Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Сущность эстетического воспитания
1.2. Формирование эстетической культуры личности
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Роль начальной школы в эстетическом воспитании школьников
2.2 Социальная среда как фактор эстетического воспитания младших школьников
2.3. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии личности современного школьника
Социальные, общественные процессы, происходящие в настоящее время, характеризуются рядом тенденций, негативно влияющих на развитие личности ребенка. Кризисные явления в социальной, политической, культурной, экономической и технологической сферах современного российского общества усугубляют множество серьезных проблем, вызывающих духовное, интеллектуальное и физическое напряжение человека: снижение материального уровня жизни и, связанное с ним, социальное расслоение общества и жизненного тонуса, напряженность, конфликтность в общении. Это проявляется на разных ступенях человеческой жизнедеятельности и в разных областях, отражается на выборе ценностных ориентаций индивидов, в перестройке ментальности, и это все, безусловно, сильно отражается на становлении личности в детском возрасте[37].
В современной социальной среде наблюдается гармоничное функционирование, и даже взаимопроникновение различных культур, начиная от субъективной культуры каждой личности, семьи, сообщества и заканчивая массовой общечеловеческой культурой в целом. Весь спектр различных культур находится в постоянном взаимодействии, но уровень взаимодействия этих культур, безусловно, разный, еще больше отличается характер взаимовлияния и взаимодействия этих культур. Такая ситуация в обществе по мнению некоторых ученых (М.И. Бекоева, Ф.В. Хугаева) позволяет утверждать, что современный ребенок воспитывается и развивается в поликультурной среде, пропитанной для каждой отдельной личности инокультурными проявлениями[38].
Значимым фактором успешного формирования личности является объединение культурологического и средового подходов к построению образовательного процесса. Чем теснее взаимосвязи различных культурных и средовых факторов, чем больше этих взаимосвязей и взаимовлияний, тем больший воспитательный потенциал несет в себе среда. Важно, чтобы личность проявляла активность при взаимодействии со средой и могла дифференцировать позитивные и негативные для себя влияния на основе присвоенных общечеловеческих культурных ценностей. Сохранять активную личностную позицию в процессе взаимодействия со средой, как отмечают многие ученые (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др), значит не только поддаваться воздействию этой среды, но и оказывать самому тоже влияние на это окружение. Только тогда взаимодействие будет эффективным, полноценным и действующим, когда среда оказывает воздействие на формирование и развитие нравственной личности, а личность, в свою очередь, оказывает влияние на окружающую среду[39].
Еще К. Маркс писал: «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». В таком понимании культура должна представляться как непрерывный процесс освоения, переустройства и преобразования человеком окружающей среды, а среда будет определяться совокупностью условий становления личности. Являясь частью социальной среды, образовательная среда должна, в таком случае, быть направлена на создание благоприятных условий для освоения и преобразования мира на основе общечеловеческих, общезначимых нравственных ценностей, то есть на повышение культурного и духовного уровней развития человека, соответственно, и условий ее жизнедеятельности[40].
Культурологический подход к эстетическому воспитанию обучающихся выражается в потребности школьников эмоционально воспринимать окружающий его мир, рассматривать через призму эстетики и отношения между людьми. Двойственность человеческой натуры, как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, проявляется, прежде всего, в поведении человека в двух средах – социальной и физической[41].
При этом социальной средой необходимо считать не просто совокупность людей, а свойственную данной социальной группе межличностную культуру, систему непосредственных (эмоциональных) и опосредованных (рациональных) отношений между ними.
В современной науке дифференцируется понятие «среда» в соответствии с определенными задачами (А.Е. Шабалдас), классифицируя различные типы среды в зависимости от методологических подходов к ее изучению: возрастной подход, личностный подход, социально-бытовой или социально-производственный подход; количественный подход; территориальный подход; подход по управляемости[42].
Перечисленные свойства и параметры типологии среды раскрывают новые возможности в разработке образовательных технологий по выявлению социально-педагогических механизмов взаимодействия личности и среды.
Говоря о поликультурном образовательном пространстве нельзя не заметить, что каждый школьник обладает своим мировосприятием, внутренним миром, отражающим его индивидуальные личностные особенности, унаследованные и присвоенные социально культурным опытом. Личность, особенно в школьном возрасте, с легкостью признает знакомые, соответствующие его внутренним критериям оценки окружающего и, наоборот, всегда настороженно относится к инокультурным проявлениям. Ярким примером тому могут служить национальные отличия, другой менталитет и т.д.[43]
Мы часто без особых усилий узнаем человека другой этнической принадлежности, отличаем его, выделяем из группы людей по внешнему виду, интонации, жестам, речи, темпераменту, мимике; не задумываясь, можем обратиться даже к незнакомому человеку с банальным вопросом, если идентифицируем его как «своего» среди чужих, как понятного для своего мировосприятия, но не сделаем не задумавшись, «без запинки» того же, если воспримем его как человека из другой культуры, другого этноса, социальной группы.
Отличаются также менталитеты людей одной национальности, но принадлежащих проживающих в разных регионах, разных природных условиях. И часто основанием таких различий является, по мнению Л.Н. Гумилева, не только «кормящий ландшафт», но и веками складывающиеся обычаи и традиции, а также опыт тесного взаимодействия с соседними этническими, культурными, социальными, группами[44].
