Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Сбербанк России»).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1. Роль и значение оценки финансового состояния банка
1.2. Организация кредитной политики в современных коммерческих банках
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Анализ финансового состояния ПАО «Сбербанк России»
2.3. Анализ организации кредитования коммерческим банком ПАО «Сбербанк России»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитной политики
Функции кредитной политики можно условно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики и специфические, отличающие кредитную политику от других ее элементов [22, с. 76].
К общим функциям относятся: коммерческая, т.е. функция получения прибыли, стимулирующая и контрольная. Стимулирующая функция проявляется в том, что кредитная политика стимулирует банки аккумулировать временно свободные денежные средства и наиболее рационально и оптимально их размещать. Кроме того, так как банки распоряжаются не собственными денежными средствами, они заинтересованы в том, чтобы постоянно контролировать процесс кредитования, а также использования заемных средств в целях минимизации своих рисков. В целом, общие функции кредитной политики предопределяют и ее специфическую функцию - функцию оптимизации кредитного процесса.
Таким образом, можно констатировать, что роль кредитной политики банка заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции инвестирования кредитных ресурсов, развития кредитного процесса и повышения его эффективности [24, с. 118].
В последние годы влияния кредитной политики коммерческих банков на развитие их деятельности и экономики страны в целом все возрастает. Разработка теоретических и практических вопросов формирования и реализации кредитной политики коммерческого банка является важной народно-хозяйственной проблемой, решение, которое позволит обеспечить внедрение системы комплексного банковского обслуживания клиентов, с этой целю нужно создать механизм для гармонизации этой системы с международно-признанной практикой обслуживания клиентов, а также существенно повысить его качество.
Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, будучи необходимым условием разработки системы, документов, регламентирующих процесс кредитования.
В целом, кредитная политика должна [33, с. 94]:
- представлять собой директивы указания или краткие формулировки, а не инструкцию;
- четко и недвусмысленно определять цели кредитования;
- содержать несколько правил реализации конкретных целей;
- быть подкреплена документами, содержащими стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.
Тщательно разработанная кредитная политика, одобренная и полностью поддерживаемая всем высшим руководством банка, донесенная до всех служащих, вовлеченных в кредитную деятельность, является наиважнейшим фактором успешного функционирования системы управления кредитным риском. Ответственность за разработку и совершенствование кредитной политики ложится на директоров и высшее руководство. Они же отвечают за развитие культуры кредитования в банке и обеспечение выполнения целей кредитования.
Кредитная политика разрабатывается с учетом стратегии банка, его политики в области управления рисками. Она определяет следующие приоритетные направления кредитной деятельности [25, с. 116]:
- Объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за выдачу кредитов и управление кредитным портфелем;
- Основные действия лиц, принимающих стратегические решения
в области кредитования;
- Принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.
Кредитная политика необходима для обеспечения последовательности
действий, диверсификации деятельности банк; делегирования полномочий и
определения должностных обязанностей кредитных работников. Не имея разработанной кредитной политики и установленного порядка ее реализации,
невозможно ввести в практику единые правила кредитования, которым следовали бы все сотрудники банка. Поэтому, изложенная в письменном виде, кредитная политика и соответствующие правила реализации составляют ту основу, на которой строится весь кредитный процесс.
Кредитная политика базируется на умении сотрудников банка правильно и обоснованно выбирать: сектор экономики, которые целесообразно кредитовать в данный момент времени, а также «своего клиента» исходя из его кредитоспособности и других факторов, имеющих первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления кредита. Кредитная политика определяется также теми кредитными продуктами, которыми располагает банк сегодня или предлагает внедрить в будущем.
Разработка внутренней кредитной политики требует, чтобы руководство банка сформулировало цели кредитования и определило, насколько эти цели совпадают с общей задачей и стратегическими целями банка. После определения целей кредитования, на их основе разрабатывают кредитную политику банка и параллельно стандарты кредитования и кредитные инструкции, позволяющие служащим выполнять необходимые кредитные операции, следуя единой кредитной политике банка по окончанию начального этапа разработки кредитной политики, стандартов и инструкций первая редакция этих документов должна передаваться на экспертизу опытным работникам, которые оценивают переданные им документы с точки зрения четкости изложения, логичности и практичности [20, с. 15].
После анализа рекомендаций и предложений, внесенных экспертами, комитет по кредитной политики утверждает политику и соответствующие инструкции. Кредитная политика должна систематически перерабатываться, и дополнятся, с тем, чтобы отражать как внутренние изменения в данном банке, так и изменения в банковской системе в целом. Кредитная политика может включать лимиты кредитования, порядок и иногда даже отдельные правила по кредитованию, но прежде всего она содержит директивы общего характера, общую стратегию кредитования, принятую в данном банке.
Кредитная политика имеет ряд элементов, что позволяет говорить о формах ее проявления. В основу классификации форм кредитной политики могут быть положены различные критерии, формы кредитной политики отражены в таблице 1.1. [28, с. 81]
Таблица 1.1.
