Файл: "Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Высокому качеству до продажного и послепродажного обслуживания (компетентность сотрудников в консультировании товара);

7. Скорость выполнения заказов клиентов, при неизменных ценах (быстрое выполнение заказа, сборки, установки всегда приветствуется потребителем и играет большую роль в конкурентной борьбе);

8. Большому гарантийному сроку использования товаров [17].

Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, которые запрещены законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства.

Чистая конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.

Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую[18].

Чистая конкуренция между производителями предполагает, что компании, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.

Внутрифирменная конкуренция, предполагает, что отделы одной компании конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты этой конкуренции будут видны через пути сравнения финансовых показателей.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, например хозяйственные товары или все мебельные товары для дома в одном магазине функционально конкурируют друг с другом [19].

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным признакам и характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).

Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия [18].

Одним из самых острых вопросов на рынке товаров и услуг является вопрос о повышении технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта - одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя напрямую связана с качеством его товаров, отсюда - уважение потребителя к торговой марке или бренду, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг [19].


Недобросовестная конкуренция

Согласно Закону РФ о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [20].

Рассмотрим более детально указанные критерии недобросовестной конкуренции.

Прежде всего недобросовестная конкуренция - это действия. Следовательно, "бездействие" нельзя отнести к недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция противоречит законодательству. Действия, направленные хозяйственным субъектом на получение видимого преимущества перед конкурентами, не говорят о недобросовестной конкуренции в целом. Главным условием является нарушение хозяйственным субъектом обычаев делового оборота [21].

Первый критерий – действия хозяйственного субъекта противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Именно это и является важнейшим отличием недобросовестной конкуренции от других нарушений правил конкуренции.

Такие понятия, как добросовестность и разумность, упоминаются в законодательстве (например в ГК РФ, в ФЗ "О рекламе", в ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Однако в законодательстве отсутствует определение этих понятий. Согласно п. 3 ст. 10 ГК РФ "в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются".

По вопросу о том, что представляют собой добросовестность и разумность, существуют разные точки зрения. Исследователи данной проблемы часто приравнивают и сравнивают добросовестность с невиновностью, а недобросовестность с виновностью. Как пишет Е. Богданова, под добросовестностью следует понимать "субъективную сторону поведения". О понятиях виновности и недобросовестности пишет и В.А. Белов, который упоминает о том, что согласно российскому законодательству все права и обязанности должны осуществляться добросовестно и разумно [22].

Термин "разумность" также широко используется в законодательстве, в частности, в ГК РФ говорится о разумном ведении дел (ст. ст. 72, 76), о разумных сроках (ст. ст. 314, 345, 375, 397, 399), разумной цене товара (ст. ст. 524, 738), разумных мерах, принимаемых к уменьшению убытков (ст. ст. 404, 750, 962), разумном предвидении изменения обстоятельств (ст. 451), разумно понимаемых интересах (ст. 428). Однако не смотря на широкое использование понятия “разумность”, его термин законодательством также не определен.


Таким образом, основной критерий нарушений, относящихся к недобросовестной конкуренции, фактически не определен в российском законодательстве. Как писал И.А. Покровский, законодатель может умышленно, по тем или иным причинам, не давать точное определение терминам, предоставив их свободному усмотрению суда. Применение законодателем таких приемов свойственно законодательству многих стран [23].

Следующий критерий, на который указывает понятие недобросовестной конкуренции, это то, что некие действия хозяйственного субъекта причинили или могут причинить убытки или вред деловой репутации другим компаниям- конкурентам. Согласно закону, пострадавшая от недобросовестной конкуренции компания может не доказывать наличие понесенных убытков сразу, так как убытки и другие негативные последствия могут возникнуть в будущем [24]. Необходимо отметить, что в случае, если действия недобросовестной компании не причиняют убытки компаниям-конкурентам, но причиняют убытки иным лицам (например потребителям продукции), то о недобросовестной конкуренции речь не идет. Однако в научной литературе многие исследователи разделяют мнение о том, что при недобросовестной конкуренции вред может наноситься как потребителям, так и конкурентам [20].

В российском законодательстве определение недобросовестной конкуренции напрямую привязано к понятию "конкурент". В других правовых системах, наряду с персоной конкурента указываются иные лица, например "поставщики и клиенты".

На сегодняшний день можно встретить такие виды недобросовестной конкуренции:

  • разглашение коммерческой тайны компании-конкурента;
  • подкуп сотрудников компании-конкурента;
  • физическое уничтожение конкурента;
  • экономический и промышленный шпионаж;
  • скрытое использование чужой торговой марки;
  • махинации с финансовой отчетностью;
  • подделка продукции компании-конкурента;
  • продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
  • необъективная реклама;
  • распространение ложной информации в ущерб конкурентам;
  • неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму [23].

