Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Бюджетная система Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНЫЕ РЕФОРМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1. История бюджетной системы России
1.2. Бюджетная система Российской Федерации
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Сбалансированность и устойчивость бюджета
2.1. Бюджет Российской Федерации на 2016-2018 годы в цифрах
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2. Проблемы и направления бюджетных реформ на современном этапе.
Наглядно проиллюстрируем таблицу 4 рисунком 5 в виде диаграммы.
Рисунок 5. Диаграмма расходной части бюджета РФ за 2016-2018 гг.
Изменения бюджета РФ по годам в таблице 5.
Таблица 5
Изменения статей расходов бюджета за 2016-2018 гг.
Статья расходов |
Изменения 2016/2017 |
Изменения 2017/2018 |
||
млрд |
% |
млрд |
% |
|
Соц. политика |
-925 |
-3,09 |
109 |
+017 |
Оборона |
-1840 |
1,97 |
111 |
-0,22 |
Нац. экономика |
413 |
3,05 |
-147 |
+1,26 |
Правоохр. система |
-58 |
4,99 |
-606 |
+3,99 |
Общегос. вопросы |
-36 |
0,51 |
-123 |
+095 |
Межбюджетные трансферы |
-106,54 |
-0,46 |
1 |
+0,36 |
Обслуживание госдолга |
-664,16 |
-0,32 |
-119 |
+0,63 |
Образование |
8,8 |
0,27 |
-70 |
+0,53 |
Здравоохранение |
112,57 |
0,8 |
-47 |
+0,36 |
Культура |
1,96 |
0,04 |
0 |
+0,02 |
Физкультура и спорт |
-13,84 |
-0,12 |
29 |
-0,09 |
Охрана окр. среды |
-16,58 |
-0,06 |
-1 |
-0,03 |
СМИ |
6,92 |
0,06 |
4 |
-0,03 |
ЖКХ |
15,27 |
0,14 |
20 |
-0,12 |
Анализируя таблицу 5, можно сказать следующее:
- на социальную политику в 2018 году выделено на 0,17% (109 млрд.руб.) меньше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 3,09%, что составляет 925 млрд. руб.;
- на национальную экономику в 2018 году заложено на 14,11% (147 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 3,05%, что составляет 413 млрд. руб.;
- на оборону выделили в 2018 году выделено 0,22% (184 млрд.руб.) меньше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 3,09%, что составляет 111 млрд. руб.;
- правоохранительная система получила в 2018 году на 3,99% (60 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 4,99%, что составляет 58 млрд. руб.;
- на общегосударственные вопросы в 2018 году выделено на 0,95% (123 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,51%, что составляет 36 млрд. руб.;
- межбюджетные трансферы в 2018 году получили на 0,36% (1 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 г. больше чем в 2016 на 0,46%, что составляет 106 млрд. руб.;
- на обслуживание госдолга в 2018 году выделено на 0,63% (119 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,32%, что составляет 664,16 млрд. руб.;
- на образование выделено в 2018 году на 0,53% (70 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,27%, что составляет 8,8 млрд. руб.;
- здравоохранение получило в 2018 году на 0,36% (47 млрд.руб.) больше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,8%, что составляет 112,57 млрд. руб.;
- на культуру в 2018 году выделено ровно столько, сколько и в 2017 году, а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,04%, что составляет 1,96 млрд. руб.;
- на физкультуру и спорт в 2018 году выделено на 0,09% или 29 млрд.руб. меньше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,12%, что составляет 13,84 млрд. руб.;
- на охрану окружающей среды в 2018 году выделено на 0,03% или 1 млрд.руб. больше, чем в 2017г., а в 2017 больше чем в 2016 на 0,06%, что составляет 16,58 млрд. руб.;
- на СМИ в 2018 году выделено на 0,03% или 4 млрд.руб. меньше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,06%, что составляет 925 млрд. руб.;
- на ЖКХ в 2018 году выделено на 0,12% или 20 млрд.руб. меньше, чем в 2017г., а в 2017 меньше чем в 2016 на 0,14%, что составляет 15,27 млрд. руб..