Формы кредитной политики
По субъектам кредитных отношений |
Политика по отношению к юридическим лицам. Политика по отношению к физическим лицам |
По цене кредита |
Стандартные ссуды. Льготные ссуды |
По обеспеченности |
По предоставлению обеспеченных ссуд. По предоставлению необеспеченных ссуд. |
По отраслевой направленности |
Кредитование различных отраслей экономики |
По географии |
На местном и региональном уровне. На национальном уровне. На международном уровне. |
По степени рискованности |
Агрессивная Классическая |
Как видно из таблицы 1.1, укрупнено кредитную политику можно представить, в зависимости от субъектов кредитных отношений как: кредитную политику по отношению к юридическим и физическим лицам. Кроме того, кредит может предоставляться как на льготных условиях, так и по традиционным процентным ставкам. Степень обеспеченности кредита также имеет важное значение при проведении кредитной политики.
В процессе кредитования юридических лиц, кредитная политика может существенно отличатся в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта кредитования.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
ПАО «Сбербанк России» – один из ведущих российских банков, универсальный коммерческий банк, основными направлениями деятельности которого являются:
- банковские услуги корпоративным клиентам: в том числе кредитование, расчетные операции, факторинг, документарные операции, финансирование с участием ЭКА, проектное финансирование, управление потоками денежных средств и платежами, брокерские услуги на валютных рынках и рынках ценных бумаг, прием депозитов;
- банковское обслуживание малого и среднего бизнеса: в том числе коммерческое кредитование, прием депозитов, расчетно-кассовое обслуживание, включая выдачу векселей, денежные переводы, предоставление гарантий, а также брокерские услуги на валютных рынках и рынках ценных бумаг;
- розничные банковские услуги частным лицам: в том числе розничное кредитование и прием депозитов у физических лиц (текущие счета и срочные вклады), денежные переводы, выпуск банковских карт, расчетно-кассовое обслуживание и валютные операции, управление денежными средствами через удаленные каналы обслуживания;
- инвестиционно-банковские и финансовые услуги: сделки на рынках заемного капитала, в том числе их организация, торговля акциями и инструментами с фиксированной доходностью, услуги по корпоративному финансовому консультированию, брокерские услуги, сделки РЕПО, операции с драгоценными металлами, управление активами и частное банковское обслуживание состоятельных клиентов.
ПАО «Сбербанк России» является одним из ключевых поставщиков финансовых ресурсов в российскую экономику. Банк активно взаимодействует с клиентами разного масштаба и разных форм собственности.
В 2015 году ПАО «Сбербанк России» внедрил новые продукты, которые пользуются высоким спросом у клиентов. Среди них Ключевая+, внутрироссийский аккредитив с досрочным платежом и другие. Запущено направление цветных металлов в товарно-сырьевых операциях, заключен ряд сделок с цинком, медью, никелем, алюминием.
Рассмотрим организационную структуру ПАО «Сбербанк России» на рисунке 2.1.
Руководство работой ПАО «Сбербанк России» возложено на Председателя Правления.
Группа развития бизнеса осуществляет сбор, обобщение, систематизацию и координацию работ по обслуживанию всех клиентов банка (юридических и физических лиц).
Задачей операционного управления ПАО «Сбербанк России» является ведение счетов отделений и обеспечение проведения всех расчетных операций, в т.ч. внутрибанковских. Отдел операционного управления осуществляет следующие функции:
- обслуживание клиентов;
- расчеты и обработка платежей;
- валютный контроль.
На анализируемом предприятии принята линейно-функциональная структура управления, которая строится через разделение функциональных обязанностей различных подразделений.
Председатель Правления |
Заместитель Председателя Правления |
СВК и риск-менеджмент |
Группа развития бизнеса |
Операционное управление |
Кредитное управление |
Финансовый контроль и бюджетирование |
Бухгалтерский учет и отчетность |
Группа поддержки бизнеса |
Финансовый мониторинг |
Розничные продукты |
Обслуживание клиентов |
Анализ кредитных рисков |
Финансовый контроль и аудит |
Внутренняя бухгалтерия |
Юридический отдел |
Корпоративные продукты |
Расчеты и обработка платежей |
Оформление кредитных операций |
Бюджетирование и планирование |
Отдел отчетности |
Служба безопасности |
Валютный контроль |
Мониторинг кредитных рисков |
Последующий контроль |
Отдел информационных технологий |
Документарные операции |
Отдел налогообложения |
Административно-хозяйственный отдел |
Оформление и мониторинг залогов |
Кассовые операции |
Отдел кадров |
Рис 2.1. - Организационная структура ПАО «Сбербанк России
Представленная организационная структура ПАО «Сбербанк России»
имеет ряд преимуществ, таких как: разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов; иерархия уровней управления; наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения персоналом своих обязанностей и скоординированность различных задач; найм на работу производится в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Такая структура предполагает четкую систему взаимных связей функций и подразделений; четкую систему единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженную ответственность; быструю реакцию исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; простоту организационных форм и четкость взаимосвязей.