Файл: Определение рыночных возможностей предприятия (на конкретном примере) (Теоретические аспекты определения рыночных возможностей предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главными потребителями ювелирных украшений, конечно же, являются женщины. Количество покупателей - мужчин ничтожно мала: в 2014 году проводили исследования, так лишь каждый 25-й мужчина получил в подарок или приобрел запонки, зажим для галстука или другой товар. В общем, эксперты выражают мнение, что рынок ювелирных товаров еще не насыщен и есть предпосылки к росту[38]. Также предполагается разделение рынка между несколькими крупными сетями и консолидация мелких фирм. Нельзя также исключить прихода на наш рынок новых крупных мировых игроков, поэтому конкуренция будет обостряться, так как в бизнес будут более активно продвигаться новички.

Для того, чтобы полностью обследовать рынок необходимо детально рассмотреть средний ежемесячный доход покупателей ювелирных изделий.

Как видно из диаграммы (рисунок 2.2), 50% респондентов, прошедших опрос, ответили, что их доход составляет более 10000 рублей, но 20% получают от 1000 до 3000 рублей за один месяц, 10% опрошенных зарабатывают от 3000 до 5000 рублей в месяц. Всего лишь 20% граждан указали, что их ежемесячный доход соответствует 5000 - 10000 рублей.

Рисунок 2.2 – Уровень дохода потребителей в процентном соотношении

Источник: по данным маркетингового исследования «Российский рынок ювелирных изделий в 2010-2014 гг., прогноз на 2015-2020 гг.», http://marketing.rbc.ru/ .

Предпочтения потребителей таковы: лидирующие позиции удерживают кольца, что составляет 40%. 20% респондентов выбирают цепи и сережки,

15% - останавливают свой выбор на браслетах. Только 5% изъявили желание приобрести броши.

Проведя исследования покупателей, выявили, что 65% опрошенных предпочитают покупать украшения отечественного производителя, а 35% -зарубежного (см. приложение 2).

В большем количестве случаев потребители обращают свое внимание на дизайн; 50 % покупателей делают акцент на этот аспект; 25% утверждают, что для них важнее качество товаров. Для 20% потребителей значимое место занимает цена, а для 5% - бренд (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 –Приоритеты при выборе ювелирных украшений

Источник: на основании самостоятельно проведенных исследований.

Покупки совершаются потребителями преимущественно по мере необходимости (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Частота совершения покупки потребителями

Источник: на основании самостоятельно проведенных исследований.

Мною было проведено исследование. Данные опроса представлены в приложении (см. приложение 3).

В соответствии с официальным прогнозом Минэкономразвития России[39] на 2015 год, который многие аналитики уже признали реалистичным, российским гражданам следует быть готовыми к снижению экономики на 3% и поднятию цен на 12%.


Ухудшение экономической ситуации будет сказываться и на уровне жизни российских граждан. Так, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы в декабре 2014 года упали на 7,4% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. В 2015году, по прогнозу Минэкономразвития, ожидается снижение реальных располагаемых доходов населения на 6,3%.

По данным Росстата[40], в январе 2015 года оборот розничной торговли в России сократился на 4,4%. По прогнозу Минэкономразвития, этом году ожидается снижение объема розничной торговли на 8,3% (непродовольственных товаров – на 10,3%; пищевых продуктов – на 5.8%).

Падение реальных доходов вынудило большинство россиян пересмотреть свои финансовые траты – сильнее экономить и меньше совершать необдуманных покупок.

По опубликованным данным того же Росстата, в январе этого года выпуск ювелирных украшений без камней снизился на 32% по сравнению с январем 2014-го, производство изделий с бриллиантами уменьшилось на 20% за такой же период, упало производство обручальных колец на 20%. Производители ювелирных товаров испытывают затруднения из-за подъема цен на сырье и понижения покупательской способности граждан.

Что изменилось в ювелирной отрасли из-за существующего кризиса? Какие основные направления развития отрасли в этом году[41]?

1. Первое, что важно отметить, – это настрой многих фирм на работу и преодоление новых препятствий.

2. Еще одна тенденция – это закономерный переход к серебру и легковесным золотым изделиям. Такая смена тактики была и в кризис 2008 года. Даже в сложные времена существует возможность укрепить свои позиции на ювелирном рынке за счет обогащения ассортимента серебряных изделий.

