Файл: "Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее подходящим обозначением перечня недобросовестных конкурентных действий, на мой взгляд, является используемое в п.3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности выражение "акты недобросовестной конкуренции".

Самостоятельным актом недобросовестной конкуренции следует считать конкретное действие, проявляющееся в нарушении конкуренции в том либо ином сегменте товарного рынка и имеющее для нее негативные последствия, вызванные преодолением установленных границ допустимого поведения хозяйствующего субъекта [26].

С.А. Паращук и А.Н. Варламова вслед за А.Н. Козыриным и Р.А. Шепенко относят к формам недобросовестной конкуренции демпинг, под которым понимается, в частности, импорт товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара. Подобное отнесение представляется весьма спорным, так как антидемпинговые меры осуществляются вне предметного поля законодательства о защите конкуренции, хотя и связаны с последним [21].

Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

- некорректное сравнение товаров одного хозяйствующего субъекта с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации работ, услуг;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Не существует препятствий к отнесению в перечень актов недобросовестной конкуренции и иных действий, подпадающих под признаки общего понятия недобросовестной конкуренции [27]. Как отмечает М.В. Залесская, "это могут быть различные препятствия, которые недобросовестный конкурент создает для своего апонента (дезорганизация производства, сманивание работников, компьютерные вирусы в программах и т.п.). Выявление и обнародование форм недобросовестной конкуренции федеральным антимонопольным органом в специальных публикациях, а также судами при обобщении соответствующей категории дел оказало бы существенное содействие развитию различных мер и способов противодействия недобросовестной конкуренции как правового, так и иного порядка" [22].


Примером недобросовестного конкурентного поведения, содержанием которого является переманивание клиентов, могут служить действия оператора сотовой связи "Билайн" в рамках проведения маркетинговой акции по привлечению клиентов. Суть переманивания заключалась в том, что абонентам другого сотового оператора "Мегафон" стали поступать сообщения от представителей сотовой связи "Билайн", содержащие предложения о переходе на обслуживание к ним. Антимонопольный орган посчитал, что действия "Билайна" являются недобросовестными по следующим основаниям:

- поскольку звонки осуществлялись абонентам сети "Мегафон", которые наиболее часто звонят абонентам сети "Билайн", то предложение перейти к другому оператору связи было направлено на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, так как за счет такой маркетинговой акции конкуренты лишаются части абонентов, а "Билайн" этих абонентов приобретает;

- абоненты сети "Мегафон" требовали у своего оператора после присланных сообщений оградить их от подобных акций, сообщений, возместить им стоимость звонков, оказавшихся в ряде случаев платными;

- во время беседы с оператором связи сети "Билайн" абонент не пользовался услугами связи сети "Мегафон", что повлекло убытки в виде упущенной выгоды.

Решение антимонопольного органа было обжаловано “Билайном” в арбитражный суд, однако тот признал выводы антимонопольного органа обоснованными и отказал в признании решения незаконным. Решение суда первой инстанции было оставлено в силе арбитражным апелляционным судом [9].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недобросовестная конкуренция оказывает негативное влияние на хозяйственные отношения и наносит ущерб хозяйствующим субъектам, потребителям и экономике в целом. В российском законодательстве, в отличии от других стран, есть ряд упущений, связанных с недостаточной раскрытостью понятий, которые напрямую связаны с недобросовестной конкуренцией, однако стоит отметить, что проблема недобросовестности, благодаря законодательству, с каждым годом угасает.

3. Анализ конкурентной среды фирмы «Чакона»

3.1 Анализ конкурентоспособности фирмы «Чакона»


ООО «Чакона» – это фирма, занимающаяся книготорговой деятельностью ,которая создана в Самаре в 1994 году.

В настоящее время в состав фирмы входят 24 крупных магазина (из них 14 находятся в г. Самара, 6 - в г. Тольятти, 3 - в г. Сызрань, 1 - в г. Новокуйбышевск). Их отличительной особенностью является достаточно широкий и уникальный ассортимент. Ассортимент магазина может быть охарактеризован фразой "Все новые книги России". Помимо бестселлеров, в магазине можно найти много профессиональных изданий на любую тематику. Партнёрами магазина являются все крупнейшие российские издательства и книготорговые фирмы (общее количество поставщиков составляет несколько сотен). Фирма «Чакона» является единственным официальным представителем издательств «Просвещение» и «Дрофа» в Самаре и Самарской области [28].

Для того чтобы успешно развиваться и функционировать в условиях жесткой конкуренции, фирма должна следить за всеми изменениями на рынке: желанием потребителей, соотношением цен конкурентов, а также за созданием новых товаров и услуг, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть.

Сравнивая фирму «Чакона» с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы:

Сильные стороны фирмы:

− доступные и демократичные цены;

− приверженность потребителей;

− большая торговая сеть с различными торговыми площадями;

− квалифицированность и компетентность кадров;

− единый большой склад продукции;

− активная роль маркетинга и рекламы;

− хорошая репутация среди конкурентов и покупателей;

− наличие свободных финансовых ресурсов;

− свободный доступ к представленной литературе;

− значительный период существования фирмы на рынке (с 1994г);

− превосходство над своими конкурентами;

− многофункциональное и современное торговое оборудование;

− предоставление дополнительных услуг (доставка литературы по городу, работа с покупателями по заказам, как коллективным так и единичным);

− представлен весь спектр литературы: учебная, детская, профессиональная, художественная, деловая и др.;

− наличие персонального сайта в интернете [28].

Слабые стороны фирмы:

− большая текучесть кадров;

− отсутствие рекламы продукции магазина на ТВ, радио и в интернете;

− недоработанная дисконтная система;

− неорганизованная работа с оптовыми покупателями;

− отсутствие в продаже ассортимента аудиокниг, электронных книг и обучающих программ на СD носителях в отличии от конкурентов.


Возможности фирмы:

− улучшение дисконтной системы;

− расширение предлагаемого ассортимента;

− проведение рекламы на ТВ, радио и в интернете;

− более эффективная оптовая продажа продукции.

Угрозы фирмы:

− увеличение потребностей покупателя;

− возможность появление новых конкурентов;

− возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;

− растущее конкурентное давление.

Проанализировав сильные и слабые стороны фирмы, угрозы и возможности можно определить стратегию, нацеленную на использование с помощью сильных сторон открывающихся возможностей и обеспечивающую защиту слабых сторон от внешних угроз. Комбинация сильных сторон и возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи последних. Так, наличие больших складских и торговых площадей позволяют фирме “Чакона” использовать в своей деятельности более широкую оптовую продажу продукции. Потребителями опта могут быть более мелкие частные предприниматели или малые магазины микрорайонов, и вполне возможно просто физические лица. Самая опасная угроза – появление и возрастание конкурентного давления – должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться под контролем руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить наименьшее внимание. Покупатели предъявляют высокие требования к качеству услуг, цена имеет второстепенное значение. Основная задача фирмы – работать в интересах покупателей [28]. Только такая позиция может обеспечить стабильный спрос на услуги, которые предлагает фирма. Покупатели, приходящие в один из магазинов сети «Чакона» должны чувствовать себя комфортно.

Магазин «Чакона» имеет привлекательную сторону для покупателей по ряду причин: продолжительное время работы, высокое качество обслуживания, специальные скидки и акции для людей разных возрастов, дополнительные услуги, широкий выбор ассортимента, работа без перерыва и выходных, что весьма удобно для покупателей, у которых занята вся рабочая неделя.

Подводя итоги данного небольшого анализа можно выделить ряд конкурентных преимуществ книжного магазина «Чакона»:

− высокое качество обслуживания;

− система дополнительных услуг;

− частые акции как для постоянных, так и для новых покупателей;

− длинная рабочая неделя, без выходных и перерывов;


− гибкая система скидок, бонусов;

− сосредоточение разнообразных товаров.

Динамичное развитие экономики приводит к развитию и увеличению фирм, занимающихся как книготорговой деятельностью, так и многих других сфер деятельности. Так, в настоящее время в городе Тольятти осуществляют свою деятельность 3 крупных книжных магазина это - «Чакона», «Метида» и «Новый книжный». Двое из них являются крупнейшими книготорговыми фирмами с обширной сетью филиалов в Самарской области. «Новый книжный» действует в одном ТЦ г. Тольятти и фактический является филиалом Московской магазина. Продуктовые магазины, использующие в практике продажу непродовольственных товаров в ассортименте, также представляют книжную продукцию [29].

Проведём сравнительную характеристику трёх конкурентных магазинов «Чакона», «Метида», «Новый Книжный» (см. Приложение А, таблица 1).

Из сравнительного анализа основных конкурентов магазина «Чакона», видно, что фирма имеет как преимущества, так и недостатки в своей деятельности перед конкурентами. Магазин имеет малые и большие торговые площади. Большие торговые залы имеют наибольшее преимущества перед малыми, так как предоставляют покупателям широкий выбор литературы, как правило по доступным ценам. Филиал с меньшой площадью может рассматриваться как недостаток, так как в основном вся литература, представлена в единичном экземпляре. Фирма предоставляет услуги ксерокопирования, а так же дополнительные услуги: доставка по городу, работа с индивидуальными заказами. Цены на товар магазина установлены средние по городу, но при этом представленная система скидок менее гибкая, чем у конкурентов. Дисконтные карты, безналичный расчет с покупателями положительно сказывается на имидже фирмы.

Как уже было отмечено, книжная торговля развивается, а вместе с ней способы её продажи. Помимо традиционных способов, продажа книг осуществляется по почте, а также через Интернет. Интернет с каждым годом становится все более доступным для заинтересованных лиц. Сетевые технологии позволяют не только осуществлять издательствам продажу книг на прямую потребителям, но и предоставляют возможность пользователям найти всю необходимую информацию без привлечения печатных изданий.

Следует отметить, что сильную конкуренцию книжным магазинам составляют бесплатные интернет – ресурсы, предлагающие электронную альтернативу классической книге. Например, книжные интернет - магазины, такие как Ozon.ru, «Лабиринт» и «Литрес».