Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Сбербанк России»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции кредитной политики можно условно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики и специфические, отличающие кредитную политику от других ее элементов [22, с. 76].

К общим функциям относятся: коммерческая, т.е. функция получения прибыли, стимулирующая и контрольная. Стимулирующая функция проявляется в том, что кредитная политика стимулирует банки аккумулировать временно свободные денежные средства и наиболее рационально и оптимально их размещать. Кроме того, так как банки распоряжаются не собственными денежными средствами, они заинтересованы в том, чтобы постоянно контролировать процесс кредитования, а также использования заемных средств в целях минимизации своих рисков. В целом, общие функции кредитной политики предопределяют и ее специфическую функцию - функцию оптимизации кредитного процесса.

Таким образом, можно констатировать, что роль кредитной политики банка заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции инвестирования кредитных ресурсов, развития кредитного процесса и повышения его эффективности [24, с. 118].

В последние годы влияния кредитной политики коммерческих банков на развитие их деятельности и экономики страны в целом все возрастает. Разработка теоретических и практических вопросов формирования и реализации кредитной политики коммерческого банка является важной народно-хозяйственной проблемой, решение, которое позволит обеспечить внедрение системы комплексного банковского обслуживания клиентов, с этой целю нужно создать механизм для гармонизации этой системы с международно-признанной практикой обслуживания клиентов, а также существенно повысить его качество.

Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, будучи необходимым условием разработки системы, документов, регламентирующих процесс кредитования.

В целом, кредитная политика должна [33, с. 94]:

  • представлять собой директивы указания или краткие формулировки, а не инструкцию;
  • четко и недвусмысленно определять цели кредитования;
  • содержать несколько правил реализации конкретных целей;
  • быть подкреплена документами, содержащими стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.

Тщательно разработанная кредитная политика, одобренная и полностью поддерживаемая всем высшим руководством банка, донесенная до всех служащих, вовлеченных в кредитную деятельность, является наиважнейшим фактором успешного функционирования системы управления кредитным риском. Ответственность за разработку и совершенствование кредитной политики ложится на директоров и высшее руководство. Они же отвечают за развитие культуры кредитования в банке и обеспечение выполнения целей кредитования.


Кредитная политика разрабатывается с учетом стратегии банка, его политики в области управления рисками. Она определяет следующие приоритетные направления кредитной деятельности [25, с. 116]:

  • Объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за выдачу кредитов и управление кредитным портфелем;
  • Основные действия лиц, принимающих стратегические решения

в области кредитования;

  • Принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.

Кредитная политика необходима для обеспечения последовательности

действий, диверсификации деятельности банк; делегирования полномочий и

определения должностных обязанностей кредитных работников. Не имея разработанной кредитной политики и установленного порядка ее реализации,

невозможно ввести в практику единые правила кредитования, которым следовали бы все сотрудники банка. Поэтому, изложенная в письменном виде, кредитная политика и соответствующие правила реализации составляют ту основу, на которой строится весь кредитный процесс.

Кредитная политика базируется на умении сотрудников банка правильно и обоснованно выбирать: сектор экономики, которые целесообразно кредитовать в данный момент времени, а также «своего клиента» исходя из его кредитоспособности и других факторов, имеющих первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления кредита. Кредитная политика определяется также теми кредитными продуктами, которыми располагает банк сегодня или предлагает внедрить в будущем.

Разработка внутренней кредитной политики требует, чтобы руководство банка сформулировало цели кредитования и определило, насколько эти цели совпадают с общей задачей и стратегическими целями банка. После определения целей кредитования, на их основе разрабатывают кредитную политику банка и параллельно стандарты кредитования и кредитные инструкции, позволяющие служащим выполнять необходимые кредитные операции, следуя единой кредитной политике банка по окончанию начального этапа разработки кредитной политики, стандартов и инструкций первая редакция этих документов должна передаваться на экспертизу опытным работникам, которые оценивают переданные им документы с точки зрения четкости изложения, логичности и практичности [20, с. 15].

После анализа рекомендаций и предложений, внесенных экспертами, комитет по кредитной политики утверждает политику и соответствующие инструкции. Кредитная политика должна систематически перерабатываться, и дополнятся, с тем, чтобы отражать как внутренние изменения в данном банке, так и изменения в банковской системе в целом. Кредитная политика может включать лимиты кредитования, порядок и иногда даже отдельные правила по кредитованию, но прежде всего она содержит директивы общего характера, общую стратегию кредитования, принятую в данном банке.


Кредитная политика имеет ряд элементов, что позволяет говорить о формах ее проявления. В основу классификации форм кредитной политики могут быть положены различные критерии, формы кредитной политики отражены в таблице 1.1. [28, с. 81]

Таблица 1.1.

Формы кредитной политики

По субъектам кредитных отношений

Политика по отношению к юридическим лицам.

Политика по отношению к физическим лицам

По цене кредита

Стандартные ссуды.

Льготные ссуды

По обеспеченности

По предоставлению обеспеченных ссуд.

По предоставлению необеспеченных ссуд.

По отраслевой направленности

Кредитование различных отраслей экономики

По географии

На местном и региональном уровне.

На национальном уровне.

На международном уровне.

По степени рискованности

Агрессивная

Классическая

Как видно из таблицы 1.1, укрупнено кредитную политику можно представить, в зависимости от субъектов кредитных отношений как: кредитную политику по отношению к юридическим и физическим лицам. Кроме того, кредит может предоставляться как на льготных условиях, так и по традиционным процентным ставкам. Степень обеспеченности кредита также имеет важное значение при проведении кредитной политики.

В процессе кредитования юридических лиц, кредитная политика может существенно отличатся в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта кредитования.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»

ПАО «Сбербанк России» – один из ведущих российских банков, универсальный коммерческий банк, основными направлениями деятельности которого являются:

- банковские услуги корпоративным клиентам: в том числе кредитование, расчетные операции, факторинг, документарные операции, финансирование с участием ЭКА, проектное финансирование, управление потоками денежных средств и платежами, брокерские услуги на валютных рынках и рынках ценных бумаг, прием депозитов;


- банковское обслуживание малого и среднего бизнеса: в том числе коммерческое кредитование, прием депозитов, расчетно-кассовое обслуживание, включая выдачу векселей, денежные переводы, предоставление гарантий, а также брокерские услуги на валютных рынках и рынках ценных бумаг;

- розничные банковские услуги частным лицам: в том числе розничное кредитование и прием депозитов у физических лиц (текущие счета и срочные вклады), денежные переводы, выпуск банковских карт, расчетно-кассовое обслуживание и валютные операции, управление денежными средствами через удаленные каналы обслуживания;

- инвестиционно-банковские и финансовые услуги: сделки на рынках заемного капитала, в том числе их организация, торговля акциями и инструментами с фиксированной доходностью, услуги по корпоративному финансовому консультированию, брокерские услуги, сделки РЕПО, операции с драгоценными металлами, управление активами и частное банковское обслуживание состоятельных клиентов.

ПАО «Сбербанк России» является одним из ключевых поставщиков финансовых ресурсов в российскую экономику. Банк активно взаимодействует с клиентами разного масштаба и разных форм собственности.

В 2015 году ПАО «Сбербанк России» внедрил новые продукты, которые пользуются высоким спросом у клиентов. Среди них Ключевая+, внутрироссийский аккредитив с досрочным платежом и другие. Запущено направление цветных металлов в товарно-сырьевых операциях, заключен ряд сделок с цинком, медью, никелем, алюминием.

Рассмотрим организационную структуру ПАО «Сбербанк России» на рисунке 2.1.

Руководство работой ПАО «Сбербанк России» возложено на Председателя Правления.

Группа развития бизнеса осуществляет сбор, обобщение, систематизацию и координацию работ по обслуживанию всех клиентов банка (юридических и физических лиц).

Задачей операционного управления ПАО «Сбербанк России» является ведение счетов отделений и обеспечение проведения всех расчетных операций, в т.ч. внутрибанковских. Отдел операционного управления осуществляет следующие функции:

- обслуживание клиентов;

- расчеты и обработка платежей;

- валютный контроль. 

На анализируемом предприятии принята линейно-функциональная структура управления, которая строится через разделение функциональных обязанностей различных подразделений.

Председатель Правления

Заместитель Председателя Правления

СВК и риск-менеджмент


Группа развития бизнеса

Операционное управление

Кредитное управление

Финансовый контроль и бюджетирование

Бухгалтерский учет и отчетность

Группа поддержки бизнеса

Финансовый мониторинг

Розничные продукты

Обслуживание клиентов

Анализ кредитных рисков

Финансовый контроль и аудит

Внутренняя бухгалтерия

Юридический отдел

Корпоративные продукты

Расчеты и обработка платежей

Оформление кредитных операций

Бюджетирование и планирование

Отдел отчетности

Служба безопасности

Валютный контроль

Мониторинг кредитных рисков

Последующий контроль

Отдел информационных технологий

Документарные операции

Отдел налогообложения

Административно-хозяйственный отдел

Оформление и мониторинг залогов

Кассовые операции

Отдел кадров

Рис 2.1. - Организационная структура ПАО «Сбербанк России

Представленная организационная структура ПАО «Сбербанк России»

имеет ряд преимуществ, таких как: разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов; иерархия уровней управления; наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения персоналом своих обязанностей и скоординированность различных задач; найм на работу производится в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Такая структура предполагает четкую систему взаимных связей функций и подразделений; четкую систему единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженную ответственность; быструю реакцию исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; простоту организационных форм и четкость взаимосвязей.