Можно проследить, например, сильные различия между жителями южных и северных регионов России, принадлежащих к одной национальности, проживающих в единых политических, экономических и социальных условиях, но унаследовавших различный культурный, нравственно-социальный опыт. Нельзя не отметить также то, что расслоение общества по материально-бытовому положению, профессиональному или социально- культурному статусу, принадлежность людей к определенным религиозным обществам, доступность большого объема информации о разных странах и народах через СМИ также насыщают среду инокультурными проявлениями для каждого человека.
В сегодняшней педагогической науке и практике используется достаточно много различных моделей поликультурного образования, воспитания школьников (О.В. Гукаленко, В.Н. Гуров, А.Н. Джуринский, Ф.Н. Зиатдинова, Р.Х. Кузнецова, Л.Л. Супрунова, Л.Т. Ткач, Е.А. Шабалдас)[45].
Моделированию подвергается, как известно, не сама личность ученика или учителя, а образовательная среда, в которой живут, взаимодействуют и функционируют субъекты процесса воспитания. Разработка авторских моделей формирования и развития личности обучающегося в поликультурной образовательной среде направлено на нахождение наиболее оптимальных и эффективных условий, способов, форм и средств воспитания и развития, но очень часто успех реализации таких моделей заложен не в условиях, а в механизмах их функционирования, то есть механизмах и способах взаимодействия личности и среды[46].
Мотивами поведения у детей школьного возраста чаще всего выступают потребность в общении и потребность в безопасности. Поведение детей имеет природные предпосылки, но по своему характеру, социально обусловлено, реализуется в межличностной культуре общения, в форме деятельности, во взаимодействиях с другими школьниками и взрослыми[47].
Педагогический поиск сегодня должен быть направлен на выработку механизмов взаимодействия различных культур – от индивидуально-личностных до общественных, на формирование личности, готовой к активному плодотворному диалогу культур в своем сознании, на развитие такого качества в рамках общего образования, которое бы позволяло личности с уважением относиться к инокультурным проявлениям остальных людей. В основе такого образовательно-воспитатетльного поиска должны находиться следующие потребности:
- потребность в новых знаниях, интерес человека ко всему новому. В этом случае задача учителя заключается в том, чтобы этот интерес не был агрессивным, носил благосклонный, сочувственный, миролюбивый характер;
- потребность во взаимодействии с окружающим миром – потребность в деятельности, общении, сотрудничестве. Задача учителя заключается в развитии нравственно-ценностных приоритетов и потребностей в формировании культуры мышления обучающегося, в анализе и оценке окружающего мира, развитии потребности в восприятии и реальном чувственном ощущении предметов и явлений окружающей социальной действительности;
- потребность в духовном самосовершенствовании, желание быть хорошим и стремление к становлению лучше, ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся ценностное отношение к реальному миру[48].
Реализация приведенных положений в теории и практике современного образования может выступить в качестве ведущего механизма развития поликультурной личности, способной к достойному восприятию нового, инокультурного, в качестве механизмов идентификации самой личности с той или иной культурой. Однако необходимо отметить, что и создание педагогических механизмов поликультурного воспитания, необходимых для формирования личности, моделей образовательной среды, равно как реализация и развитие перечисленных потребностей, как некоторой совокупности идей, принципов, должны осуществляться на основе общекультурных, общечеловеческих ценностей[49].
Развитие личности обучающегося как цель учебно-воспитательного процесса, определяющая его содержание и характер, реализуется с помощью осознания, осмысления, узнавания и присвоения этих ценностей. При моделировании поликультурной образовательной среды, несомненно, важен учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Так, например, говоря о подростках, необходимо помнить, что одним из ведущих факторов является характер его общения со сверстниками, взаимодействие с малыми социальными группами по потребностям и интересам, чего нельзя сказать о детях младшего школьного возраста, для которого семья и первая учительница важнее, чем уличная компания сверстников, а, значит, выступают в качестве средовых факторов, имеющих более сильное действие. Однако известные герои различных мультфильмов больше влияют на формирование личности младшего школьника, чем подростка. В младшем школьном возрасте осуществляется национальная самоидентификация личности школьника, поэтому немаловажна дифференциация воспринимаемой учеником информации с точки зрения формирования его социокультурного опыта[50].
Этнические представления у детей начинают складываться достаточно рано. По результатам исследования Ж. Пиаже, существует три стадии в формировании этнической идентичности ребенка: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, строит умозаключения для идентификации – место проживания, национальность родителей, родной язык, у него начинают укрепляться национальные чувства; в 10-11 лет у школьника формируется идентичность в полном объеме, в качестве особенностей разных народов он отмечает специфику традиционной бытовой культуры, уникальность истории[51].
Однако принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей далеко не единственный. При совершенствовании поликультурной образовательной среды необходимо учитывать, прежде всего, те средовые факторы, которые оказывают не только непосредственное влияние на личность обучающегося, но и отражают конкретные условия, присущие определенной социальной группе – классу, школе, региону, отражающие особенности ее формирования, развития и существования[52].
Проблемы поликультурного воспитания обусловлены, прежде всего, проблемами развития современного социума, среди которых на первый план выдвигаются следующие: этнокультурная идентификация и самоидентификация, формирование толерантной личности, развитие национального самосознания и другие. На данном этапе результатом процесса глобализации культурного пространства становится все большее количество разнообразных культур.