Подобные способы и формы недобросовестной конкуренции противоречат  не только законодательству Российской Федерации, но и нормам делового и корпоративного этикета, морали, добропорядочности, гуманности [24].

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Понятие недобросовестной конкуренции, данное в Законе о защите конкуренции, по существу, выделяет два отличительных признака недобросовестной конкуренции, которые отделяют ее от иных нарушений правил конкуренции:


данные действия противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и одновременно данные действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [25].

Большинство исследователей данной проблемы согласны с тем, что недобросовестная конкуренция, как и монополистическая деятельность, является правонарушением.

Что касается формы вины, применительной к недобросовестной конкуренции, то здесь высказываются различные авторы, имеющие разные точки зрения. В.И. Еременко указывает, что исходя из определения недобросовестной конкуренции, данного в российском законодательстве, следует, что "при наложении ответственности пострадавшее лицо (конкурент-истец) обязан предоставить суду доказательства умышленной вины ответчика (компании, которая нанесла вред)". При этом он отмечает, что в других странах в расчет решения суда согласно наложения ответственности принимается любая форма вины - как умысел, так и неосторожность. Некоторые ученые отмечают, что субъективная сторона недобросовестной конкуренции может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью[25].

Основываясь на российском законодательстве, следует отметить, что происходит сближение таких правонарушений, как монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. Как отмечает Д.И. Серегин, "хотя запрет монополистической деятельности возник в рамках публичного права, а запрет недобросовестной конкуренции - в рамках частного права, развитие этих видов деятельности привело к тому, что они оба являются частно-публичными. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция одинаково опасны и для интересов предпринимателей, и для интересов потребителей, и для интересов общества в целом" [26].

В настоящее время споры, касающиеся монополистической деятельности, и споры по формам недобросовестной конкуренции рассматриваются антимонопольным органом. Согласно КоАП РФ административными правонарушениями являются и злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31), и заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), и недобросовестная конкуренция (ст. 14.33).

Что касается применения такой меры ответственности, как возмещение убытков, то убытки у отдельных субъектов могут возникнуть как при недобросовестной конкуренции, так и при отдельных видах монополистической деятельности [19].


Анализируя такую категорию, как монополистическая деятельность, был сделан вывод о необходимости введения в законодательство понятия "вред конкуренции". Полагаю, что аналогичный вывод должен быть сделан и применительно к недобросовестной конкуренции.

Для лучшего понимания того, кому наносится вред при осуществлении недобросовестной конкуренции, ниже рассмотрен пример, приведенный А.И. Каминкой [25].

Предприниматель продает хлопок, акцентируя внимание на том, что холопок имеет высокое, египетское качество. Вместе с тем, продается он по ценам азиатского хлопка, каким он по существу и является. Таким образом, предприниматель не причиняет покупателю никакого вреда, и не имеет цели навредить ему. Тем не менее, как отмечает А.И. Каминка, такие недобросовестные действия предпринимателя не должны быть терпимы, поскольку в результате этих действий, если не покупатель несет ущерб, то вред наносится всему торговому обществу в целом. Некоторые преимущества в торговле приобретает лицо только потому, что оно решается сообщить публике заведомо неверные сведения: часть покупателей приобрела бы хлопок у других продавцов, и, таким образом, эти другие более добросовестные предприниматели пострадали только потому, что они не пожелали сообщить заведомо неверных сведений. К тому же, вероятно, часть покупателей, предпочла бы, заплатить дороже за натуральный египетский хлопок. Фактически А.И. Каминка говорит о вреде, нанесенном не конкретному лицу, а конкуренции в целом. Таким образом, как при монополистической деятельности, так и при недобросовестной конкуренции вред наносится конкуренции как таковой [22].

В специальной литературе, посвященной проблемам недобросовестной конкуренции, предлагаются различные названия недобросовестных конкурентных действий, обобщающих их совокупность под одним именем [26].

Так, К.Ю. Тотьев называет указанные действия формами недобросовестной конкуренции, выделяя при этом три их разновидности [27].

М.В. Залесская также пользуется термином "формы недобросовестной конкуренции", однако рассматривает в качестве таковых действия, перечисленные в ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

В.Ф. Попандопуло употребляет в отношении перечня недобросовестных конкурентных действий термин "составы недобросовестной конкуренции".

Применение в отношении перечня недобросовестных конкурентных действий термина "формы" представляется некорректным, несмотря на то что именно так указанный перечень именовался исходя из названия ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В качестве единственной в данном случае формы выступает само действие, наполненное различным содержанием, что и приводит к возникновению отдельных видов недобросовестного конкурентного поведения [24].