Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты(Понятие и характеристика государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы государственной гражданской службы и кадровой работы

1.1. Понятие и характеристика государственной гражданской службы

1.2. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих

1.3. Кадровая работа в государственных органах

Глава 2. Регулирование государственной гражданской службы и кадровой работы государственного органа (на примере Сибирского регионального центра МЧС России)

2.1. Характеристика Сибирского регионального центра МЧС России

2.2. Оценка кадровой политики Сибирского регионального центра МЧС России

2.3. Анализ механизмов государственной службы на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной службы и кадровой работы государственного органа на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.1. Проблемы управления карьерой государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.2. Обеспечение совершенствования кадрового потенциала государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Технология повышения квалификации предполагает использования методов обучения на рабочем месте и вне его. Чтобы оценить использование методов обучения обратимся к таблице 5.

Таблица 5

Использование методов обучения сотрудников на рабочем месте и вне СРЦ МЧС России

Методы обучения

Частота использования

часто

периодически

редко

очень редко

не используются

Методы обучения на рабочем месте

1.Направленное приобретение опыта

2. Рабочий инструктаж

3. Смена рабочего места (ротация)

4. Использование ра­ботников в качестве ассистентов, стажеров

5. Подготовка в про­ектных группах

Методы обучения вне рабочего места

1.Чтение лекций

2. Программированные курсы обучения

  1. Конференции, семинары

4. Учения в ситуациях схожих с реальными

5. Методы решения про­изводственно-экономи­ческих проблем с помо­щью моделей

6. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы»)

В рамках системы переподготовки, повышения квалификации персонала СРЦ МЧС России обеспечивается дифференцированный подход по: категориям персонала; специализации в соответствии с занимаемой должностью; уровню подготовки и базовому образованию; формам обучения; целям повышения квалификации.

Реализация дифференцированного подхода к переподготовке и повышению квалификации обеспечивается путем формирования определенных специализированных групп обучающихся.

Чаще всего СРЦ МЧС России используют метод повышения квалификации – рабочий инструктаж и использование ра­ботников в качестве ассистентов, стажеров на рабочем месте.

Периодическое использование находят методы конференции, семинары и метод реше­ния конкретных задач из практики вне рабочего места. Редко используются программированные курсы обучения и очень редко направленное приобретение опыта, смена рабочего места (ротация), чтение лекций. Не используются такие методы обучения, как подготовка в про­ектных группах и рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы»), методы решения про­изводственно-экономи­ческих проблем с помо­щью моделей, деловые игры.


После обучения в СРЦ МЧС России проводятся квалификационные экзамены персонала. Для этого создается комиссия из 4-5 человек: начальник СРЦ МЧС России, начальника и специалисты отдела, в котором работает работник, специалист по кадрам, которые оценивают соответствия квалификации, уровня знаний, практических навыков работни­ков программе обучения и установления их соответ­ствия (несоответствия) занимаемой должности. Однако экзамен в большей степени носит формальный характер.

В результате проведенного анализа технологии повышения квалификации на СРЦ МЧС России мы можем выявить сильные и слабые стороны ее функционирования, возникающие проблемы и способы их устранения (Приложение 1).

Так основными недостатками существующей технологии повышения квалификации в СРЦ МЧС России является: не использование учебных курсов для руководителей высшего и среднего звена управления, использование ограниченного количества разновидностей видов, сроков, форм и методов обучения; отсутствие ключевых и четко выраженных программ обучения по категориям работников; слабая организация системы повышения квалификации и финансирование мероприятий по повышению квалификации; квалификационные экзамены проводятся формально.

Существующие недостатки вызывают такие хронические проблемы, как устаревание знаний персонала аппарата управления, недостаточный уровень их профессионально-квалификационной подготовки, снижение эффективности обучения и использования трудовых ресурсов, снижение компетентности сотрудников и незаинтересованность в учебном процессе, отсутствие финансового резерва для экстренного приобретения, обучения или подготовки необходимого персонала.

Однако не все так плохо с работой по повышению квалификации, т.к. в СРЦ МЧС России проводится разработка общих требований к персоналу, вводному инструктажу требований техники безопасности, программ стажировки; используются краткосрочные курсы повышения квалификации и стажировки на рабочих местах, что делает усвоение знаний и навыков более успешным; разрабатываются должностные регламенты в полном объеме; имеется наличие правовой базы, необходимой для организации обучения; обучение проводят путем инструктажа, введение в специальность, ознакомление обуча­ющегося с его новой рабочей обстановкой; выделяют средства на повышение квалификации работников и участия их в семинарах, проводится аттестация раз в три года.

Возможными способами устранения отрицательных последствий отсутствия внимания к проблеме повышения квалификации персонала являются: переподготовка в вузах, школах менеджмента, других специализированных учебных заведениях связанных с подготовкой специалистов в области государственного управления; использование всего перечня возможных форм и видов обучения при четком определении эффективности их использования в каждом конкретном случае; разработка программы профориентации персонала, внедрение функции развития персонала; разработка либо приобретение пакета учебно-методической литературы; планирование и расчет затрат на внедрение и реализацию технологии обучения персонала; внедрение системы планирования деловой карьеры, создание собственной образовательной базы; разработка системы оценки персонал, регламентация аттестации и квалификационных экзаменов.


Эти возможности можно использовать только в результате совершенствования существующей технологии повышения квалификации, т.к. любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Поэтому в следующем пункте произведем разработку проекта совершенствования кадрового обеспечения СРЦ МЧС России.

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной службы и кадровой работы государственного органа на примере Сибирского регионального центра МЧС России

3.1. Проблемы управления карьерой государственного служащего на примере Сибирского регионального центра МЧС России

Анализ, проведенный во второй главе работы показал, что основной проблемой в организации кадрового обеспечения в СРЦ МЧС России является отсутствие комплексных технологий в данной сфере управления.

На рисунке 10 схематически представлены основные направления совершенствования технологии кадрового обеспечения, предлагаемые для СРЦ МЧС России.

Рисунок 10 Основные направления совершенствования технологии кадрового обеспечения в СРЦ МЧС России

Таким образом, в рамках программы совершенствования технологии кадрового обеспечения учреждения необходимо в первую очередь:

- разработать систему формирования кадрового резерва;

- совершенствовать технологии оценки персонала;

- совершенствовать технологии аттестации персонала;

- совершенствовать технологии повышения квалификации.


Недостатками существующей технологии организации служебной деятельности СРЦ МЧС России является то, что в учреждении:

- используются ограниченное количество разновидностей, сроков, форм и методов обучения;

- отсутствуют программы обучения по категориям сотрудников;

- слабое финансирование мероприятий по повышению квалификации; квалификационные экзамены проводятся формально.

Такое невнимание к развитию трудового потенциала сотрудников учреждения вызывает устаревание знаний правового обеспечения деятельности, недостаточный уровень их профессионально-квалификационной подготовки, слабая мотивация персонала. Такая ситуация приводит к снижению эффективности работы СРЦ МЧС России, ухудшение социального климата в коллективе, снижение мотивации в работе.

  1. Первое мероприятие направлено на совершенствование технологий повышения квалификации персонала.

Перед нами стоит задача разработки эффективной технологии повышения квалификации именно для СРЦ МЧС России, которая позволит добиться увеличение трудового потенциала учреждения и упростить процесс прохождения.

В приложении 2 представлен проект совершенствования технологии повышение квалификации персонала.

Для разработки и обновления учебных программ (курсов) рекомендуем разрабатывать примерные программы учебной дисциплины.

Примерная программа учебной дисциплины - документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки по конкретной учебной дисциплине. На основании примерной программы учебных дисциплин и учебного плана подразделения СРЦ МЧС России могут самостоятельно разрабатывать рабочую программу учебных дисциплин.

Курсы повышения компьютерной грамотности желательно проводить для всех специалистов СРЦ МЧС России, которые непосредственно используют в своей работе компьютеры. Сейчас нет необходимости идти обучаться на такие курсы в учебные заведения, для этого проще использовать диски с программами самообучения, которые в избытке продаются в компьютерных салонах. Единственное, что необходимо определить, какие именно необходимы для персонала СРЦ МЧС России.

Рекомендуем использовать следующие программы обучения компьютерной грамотности: работа в среде WINDOWS , Microsoft Office , Internet Explorer, Outlook Express и др., а так же установить клавиатурные тренажеры для усвоения навыка быстрого ввода текста. Эффективное использование этих программ позволит увеличить производительность управленческого труда и снизить время на обработку данных. Для отдела обеспечения деятельности СРЦ МЧС России рекомендуем взять самоучитель по программе «1С», для отдела кадров «1С-Кадры». Затраты на приобретение дисков с программами самообучения будут минимальными, что сэкономит финансовые ресурсы предприятия и повысит квалификацию персонала.


Определение потребности в обучении и повышении квалификации СРЦ МЧС России следует начать с разработки квалификационно-образовательных требований.

  1. Второе мероприятие направлено на совершенствование технологии оценки сотрудников.

Оценка персонала базируется на комплексной оценке сотрудников, определяемой по результатам его деятельности и соответствие деловых и личностных качеств требованиям рабочего места. Содержание, процедура комплексной оценки персонала приводятся на Рисунок 11

Комплексная оценка персонала регионального центра

Содержание оценки

Оценка кандидатов на вакантную должность

Текущая периодическая оценка (аттестация персонала)

Оценка деловых и личностных качеств

Оценка качества труда

Оценка результатов труда

Объекты

Изменение и оценка труда во времени

Критерии

Оценка сложности труда

Непосредственные результаты труда

Косвенные результаты

Методы оценки

Методы выявления показателей

Программа сбора данных

Сбор данных: изучение документов, беседы, опросы, наблюдения

Обработка и оформление (по произвольной и заданной форме)

Методы измерения показателей

Натуральные и стоимостные измерители

Условные измерители: баллы, коэффициенты

Практические методы: описательные характеристики

Процедуры оценки

Место оценки (где оно проводится)

Субъект оценки (кто ее проводит)

Порядок оценки (ее периодичность)

Использование технических средств

Рисунок 11 Содержание, методы и процедура комплексной оценки сотрудников

Для того, чтобы произвести оценку соответствия занимаемой должности мало знать квалификационно-образовательных требований, необходимо еще распределить критерии показателей среди подразделений регионального центра.

Так же целесообразно использовать каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров, который основан на профильном методе. Основу профильного метода составляет каталог характеристик-требований, предъявляемый к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а так же с учетом количественных характеристик рабочих мест.

  1. Третье мероприятие направлено на совершенствование технологий аттестации персонала.

На основе знания квалификационных требований к персоналу и критерии их оценок следует провести аттестацию основного звена управления. Аттестация является процедурой определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Цель аттестации – рациональная расстановка кадров и их эффективное использование.