Доходы бюджета в 2018 году по плану 15,182 трлн. рублей, что больше по сравнению с 2017 годом на 1,5 трлн.рублей. Доходы бюджета в 2017 году составили 13,43 трлн., что практически идентично доходам бюджета 2016 г. 13,58 трлн. рублей.
Выводы по главе 2. В этой главе мы рассмотрели бюджет Российской Федерации в цифпах за 2016-2018 г. Изучили состав бюджета по годам. Сделали сравнительный анализ расходной части бюджета за три года. Мы увидели , что в 2018 году бюджет сократился по некоторым расходным статьям. Это сделано для балансировки бюджета. Сократились расходы на спорт, СМИ, ЖКХ в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Не сократились расходы на культуру. Они остались на уровне 2017 года. Расходы на оборону, образование, здравоохранение, обслуживание государственного долга увеличились по сравнению с 2017 годом.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2. Проблемы и направления бюджетных реформ на современном этапе.
Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает государство предпринимать меры по сокращению расходов для возвращения к бюджетной сбалансированности. Многими экспертами прогнозируется, что даже при существенном сокращении доли расходов в ВВП в ближайшие годы Российская Федерация по-прежнему будет сталкиваться с существенным бюджетным дефицитом и необходимостью заимствований для его финансирования[33].
Для обеспечения сбалансированности бюджета в перспективе, потребуется еще большее снижение расходов и их перераспределение с федерального на региональный уровень. Потребуется также корректировка структуры расходов федерального бюджета в условиях высоких социальных обязательств и низкого объема доступных ресурсов.
Можно заметить, что в таких условиях требуется очень значительное сокращение других видов расходов, в первую очередь, поддержки экономики. В ситуации, когда снижение уровня расходов в бюджете становится необходимым для обеспечения бюджетной устойчивости, а также для устойчивого развития экономики, особое внимание заслуживает проведение намеченных и назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности государственного сектора в сфере экономики[34].
Многие эксперты и различные международные организации отмечают потребность в проведения новых реформ, так как крайне нежелательной перспективой является уменьшение финансирования реального сектора экономики, а также качества или количества предоставляемых населению государственных услуг, в связи с этим уменьшение расходов – проблема, решаемая за счет повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.
В России вопрос реформирования в бюджетной системе по многим направлениям обсуждается уже не один год, и уже сделан ряд шагов в данном направлении, но изменений пока недостаточно, чтобы вывести экономику на устойчивый рост. Еще одним направлением, способным оказать влияние на экономическую ситуацию могут быть меры, предпринятые в части доходов[35].
В настоящий момент современная государственная политика и политика формирования и исполнения федерального бюджета РФ строится с учетом перехода от экспортной и сырьевой модели экономики к инновационному развитию и социально ориентированному типу бюджетных отношений, формирования ключевых предпосылок для достижения на долгосрочной основе повышения темпов роста экономики и стабильности на макроэкономическом уровне.
В рамках этой модели особое место отводится политике на федеральном уровне бюджетной системы РФ, которая имеет определяющее значение в построении финансовых ресурсов для развития государства и создания комфортных условий для жизни и трудовой деятельности его граждан.
Главной задачей стратегического масштаба на данном этапе является создание условий для стабильности на макроэкономическом уровне и на долгосрочной основе сбалансированности федерального бюджета и в целом бюджетной системы РФ при сохранении финансового обеспечения осуществляемых в целях развития экономики структурных реформ.
Таким образом, бюджетная политика РФ должна нацеливаться на создание такого механизма, который бы позволил с максимальной эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, которые заявлены на высшем уровне в обозначенной долгосрочной программе социального и экономического развития нашей страны в перспективе. В создавшихся условиях нестабильности российской экономики ключевая задача бюджета РФ заключается в максимально возможном сокращении сроков возврата от спада к росту, к активности путем включения всех составляющих и инструментов бюджета.
Принятая Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и сопутствующие прогнозы должны соответствовать смене ориентиров и созданию реальных механизмов для инновационного роста экономики. В этой связи необходимо создание и осуществление переходной политики к устойчивой модели финансовой системы РФ, не зависимой от иностранных инвестиций, базирующейся на равновесии внутреннего и внешнего спроса, где в основе долгосрочные инвестиции, модернизация отраслей экономики, инновации во всех сферах[36].