3. Оригинальный дизайн, подчеркивающий индивидуальность, – такие украшения всегда найдут своего хозяина.

4. Карт-бланш для российского производителя – еще одно направление 2015 года. Российское правительство сейчас всячески настраивает бизнес на внутреннюю переработку, увеличение объемов выпуска продукции внутри страны. Это касается и ювелирного рынка.

5. Партнерские отношения – актуальная тенденция именно в кризисные времена. Фирмы постоянно анализируют, на чем и как можно будет заработать в кризисный период. Для этого они очень тщательно подбирают ассортимент товаров, постоянно оценивая, что и по какой стоимости рекомендуют другие поставщики.

6.Отдельные фирмы или все же сетевики? По этому вопросу мнения расходятся. С одной стороны, мощные сети имеют лояльных покупателей и надежные выгодные связи с производителями. У них есть возможности устанавливать более демократичные цены на товары, также есть в наличии запас продукции, закупленной еще по более низким ценам. По этому направлению небольшим магазинам сложнее с ними конкурировать[42].


Что касается Севастополя, то за последние годы рынок ювелирной продукции значительно увеличился и окреп в своем развитии. Однако специфической особенностью этого рынка является не полная удовлетворенность покупателей предлагаемым ассортиментом: при внешнем изобилии отмечается отсутствие должного разнообразия. Да и с дизайном изделий зачастую возникают некоторые проблемы. На развитие данной отрасли в Севастополе влияют такие основные факторы как увеличение массовых кампаний лидирующих игроков, сезонность продаж, российское законодательство несовершенно и к тому же с недавних времен, вступление России в ВТО. Но не смотря на все перечисленные трудности, рынок ювелирных изделий в Севааастополе имеет довольно стремительные темпы роста.

Уходящий 2015 год становится переломным для российского ретейла. Отрасль, которая всегда считалась одним из драйверов экономики, уже не является таковой. Параллельно с изменениями в российской экономике происходят и перемены в поведении потребителей. Естественно, в кризис они становятся значительно осторожнее и рациональнее в своих приобретениях.

2.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Диамант»

Общество с ограниченной ответственностью «Диамант» было основано в октябре 1998 года как магазин по продаже ювелирных изделий, форма собственности частная. Предприятие самостоятельное и не подчиняется никакому объединению и не входит в состав других обществ. Торговля ювелирными изделиями имеет код 52.48.22[43]. Основные виды деятельности – розничная и комиссионная торговля ювелирными изделиями.

Концепция данного ювелирного магазина – продажа ювелирных изделий ведущих российских и зарубежных производителей в среднем ценовом сегменте.

Структура управления предприятием:

Общее собрание участников

Исполнительный орган - директор

Директор является подотчетным общему собранию участников и организует выполнение их решений. Директор действует от имени общества в пределах, установленных ГК РФ и учредительными документами.

АУП: директор, главный бухгалтер.

Магазин: товаровед, продавцы (4 чел.), уборщик помещений.

Розничная торговля осуществляется в специализированном магазине, оснащенным торговым оборудованием. Операции продажи производится через регистратор расчетных операций, зарегистрированный в государственной налоговой инспекции. Товар для реализации поступит от поставщиков, согласно заключенных договоров. Прием товара осуществляет товаровед, который проверяет наличие товарных ярлыков, клейм, проб и качество. После чего товаровед, согласно распоряжению директора, с учетом цен на аналогичные ювелирные изделия других фирм, сформирует розничную цену на ювелирные изделия. Основные требования к качеству ювелирных товаров указаны в ОСТ 117-3-002-95 Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия. Качество камнерезных изделий, выпускаемых серийно, должно соответствовать требованиям ОСТ25-843-78[44].


Цены на предприятии свободные. Есть комиссионная торговля. Розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах имеет код 52.50[45].

Ассортимент товаров:

  • золотые, платиновые и серебряные изделия;
  • украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями;
  • украшения с искусственными камнями;
  • столовое серебро;

Структура ассортимента салона "Диамант" имеет вид: 45% - изделия для женщин, 25% - для мужчин, 6% - для детей и 24% - универсальные (цепи, кресты, столовые приборы). Но следует учитывать, что вкусы клиентов магазина меняются каждый год, и потребители стараются следовать моде на ювелирные изделия. По объему продажи традиционно лидируют цепи и кольца.

