (именно на этом делается акцент в рекламе);
  3. Лучшим экологическим характеристикам (использование эко материалов);

4.Высокому качеству товаров (услуг);

5. Экономичности товаров (потребитель нередко анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду при использовании того или иного товара, например бойлер для воды, или электроплита);