Это определяет и изменение основ бюджетной политики, ее ориентации на стабилизацию внутреннего спроса, уменьшение зависимости от иностранного капитала, уход от эксцессивного развития участия государства в собственности, уменьшение налоговой нагрузки на экономические субъекты, создание системы мер по рискам и выстраивание стабильности всей экономической системы.
Складывающаяся к настоящему моменту модель бюджета, основанная на изъятии доходов нефтегазового сектора из экономики и аккумулировании их в фондах стабилизаторах, способствует увеличению дефицита и нуждается в покрытии внутренними и внешними заимствованиями. Это увеличивает долговую нагрузку и расходы бюджета на обслуживание долговых обязательств.
В тоже время, чрезмерная фискальная нагрузка способствует накоплению значительных объемов ресурсов у государства, которые органы власти используют не в той мере, чтобы модернизировать экономику и увеличивать спроса внутри страны. России необходим переход к инновационному, стабильному экономическому росту, что обусловливает новые реформы и развитие бюджетной политики в направлении преобразований в экономической системе России.
В современное время назрела необходимость увеличения поля действия стабилизационной бюджетной политики. Она должна помимо социально-экономического развития страны воздействовать на распределительные и перераспределительные процессы в обществе.
Преобразование экономической системы и укрепление стабильности в экономике должно демонстрировать способности государства проводить самостоятельную и взвешенную политику как того требуют национальные интересы и обеспечение экономического развития в долгосрочной перспективе, а также на устойчивость экономической системы в целом к внешним явлениям и кризисам.
Федеральные адресные инвестиционные программы являются одним из важнейших инструментов государственного стратегического управления, позволяющих комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
В целом разработка и реализация бюджетной политики должна быть нацелена на сбалансированное распределение инвестиций из бюджета, а также на стимулирование внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы. При этом в рамках такой политики должны достигаться не только эффекты, значимые для какой либо сферы, но и для целей социально-экономического развития в целом.
В этом случае средства могут быть получены в результате дополнительных инвестиционных взносов, вкладов, паев учредителей. Использование бюджетных средств в целях развития экономики широко распространено в мировой практике.
Наиболее распространенными сферами их применения являются поддержка приоритетных проектов развития, отбираемых исходя из масштаба, принадлежности к виду экономической деятельности, поддержка малого и среднего предпринимательства, использование инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), государственных гарантий.
Основной задачей этих инструментов является привлечение в экономику дополнительных средств.
Подводя итог исследованию, хотелось бы подтвердить важность бюджетных средств как инструмента модернизации экономики России. В условиях стагнации экономики, необходимо наращивать вложения в реализацию крупных, особо значимых для экономики в целом инвестиционных проектов. Одновременно с этим, необходимо решить ряд проблем связанных с учетом эффективности использования бюджетных средств.
3.2. Перспективы развития бюджетной системы России
Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы. В начале июля 2018 года стали известны основные направления бюджетной политики на 2019-2021 годы. Чтобы знать, что будет в ближайшие 3 года не нужно ходить к гадалке. Достаточно прочитать этот обзор, подготовленный на основе выступления Министра финансов России перед Госдумой. Сразу скажем, что основные направления бюджетной политики 2019-2021 годов тесно связаны с планами Правительства РФ в отношении налогов и таможенно-тарифной сферы[37].
На конец 2018 года состояние экономики таково: есть некоторый устойчивый рост, который обеспечен как за счёт экспорта, так и за счёт внутреннего спроса. Это дало возможность для роста зарплат на 2,9% в 2017 году и на 9% – в 2018-м. Также наметился рост рентабельности ненефтегазовой промышленности – более 13%, повысилась устойчивость финансового сектора .
Основные цели
Президент определил национальные цели развития на ближайшие 6 лет. Поэтому предстоит:
- добиться повышения темпов роста экономики до среднемировых;
- обеспечить рост реальных доходов населения;
- добиться снижения бедности;
- повышения роста пенсий выше темпов инфляции;
- повысить качество и доступность здравоохранения, образования;
- создать современную комфортную инфраструктуру.