Относительно низкая стоимость этих изделий влияет на сегментацию по объему продаж, которая выглядит следующим образом:

  • на кольца без камней и с полудрагоценными камнями приходится около 20% всего объема продаж;
  • на цепи, браслеты соответствующего качества приходится около 35%;
  • на подвески - 10% и на украшения из камня приходится 15% продаваемых изделий;
  • на другие товары (серьги, часы, броши, запонки) приходится 20%.

На предпочтения покупателей сильно влияет сезонность. Украшения должны подбираться с учетом сезона и времени года[46]. Выделяют два сезонных максимума продаж ювелирных товаров: в период праздников 14 февраля, 8 Марта и Новый год, Рождество.

Управление ассортиментом в магазине «Диамант» планируется за счет:

  • широты ассортимента;
  • новизны ассортимента;
  • спроса на товар;
  • полноты ассортимента;
  • устойчивости ассортимента.

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп[47].

Например, в магазине «Диамант» в продаже представлено 6 видов колец (с драгоценными камнями, с полудрагоценными камнями, с искусственными камнями, без камней, обручальные и этничнские), 4 разновидности серег (с камнями драгоценными, полудрагоценными, искусственными, без камней), 5 вариантов цепей (длиной 40 см, 45 см, 50 см, 55 см, 60 см), 6 длин браслетов (17 см, 18 см, 19 см, 20 см, 21 см, 22 см), 5 видов подвесок (знаки зодиака, иконы, кресты, с камнями, без камней), 2 вида брошей (с камнями искусственными, без камней), часы кварцевые и механические и т.д. Широта ассортимента будет равна 31.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет но­вых товаров[48]. Обновлением ассортимента называют замену находящих­ся в продаже товаров изделиями с более высокими потреби­тельскими свойствами, которые способствуют более полно­му удовлетворению потребностей населения[49]. Это пополнение ассорти­мента новыми разновидностями товаров в соответствии с ас­сортиментной политикой предприятия[50]. В любом поступлении всегда будет что-то новое, довольно интересное.


Управление финансами предприятия заинтересовано в увеличении прибыли, а также направленно на поддержание конкурентоспособности фирмы и ее финансовой устойчивости.

Целью управления финансами является разработка основополагающих решений для достижения высоких конечных результатов и выявления оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принятыми решениями в текущем и будущем финансовом управлении.

Стратегические задачи финансовой деятельности: увеличение прибыли фирмы, добиться инвестиционной привлекательности предприятия, обеспечить финансовую устойчивость предприятия в долгосрочном периоде. Процесс разработки финансовой стратегии предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей[51].

Финансовая политика ООО «Диамант» состоит из следующих составляющих:

  • учетная политика;
  • кредитная политика – политика в связях с банками, либо желание пользоваться кредитами вообще;
  • политика в отношении управления издержками;
  • налоговое планирование и налоговая политика.

Главные задачи управления финансами фирмы:

  • Достижение достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями фирмы и ее направлений развития.
  • Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов основываясь на главных направлений деятельности фирмы.
  • Максимизация денежного оборота и оптимизация расчетной политики фирмы.
  • Увеличение прибыли при приемлемом уровне финансового риска и подходящей политике налогообложения.
  • Достижение финансовой устойчивости предприятия и ее платежеспособности.

Рассмотрим финансовые показатели предприятия.

На основании имеющихся данных рассчитан план по выручке на 2015г (см. приложение 4).

Наценка на ювелирную продукцию составляет 100 – 250%, но с учётом скидок, дисконтных карт, распродаж, средневзвешенная наценка составляет 70%.

На 2015 год планируются следующие расходы на содержание салона

(см. приложение 5).

Планируемая выручка магазина в 2015-2018 гг. представлена в таблице 6.1(см. приложение 6.1).

Расчет рентабельности произведен в таблице 6.2(см. приложение 6.2)

Исходя из данной рентабельности, на 2015 – 2017гг. планируется следующая прибыль (см. приложение 7).

Потенциальными конкурентами в Севастополе являются следующие ювелирные магазины: