Файл: "Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, рабочий - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Конкуренция (от лат.CONCURRERE – сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

 В экономической литературе существует множество определений понятия «конкуренция».

По определению классической школы, конкуренция, это соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.

По Карлу Марксу, конкуренция - это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.

Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы.

В качестве оружия в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, сервисное обслуживание, качество изделий, условия поставок и платежей, цену, ассортимент, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает конкуренция, конкурентоспособность книготорговой фирмы.

Предметом исследования является конкуренция как условие функционирования рыночной экономики.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать понятие и условия возникновения конкуренции;
  • изучить понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции;
  • рассмотреть конкурентоспособность фирмы ООО “Чакона” и конкурентной среды на книжном рынке;
  • разработать методы повышения конкурентоспособности и оценить эффективность разработанных предложений;
  • оформить выводы по результатам изучения видов конкуренции.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Актуальность также связана с тем, что понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. 

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, описывается ее роль на рынке. Рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Во второй главе ведется речь о видах конкуренции - добросовестной и недобросовестной. В третьей главе рассматриваются показатели конкурентоспособности фирмы «Чакона», предложены пути повышения конкурентоспособности и рекомендации по внедрению вариантов управленческих решений.

Теоретической базой исследования стали: книги, статьи авторов, их концепции и стратегии.

При написании курсовой работы использовалось множество экономической литературы. При изучении совершенной и несовершенной конкуренции большую помощь оказали труды и книги авторов И.А. Покровского, В.А.Белова, Д.И. Серегина.

Исследование конкурентоспособности относится к направлению, широко освещённому в научной литературе. Данный вопрос рассматривали в своих работах такие учёные, как: Ф. Котлер, М. Портер, П.Ф. Друкер, Й. А. Шумпетер, А. Маршалл, В.Я.Горфинкель и т.д.

В работе применялись как общенаучные, так и специальные методы исследования, такие как анализ, прогнозирование, изучение и анализ научной литературы.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что она содержит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности фирмы, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности компании.

Конкуренция в рыночной экономике

Понятие и условия возникновения конкуренции

Основным понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (c лат.conurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - это центр всей системы рыночной экономики, тип взаимоотношений между потребителями и производителями. Главным стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление и непреодолимое желание превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. Один из основоположников современной экономической теории Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой», ведь она является регулирующей силой в условиях рынка [1].


Конкуренция не только побуждает, но и принуждает производителей учитывать интересы каждого потребителя, а значит, и интересы всего общества в целом. В ходе конкуренции, из множества представленных товаров, рынок выбирает только те, которые действительно востребованы и необходимы потребителям. Именно эти товары пользуются наибольшим спросом и их удается быстро продать. Другие же, остаются невостребованными, и их продажи, как и производство, со временем сокращается. Конкуренция представляет собой довольно мощный механизм, с помощью которого решаются такие фундаментальные вопросы, как: Что? Как? Для кого производить?[2]

При наличии конкуренции производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы как следствие увеличить свою прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и производитель получает возможность уменьшить цены [3].Кроме того, конкуренция также побуждает производителей улучшать качество производимых товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. За счёт этих приёмов многое выигрывает и потребитель. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг по приемлемым ценам. Наибольшую конкурентоспособность они приобретают благодаря предлагаемым товарам по наиболее выгодным для потребителя ценам в отличии от конкурентов. Особенно выделяются и выигрывают те товары, которые имеют соотношение “цены и качества” [3].

Конкуренция, как термин прошла несколько этапов толкования:

1. Конкуренция как поведенческий подход. А. Смит давал понятие конкуренции как совокупность попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора, соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономики. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей [4].

2. Структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Э. Чемберлин, А. Курно, Ф. Эджуорт, Дж. Робинсон. В их понимании рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж [5]. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка и его условий. Как подчеркивают Т. Д. Ромащенко и Ю. И. Хаустов: “В центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей несовершенной конкуренции” [3].Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают какого-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении (соперничестве) ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия. Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка [6].


3. Кроме поведенческой и структурной трактовки, существует еще и функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. По его мнению, задача предпринимателя — завоёвывать потребителей нововведениями, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать первым в своем деле, разрушить все стереотипы и принципы [4]. И только тогда производитель/продавец может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию. Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать [6].

Сегодня понятие конкуренции мы определяем и воспринимаем как:

а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

б) борьба между производителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства [4].

Понятие конкуренции очень многозначно, оно не охватывается только этими определениями. Конкуренция это и способ хозяйствования, и способ существования капитала (когда один капитал соперничает с другим капиталом).

Объективными условиями возникновения конкуренции являются:

  1. Зависимость их от конъюнктуры рынка;
  2. Наличие множества равноправных рыночных субъектов;
  3. Экономическая обособленность участников рыночного хозяйства;
  4. Противостояние производителей в борьбе за покупательский спрос.

Конкурентоспособность может определяться следующими факторами:

- среда, в которой действует предприятие;

- наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

- уровень квалификации персонала и менеджмента;

- качество продукции и услуг;

- технологический уровень производства;

- доступность источников финансирования [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкуренция – важнейший элемент рынка, который играет немалую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий [5].


Функции экономической конкуренции

Конкуренция является процессом открытия новых возможностей, которые без нее оставались бы неиспользованными в экономике. В конкурентной борьбе проигрывает тот, кто не может успеть за темпом экономического прогресса. Кроме того, конкуренция заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности снижения затрат на производство и перспективы экономического роста. Сущность конкуренции в наибольшей степени раскрывается в ее функциях[6]. В современной рыночной экономике можно выделить семь основных функций конкуренции:

1. Регулирующая функция. Конкуренция выполняет роль регулятора объемов производства и цен на товары. Для того чтобы выстоять в борьбе, производитель должен предлагать товары такого качества, в таком объеме и по такой цене, которые удовлетворили бы желания и возможности потребителя. Отсюда и факторы производства направляются на те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести [7].

2. Мотивационная функция. Для каждого предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно. Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят её с меньшими затратами, значительно выигрывают наряду со своими конкурентами, и как следствие получают вознаграждение в виде неплохой прибыли. В то же время, предприятия, которые не реагируют на изменения рыночной ситуации, недостаточно полно учитывают нужды потребителей, оказываются в проигрыше, терпят убытки и вытесняются с рынка. Поэтому мотивационная функция побуждает производителя стремиться следить за тем, что актуально на рынке услуг, что пользуется наибольшим спросом и какие товары предпочитают потребители [8].

3. Функция распределения. Конкуренция включает не только стимулы к более высокой производительности, но и позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их эффективным вкладом. Функция распределения оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей [7].

4. Функция инновации (инновационная). Смысл данной функции заключается в стремлении выиграть в конкурентной борьбе, заставляя производителя снижать затраты на производство, повышать производительность труда, совершенствовать ассортимент продукции. Для достижения целей необходимо внедрять научно-технический прогресс, применять на практике технологические и научные новшества, быть “в теме” событий происходящих на рынке, применять всевозможные современные инструменты производства.